Налоги и эластичность предложения
Посмотрим теперь, что происходит при введении налогов на рынках с разной эластичностью предложения (рис. 4.24 а, б).
Повторяя уже знакомый нам ход рассуждений, можно установить, что:
· объем налоговых сборов значительно выше при неэластичном, чем при эластичном предложении;
· при неэластичном предложении их бремя ложиться на производителя, а при эластичном ¾ на потребителя.
Графическая иллюстрация ситуации станет понятной, если вспомнить, что для производителя высокая эластичность предложения означает, в частности, возможность маневрировать условиями и результатами своей деятельности. Например, изменять ассортимент, технологию и объем выпускаемой продукции. Закономерно, что все это позволяет, приспосабливаясь к рыночной конъюнктуре, перекладывать большую долю налога на потребителя. И наоборот, производители с неэластичным, «негибким» предложением вряд ли смогут переложить налоговое бремя на потребителей, что и отразила наша модель на рис. 4.24 а.
Рис. 4.24. Распределение налога с продаж в условиях различной эластичности предложения
В целом результаты введения новых налогов при разной степени эластичности спроса и предложения сведены вместе в табл. 4.3.
Таблица 4.3. Последствия повышения налогов при разной эластичности спроса и предложения
Проблема государственного вмешательства в целом
Оба рассмотренных нами направления вмешательства государства в рыночный механизм ценообразования исходят из предпосылки, что государство заботится о благосостоянии общества. Однако на деле последствия такого вмешательства противоречивы.
Вмешиваясь в рыночное ценообразование, государство меняет размеры и направления денежных потоков, идущих от потребителей к производителям, т. е., по сути, ограничивает свободу потребительского выбора и берет на себя те функции, которые в идеальной рыночной модели должен выполнять потребитель. В результате снижается экономическая эффективность, возрастают административные затраты и бюрократическая опека. Рынок сопротивляется вмешательству извне и мстит за него. Рост бюрократии в свою очередь тянет за собой ряд очевидных, особенно в условиях России, последствий от искажения информации о реальных экономических процессах до возрастания коррупции.
Тем не менее без государственного вмешательства не существует современный рынок. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, ¾ вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия. И задача общества ¾ не устранить это вмешательство, а свести к минимуму его негативные последствия.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 Легко понять, что сохранившаяся часть излишков потребителя лежит между кривой спроса D и линией Р1 О1. А излишки производителя ¾ между линией РS А и кривой предложения S1.
Общее понятие об основных теориях стоимости