Малый бизнес в России и совершенная конкуренция
Уже приведенный нами простейший, постоянно встречающийся в повседневной жизни пример с торговлей хлебом наводит на мысль, что теория совершенной конкуренции не столь далека от российской реальности, как можно подумать.
Дело в том, что большинство новых бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т. е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются «дикие» бригады ¾ мельчайшие фирмы, часто действующие без всякой регистрации. Специфически русским феноменом является и «мелкооптовая торговля» ¾ на многие языки этот термин даже трудно перевести. По-немецки, например, оптовая торговля называется «крупной торговлей» ¾ Grosshandel, поскольку обычно ведется в больших масштабах. Поэтому, русское словосочетание «мелкооптовая торговля»немецкие газеты часто передают абсурдно звучащим термином «мелкокрупная торговля».
Челноки, торгующие китайскими кроссовками; и ателье, фотографии, парикмахерские; продавцы, предлагающие одни и те же марки сигарет и водки у станций метро, и автомастерские; машинистки и переводчики; специалисты по ремонту квартир и торгующие на колхозных рынках крестьяне ¾ всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто. Вообще, пусть и с некоторым преувеличением, Россию можно назвать страной-заповедником совершенной конкуренции. Во всяком случае близкие к ней условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес (а не приватизированные предприятия).
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 Более строго понятие однородности продукции может быть выражено через величину перекрестной эластичности спроса по цене на эти товары. Для любой пары предприятий-производителей она должна быть близка к бесконечности. Экономический смысл этого положения таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий.
Тема 8. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Особое внимание при изучении темы обратите на содержание видеолекции «Поведение в краткосрочном и долгосрочном периодах (монополистическая конкуренция)». Затем проверьте свои знания по теме, выполнив контрольные задания и ответив на вопросы для самопроверки, приведенные ниже.
Вопросы для самопроверки
1. Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции. В чем состоит критерий несовершенной конкуренции.
2. Каковы специфические условия рынка монополистической конкуренции?
3. Что такое дифференциация продукта, и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?
4. Объясните, почему дифференциация продукта играет большую роль в адаптации российской экономики к рынку.
5. Объясните принцип выбора оптимального размера выпуска продукции в условиях монополистической конкуренции.
6. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?
7. Опишите динамический аспект положения фирмы ¾ монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Какую роль играют повторные дифференциации продукта?
8. Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.
9. Насколько распространена монополистическая конкуренция в мировой и российской экономике?
10. Обсудите плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции. Прокомментируйте «теорему избыточной мощности».