Совершенная конкуренция в России

Условия для существования совершенной конкуренции в современной России. История развития рыночных отношений в России была довольно-таки сложной: дважды рынок возникал и уничтожался, а теперь вновь возрождается. В конце XIX – начале ХХ в. в России существовали рыночные отношения, основанные на свободном товарно-денежном обращении, что позволило ввести золотой стандарт. Однако во время Гражданской войны 1918-1921 гг. хозяйство страны пришло в такое состояние упадка и разрухи, что рыночные связи были нарушены.

Рынок вновь возник весной 1921 г. Проводимая советской властью новая экономическая политика создала благоприятные условия для возрождения товарного производства и денежного обращения. Но с начала 30-х годов и на десятилетия государство установило абсолютную монополию, которая опиралась на всеохватывающую рыночную власть. Оно сосредоточило в своих руках производство и продажу основной массы товаров и услуг, закупало подавляющую часть сырьевой продукции у сельскохозяйственных кооперативов. Свободное предпринимательство было запрещено, а рыночная конкуренция была заменена социалистическим соревнованием. Так, со второй половины 50-х и до 90-х гг. ХХ в. государство систематически увеличивало размер денежной зарплаты главным образом мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим. Повышались денежные доходы сельских жителей , поскольку возрастали государственные заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Но при этом цены на товары народного потребления оставались неизменными. В итоге покупательский спрос обгонял предложение, что усиливало товарный дефицит. [18]

Большой ущерб стране наносило несоответствие между запланированными пониженными ценами на средства производства и гораздо более высокими ценами на эту продукцию на мировом рынке. Продажа непомерно удешевленных ресурсов приводила к их неэкономному использованию внутри страны и к невыгодным сделкам с иностранными покупателями.

Итак, каков путь к цивилизованному конкурентному рынку. В 1992 г., когда в России был провозглашён ускоренный переход к рыночной экономике, обнаружились большие трудности. Дело в том, что между стартом – абсолютной монополией государства и финишем – современным конкурентным рынком, дистанция огромного размера. С самого начала создания рынка важно правильно определить тип рыночных отношений. Инициаторы рыночных преобразований выбрали явно ошибочный путь – переход к свободному рынку. На таком рынке его участники могут сами решать: где и что продавать, по каким ценам. В итоге возникло множество неразвитых и нецивилизованных продовольственных и вещевых рынков, на которых велась индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Под предлогом перехода к свободному рынку в январе 1992 г. была провозглашена либерализация цен. На самом деле начался беспредельный рост цен: только в 1992 г. потребительские цены подскочили в 26 раз.

Реформаторы утверждали, что либерализация цен создаст рынок, который начнёт регулировать всю экономику, упорядочивая её развитие. Но инфляция уподобилась сказочному джину, доставлявшего массу неприятностей и бед населению. В середине 1990-х гг. были приняты следующие меры: усилено регулирование рыночных отношений посредством разработки множества правовых норм и законов; стала решительно проводиться антиинфляционная политика. Создание рынка, соответствующего современным требованиям, предполагает осуществление ряда других мер: полностью развить всю систему рынков, включая рынки оптовой торговли средствами производства, недвижимости, ценных бумаг; усилить контроль за монополистическим ценообразованием; шире применять цивилизованные формы конкуренции; способствовать более быстрому развитию мелких и средних предприятий. Они могут создать ту необходимую массовость, которая позволяет развиваться рынку по его собственным законам.

Для возможности существования в России совершенной конкуренции, сейчас нужно многое изменять. С самого начала создания рынка важно правильно определить тип рыночных отношений. Необходимо наличие эффективного политического руководства со стороны исполнительной власти. Государственные лидеры обязаны разъяснить необходимость проведения сложных преобразований. Так же необходима решительность действий правительства в самом начале его деятельности. Тем более что у каждой страны есть свой лучший путь экономических преобразований.[18]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Совершенная конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применены понятие доход и издержки. Совершенная конкуренция служит ясной многозначной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объемов производства.

Функционирование совершенно конкуренции экономики дает нам образец или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реально экономики.

Рынок совершенной конкуренции - это идеальная модель рынка. Такого рынка ни в одной стране мира никогда не было в прошлом , нет в настоящем, и , очевидно, не будет и в будущем, но стремится к нему нужно.

Но и у совершенной конкуренции есть свои достоинства и недостатки.

Рынок совершенной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

Успех деятельности конкурентной фирмы находится в прямой зависимости от выбора метода конкурентной борьбы.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на:

- ценовую или конкуренцию на основе цены; неценовую или конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами - аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее.

К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала).

Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы

Наши рекомендации