Функции налогов, выражая их социально-экономическую сущность, позволяют понять налог, его взаимосвязь с другими экономическими категориями.

Выделяют следующие функции налогов:

1. Фискальная

Фискальная функция позволяетформировать доходную часть бюджета и внебюджетных фондов РФ.

Имея финансовые ресурсы, государство может выполнять свои основные задачи – в области экономики, внутренней и внешней политики, социальной защиты населения и т.д.

Воздействует на процесс производства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста повышает доходы определенных групп населения.

2. Контрольная функция позволяет:

· следить за своевременностью и полнотой исполнения налогоплательщиками своих обязательств;

· оценить эффективность налоговой системы;

· определить задачи и пути реформирования налоговой системы;

Распределительная

Распределительная функция позволяет государству распределять и перераспределять полученные средства в соответствии со своими целями и задачами.

Через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную.

4. Регулирующаяозначает, что налоги, активно участвуют в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Регулирующая функция дает возможность государству управлять экономическими процессами внутри страны, решать различные задачи налоговой политики посредством налоговых механизмов. Так, применяя те или иные налоговые ставки, систему льгот, отсрочек и рассрочек в уплате налогов и т.п. государство может:

· осуществлять контроль соотношения денежной и товарной массы;

· регулировать инвестиционную и инновационную активность предпринимателей, создавая тем самым условия для развития как перспективных отраслей экономики, так и для поддержки низкорентабельных, но общественно значимых – образования, здравоохранения и др.;

· выравнивать региональные и местные уровни развития путем перераспределения бюджетных средств, предоставления регионам различного рода налоговых льгот и освобождений;

· воздействовать на механизм антикризисного регулирования и т.п

Финансовые принципы:

· достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;

· эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

Экономико-хозяйственные принципы:

· надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;

· разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

37.Валютный курс. Факторы, определяющие его величину.

Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны,драгоценных металлах, ценных бумагах.

Понятие «обмен валюты» связано с такой её характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валютыопределяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. Таким образом, конвертируемость — это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту на валютных рынках.

Основным понятием, используемым для пояснения валютных курсов является паритет покупательной способности, ППС , для формулирования которого обычно применяют так называемый закон одной цены: цена товара в одной стране должна быть равна цене товара в другой стране; а поскольку эти цены выражаются в разных валютах, это соотношение цен и определяет курс обмена одной валюты на другую.

К структурным факторам относятся: конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение; состояние платежного баланса страны; покупательная способность денеж­ных единиц и темпы инфляции; разница процентных ставок в различных странах; государственное регулирование валютного кур­са; степень открытости экономики. Конъюнктурные факторы свя­заны с колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами. К ним относятся: деятель­ность валютных рынков; спекулятивные валютные операции; кри­зисы, войны, стихийные бедствия; прогнозы; цикличность дело­вой активности в стране.

38.Сущность и принципы кредита .Основные формы кредита .

На практике кредитные отношения представляют собой передачу в пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности, что осуществляется в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием.

Сущность же кредита всегда устойчива и неизменна: кредит – это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости в товарной или денежной форме.

Субъектами кредитных отношений являются кредитор и заемщик. Кредитор — это субъект кредитных отношений, передающий стоимость во временное пользование, а заемщик – субъект, получающий кредит и обязанный возвратить его в установленный срок. В рамках кредитных отношений они могут меняться ролями: кредитор может стать заемщиком, а заемщик — кредитором. Для современного уровня развития товарно-денежных отношений характерно также одновременное функционирование субъектов в качестве и кредиторов, и заемщиков. Так, например, банки в одно и то же время на протяжении всей своей деятельности являются и кредиторами, и заемщиками.

Объектом кредитной сделки выступает ссуженная стоимость, то есть стоимость в денежной или товарной форме, которую кредитор передает во временное пользование заемщику.

К основным принципам кредитования относят срочность и возвратность, целевой характер, материальную обеспеченность, платность.


Срочность и возвратность означают, что кредит, предоставляемый кредитополучателю, должен быть возвращен в срок, определенный кредитным договором.

Целевой характер кредита, его назначение определяет, прежде всего, кредитополучатель, однако и банк при выделении кредита исходит из его назначения, из конкретного объекта кредитования, из конкретного проекта. Соблюдение принципа целевого направления кредита обеспечивает его возвратность в установленные сроки, так как эти сроки рассчитаны на выполнение определенных хозяйственных операций.
Принцип материальной обеспеченности кредитования означает, что кредитополучатель должен осуществить прокредитованный проект, приобрести те товарно-материальные ценности или осуществить затраты, под которые выдан кредит. Однако на практике зачастую в момент предоставления кредита ему не противостоят конкретные товарно-материальные ценности, затраты. Такие кредиты, например, выдаются под будущие затраты по производству продукции, развитию коммерческой деятельности, предпринимательства и др. Здесь в качестве обеспечения возврата кредитов могут приниматься залог имущества, гарантия, поручительство, страховое свидетельство о страховании ответственности за непогашение кредитов и др.

1. Коммерческий кредит — предоставляемый одними функционирующими предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.

2. Банковский кредит выдается банками, специальными кредитно-финансовыми учреждениями, функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд. Это основной вид кредита в современных условиях.

3. Потребительский кредит предоставляется потребителям в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского кредита (ссуды на потребительские цели).

4. Ипотечный кредит — это долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли, производственных и жилых зданий).

5. Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство и местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. 6. Международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности. 7. Сельскохозяйственный кредит предоставляется банками на длительный срок для покрытия крупных капиталовложений в сельскохозяйственное производство, как правило, под обеспечение недвижимостью. 8. Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки.

39.Последствия инфляции и антиинфляционная политика

Незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна стимулировать производство.

Инфляция, вышедшая из – под контроля оказывает на экономическое развитие негативное влияние:

· подрывает стимулы к трудовой деятельности, так как уменьшает возможность реализации трудовых заработков;

· усиливает социальную дифференциацию населения, сужает возможности накопления;

· ослабляет позиции властных структур, вызывает рост недовольства, усиление нажима на правительство с требованиями увеличения заработной платы, получения дополнительных льгот и субсидий. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке нередко принимает довольно острые формы;

· возникают инфляционные ожидания у предприятий и населения. Ожидая повышения цен, покупатели увеличивают спрос, а предприятия заранее повышают цену на свою продукцию. Но возможна и обратная ситуация - дефляционные ожидания, т.е. ожидания снижения цен. Такой эффект проявляется при высоком доверии правительству, которое предполагает снижение цен. В результате спрос на товары начинает падать, что ведёт к снижению цен. Такая ситуация получила название эффекта Пигу;

· снижаются реальные доходы населения при росте номинальных, что приводит к снижению совокупного спроса;

· ускоряется процесс материализации денежных средств в товары– бегство от дешевеющих денег;

· происходит скрытая конфискация денег у населения государством через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;

· при высокой инфляции реальные налоговые поступления в бюджет уменьшаются, так как они обесцениваются за период с момента начисления до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи – Оливеры;

· обесцениваются сбережения населения;

· снижается реальная ставка процента при росте номинальной; кредит дорожает;

· уменьшается заинтересованность производителя в создании качественных товаров, сокращается производство относительно дешёвых товаров;

· цены перестают выполнять информационную функцию; наблюдается нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;

· ухудшаются условия жизни пенсионеров, служащих, студентов, т.е. представителей социальных групп населения с твёрдыми доходами;

· неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой, а иногда и за пределы национальной экономики.

Имеется и ряд положительных последствий инфляции:

· от инфляции выигрывают заёмщики, так как они возвращают в счёт уплаты долга уже обесценившиеся деньги;

· в условиях инфляции выигрывают валютные спекулянты, сфера торговли, а также те, кто вложил свои деньги в недвижимость, ювелирные изделия, драгоценные металлы, произведения искусства;

· в короткие промежутки времени наблюдается обратная зависимость между темпом инфляции и уровнем безработицы.

Однако отрицательные последствия инфляции перевешивают положительные. Неконтролируемая высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты: домохозяйства, бизнес, государственный бюджет. Высокая инфляция не даёт деньгам выполнять их функции, разрушает банковскую систему.

Негативные социально – экономические последствия инфляции вынуждают государство проводить определённую антиинфляционную политику, т.е. комплекс мер по устранению причин этого негативного процесса.

Важнейшей целью антиинфляционной политики является управление инфляционным процессом таким образом, чтобы сделать инфляцию предсказуемой, а её уровень – умеренным.

Методы борьбы с инфляцией зависят от её характера, т.е. от причин её возникновения и темпов роста цен.

К основным инструментам антиинфляционной политикиотносятся:

· преодоление бюджетного дефицита;

· регулирование государственного долга;

· денежная и кредитная политика;

· планы стабилизации;

· внешнеэкономическая политика;

· антимонопольная политика.

Таким образом, основной принцип борьбы с инфляцией – ликвидация причин её возникновения. Наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание её темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.

Наши рекомендации