Организация производственной деятельности. Фирма

В этой и последующих двух главах рассматриваются процесс производства и сфера предложения товаров. Главным действующим лицом тут является фирма, она производит товары и предлагает их покупателям. Произведенные товары могут быть как потребительского назначения (хлеб, одежда, обувь и др.), так и производственного назначения (машины, оборудование, сырье и др.). В первом случае фирма участвует на рынке потребительских товаров, а втором случае - на рынке инвестиционных товаров.

Деятельность фирмы – объект теоретических исследований. Рассмотрим наиболее распространенные сейчас теории фирмы.

С позиций неоклассической теории фирма выступает как производственная ячейка, как структурное звено общественного хозяйства. Фирма, с одной стороны, представляет собой определенный комплекс труда, капитала и земли, с другой - она занимает согласно общественному разделению труда особое место, выпуская особые товары. По выпуску товаров различают промышленные, сельскохозяйственные и другие фирмы. Среди промышленных фирм есть фирмы, которые выпускают различные промышленные изделия, есть сельскохозяйственные фирмы, которые специализируются на производстве зерна, молока и т.д.

Согласно неоклассическойтеории, рынок является жизненной средой фирмы. Рынок задает основные параметры и целевую функцию деятельности фирмы. Фирма каждый раз согласует свою деятельность с внешними рыночными факторами: спросом, предложением, ценами и конкуренцией. Рыночные сигналы, основанные на соотношении спроса и предложения, ценовой информации, состоянии конкурентной борьбы служат исходной базой для организации деятельности фирмы, которая согласует с ней свои возможности.

В своем поведении и принятии решений фирма руководствуется принципом рациональности, или получением максимальной выгоды от производства товаров в сложившихся рыночных условиях. Свою выгоду фирма стремится реализовать в прибыли. Прибыль - главная цель и мотив поведения фирмы. Рынок и конкуренция, однако, требуют от фирмы не просто получения прибыли, а получения максимальной прибыли. Максимальная прибыль дает фирме больше преимуществ для развития и процветания.

Есть и другие взгляды на поведение и мотивацию фирмы. Некоторые экономисты считают, что существует целая группа показателей-индикаторов, которые определяют деятельность фирмы. Кроме прибыли к ним относятся объем продаж, доля рынка, конкурентоспособность товаров и др. Не отрицая значения отмеченных показателей, отметим, что они играют подчиненную роль и отражают лишь отдельные, хотя и важные стороны деятельности фирмы.

Есть еще такой взгляд на проблему поведения фирмы: фирма стремится не к максимальной прибыли, а к достаточной, удовлетворительной прибыли или к той прибыли, которая складывается под воздействием привычек, традиций, рутинного образа действий. С этим подходом нельзя согласиться, хотя для отдельных фирм такое поведение вполне приемлемо. Оно объяснимо, когда конкуренция заставляет слабые фирмы приспосабливаться к действиям сильных фирм.

В настоящем курсе экономической теории фирма рассматривается, прежде всего, как производственная единица рыночной организации. Это значит, что фирма в условиях рынка стремится к альтернативному выбору ресурсов и технологии, обеспечивающих такой выпуск товаров, которые дают максимальную прибыль.

Говоря о фирме, надо иметь в виду, что ее деятельность базируется на частной собственности, которая определяет присвоение и распределение конечных результатов работы фирмы, т.е. ее дохода. Если рассматривать только частную собственность, то фирмы различаются по таким формам частной собственности, как единоличная, совместная собственность отдельных лиц, акционерная. Фирмы, основанные на единоличной собственности, а также многие фирмы, основанные на совместной собственности типа товариществ и партнерств, относятся к фирмам с неограниченной ответственностью, т.е. организаторы этих фирм несут полную ответственность за результаты деятельности фирмы. Фирмы, основанные на акционерной собственности, называются корпорациями. Корпорации создаются по типу акционерных обществ, в которых формально все акционеры участвуют в хозяйственных делах фирмы. Организаторы корпорации несут ограниченную ответственность за результаты ее деятельности, т.е. прибыль как и убытки, распределяются соответственно доле внесенных в корпорацию средств акционерами. Корпорации играют ведущую роль в рыночной экономике. Их число по сравнению с единоличными хозяйствами и товариществами невелико, но они занимают главное место в производстве товаров и услуг.

В составе действующих фирм выделяют фирмы мелкие, средние и крупные. Классификация фирм производится с помощью показателей (количество работников, размеры активов, годовой оборот). В большинстве случаев мелкие фирмы базируются на единоличной собственности, а крупные фирмы организуются как корпорации. В современной рыночной экономике сложилось многообразие организационных форм хозяйственной деятельности. Рыночная экономика - смешанная экономика, своего рода симбиоз фирм по размерам производства (мелкие, средние, крупные) и различных фирм по формам собственности (фирмы с единоличной собственностью, товарищества, корпорации).

Примерно до середины ХХ века явственно наблюдалась тенденция концентрации производства, усиления экономической роли крупных корпораций. И в настоящее время гиганты индустрии и торговли определяют жизнь общества. Однако наблюдается своего рода ренессанс мелкого бизнеса. Мелкий бизнес во многих случаях оказался лучше приспособленным к дифференцированному и избирательному спросу потребителей. В условиях научно-технического прогресса мелкий бизнес решает многие проблемы, связанные с риском. Не случайно в ряде стран появилась широкая сеть венчурных (рисковых) предприятий, которые взяли на себя бремя первопроходцев в области новой техники.

Институциональная теория исходит из того, что фирма создается в первую очередь под влиянием внутренних факторов организации. Фирма выступает сначала как особая самодовлеющая единица, построенная на принципах жесткой иерархии и самоподчиненности. Каждое звено фирмы, каждый ее участок должны быть наилучшим образом соединены друг с другом, обеспечивая оптимальную организацию фирмы. Наконец, вступая в рыночную среду, фирма должна также оптимизировать свои отношения с другими фирмами и государством через налаживание системы связей и обмена. Издержки по организации фирмы, координации, согласованию иерархии, а также включению фирмы в экономическую систему рынка называют трансакционными издержками. Определяющий критерий организации фирмы - минимизация трансакционных издержек.

Общим основанием минимизации трансакционных издержек является четкое распределение прав и обязанностей, как во внутренней иерархии фирмы, так и в среде рынка. Распределение так называемого "пучка прав" собственности и спецификация этих прав позволяет снизить издержки по организации фирмы. Распределение «пучка прав» собственности четко определяет, кто владеет собственностью, кто управляет и принимает решения, кто получает доход от собственности, кто несет ответственность и т.д. Спецификация прав собственности призвана устранить "ничейные", а потому бесхозные ресурсы, определяет правомочия участников экономической деятельности и их мотивацию.

Главным инструментом организации фирмы, согласно институциональной теории, является контракт. Контракт - юридическое соглашение по вопросу организации и использования ресурсов фирмы между всеми хозяйствующими лицами на основе прав и обязанностей сторон. Фирма - это контракт, или система контрактов, направленных на минимизацию трансакционных издержек.

Особо выделяется теория трудового хозяйства. У истоков этой теории находился русский ученый-экономист А.В. Чаянов, который в 30-е годы ХХ века работал в Московской сельскохозяйственной академии им КА. Тимирязева. Область функционирования трудовых хозяйств в настоящее время ограничена. В российской экономике к ним относится большинство фермерских хозяйств, садовые товарищества, мелкие предприятия потребительского характера. Главные признаки трудовых хозяйств: использование по преимуществу собственного труда и орудий, на небольших земельных участках. Все это говорит об их относительно слабой связи рынком. Целевая функция трудового крестьянства - не максимальная прибыль, а валовой доход для семейного потребления, или доход от труда работников семьи, который в терминах рынка называется заработной платой. Преимущества трудовых хозяйств состоят в том, что благодаря накопленному опыту и знаниям работники эффективно используют главный ресурс – землю. В этих хозяйствах, как правило, лучше выполняются экологические требования к производимой продукции. Наконец, немаловажное значение имеет то, что производственный процесс осуществляется в условиях, которые формируют здоровый образ жизни. Вместе с тем трудовые хозяйства играют незначительную экономическую роль. Все они имеют низкую товарность и осуществляют функцию лишь самообеспечения. Для них характерна невысокая производительность, которая связана со слабой технической оснащенностью и недостаточным внедрением достижений современной науки.

Наши рекомендации