Как Вы считаете, какие факторы будут способствовать повышению предельной склонности к сбережению в России, а какие - действовать в направлении ее снижения?

ОТВЕТ:

Источником и потребления, и сбережений является располагаемый доход (Y), получаемый индивидуумом — личный доход за вычетом индивидуальных налогов. Потребление (С) — это использование части располагаемого дохода для текущего приобретения товаров краткосрочного и длительного пользования и услуг. Сбережения (S) — накопление части дохода для последующего потребления. Таким образом, и потребление, и сбережения являются функциями дохода (ВНП).

Другая часть располагаемого дохода используется для сбережений. Зависимость сбережений от величины дохода представлена на рисунке ниже

Как Вы считаете, какие факторы будут способствовать повышению предельной склонности к сбережению в России, а какие - действовать в направлении ее снижения? - student2.ru

График сбережений показывает, что при доходе, равном Y1, сбережения имеют отрицательное значение (сбережения сокращаются), при доходе Y2 сбережения равны нулю. Они возникают и начинают расти за пределами Y2 и по мере увеличения дохода возрастают абсолютно, растет и доля сбережений в доходе. Помимо дохода, на потребление и сбережения влияют и другие (недоходные) факторы, приводящие к изменениям потребления и сбережений при том же уровне дохода и смещению кривых потребления и сбережений:

¾ накопленное богатство;

¾ объем бесплатных услуг, оказываемых населению (бесплатное образование, здравоохранение и т.п.);

¾ насыщенность рынка товарами;

¾ уровень налогообложения;

¾ задолженность по потребительским кредитам;

¾ ожидания изменения цен, доходов и др.

Очевидно, что изменения всех этих факторов (кроме изменений в налогообложении) оказывают противоположное воздействие на потребление и сбережения. Например, ожидание роста цен будет увеличивать текущее потребление и, соответственно, снижать сбережения; сокращение накопленного богатства, наоборот, будет снижать потребление и увеличивать сбережения и т.д. Только увеличение или сокращение налогов однонаправленно влияет на потребление и сбережения, т.е. если налоги снижаются, то расти будет и потребление, и сбережения, и наоборот.

Задание 9

Определите, к какой категории населения относятся ниже перечисленные лица. Если это безработные, то к какому типу безработицы они принадлежат:

¾ гражданин Киселев вернулся из мест лишения свободы, отсидев срок за воровство. Сначала он попытался найти работу, но его никуда не взяли. Он потерял всякую надежду прожить честным трудом и взялся за старое.

¾ монтажница Кузина всю жизнь проработала на оборонном заводе. В годы кризиса ее завод закрылся, и она устроилась на машиностроительный, но и там произошло сокращение производства и ее уволили. Ей пришлось пойти уборщицей в коммерческий банк, там хорошо платили, но финансовый кризис привел к банкротству банка, и Кузина опять потеряла место. Теперь она снова в поисках работы.

¾ студентка Козлова закончила исторический факультет КГПУ, но идти работать учителем она не хочет, ищет более выгодную работу. Ей пообещали место в редакции журнала «Весть», и она ждет, когда оно освободится.

¾ преподаватель Баранов был в длительной командировке в одной из африканских стран, преподавал там научный коммунизм. Когда он вернулся в Россию, оказалось, что этого предмета в учебной программе вузов нет. Баранов отправился на биржу груда, чтобы его направили на работу. Как поступит работник службы занятости.

ОТВЕТ:

Для ответа на этот вопрос необходимо учесть следующие теоретические понятия.

Безработица — это социально-экономическое явле­ние, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной ар­мией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавца­ми трудовых услуг, безработица понижает их жизнен­ный уровень, причем иногда весьма значительно. Не ис­пользуемые сегодня трудовые услуги утрачиваются эко­номикой навсегда.

Точки зрения на причины безработицы:

¾ Причина безработицы — завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники,не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы

¾ Причина безработицы — слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу

¾ Причина безработицы — негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места

Безработный и неработающий не являются синони­мами. Человек может не работать по многим причинам: студенты очной формы обучения, пенсионеры, инвали­ды, матери, воспитывающие детей в возрасте до трех лет и т. д. К категории безработных относят только тех, кто ищет работу. Т.н. «естественная» безрабо­тица – 5,5-6,5% трудоспособного населения страны. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

Далее рассмотрим каждый случай отдельно:

1. Гражданин Киселев вернулся из мест лишения свободы, отсидев срок за воровство. Сначала он попытался найти работу, но его никуда не взяли. Он потерял всякую надежду прожить честным трудом и взялся за старое.

В случае с Киселевым безработица является скрытой, поскольку он не обратился в центр занятости для трудоустройства. Но, в дальнейшем, когда он взялся за старое, назвать его безработным не представляется возможным.

2. Монтажница Кузина всю жизнь проработала на оборонном заводе. В годы кризиса ее завод закрылся, и она устроилась на машиностроительный, но и там произошло сокращение производства и ее уволили. Ей пришлось пойти уборщицей в коммерческий банк, там хорошо платили, но финансовый кризис привел к банкротству банка, и Кузина опять потеряла место. Теперь она снова в поисках работы.

Безработица Кузиной является скрытой, поскольку не указано, что она обратилась в центр Занятости для поиска новой работы. Так же можно определить безработицу в данном случае можно характеризовать как циклическую. Так как указано, что предприятия, на которых работала Кузина закрывались из-за экономической неблагоприятной ситуации.

А по определению, циклическая безработица - связана с перепадами в экономике; во время спада спрос на продукцию уменьшается, а значит, нужно меньшее количество рабочей силы, в периоды подъема спрос увеличивается, а значит, растет число рабочих мест.

3. Студентка Козлова закончила исторический факультет КГПУ, но идти работать учителем она не хочет, ищет более выгодную работу. Ей пообещали место в редакции журнала «Весть», и она ждет, когда оно освободится.

Студентку Козлову нельзя назвать безработной, поскольку она может работать по специальности, но не хочет. И не ищет возможные варианты занятости, а ждет конкретного рабочего места.

4. Преподаватель Баранов был в длительной командировке в одной из африканских стран, преподавал там научный коммунизм. Когда он вернулся в Россию, оказалось, что этого предмета в учебной программе вузов нет. Баранов отправился на биржу груда, чтобы его направили на работу. Как поступит работник службы занятости.

Данный тип безработицу можно назвать структурной. Сотрудник службы занятости должен поставить преподавателя Баранова на учет по безработице и предложить ему другой вид деятельности, которым может заняться Баранов или отправить на переподготовку и обучение новой специальности.

Задание 10

Наши рекомендации