Величина эластичности спроса
Эластичность можно измерить с помощью уже упомянутого коэффициента эластичности. Представим его в виде формулы
Приведенная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. Так, в случае эластичного спроса, когда прирост количества больше уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу (ЕD > 1); при неэластичном спросе, напротив, ЕD < 1; а в случае спроса единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно изменению количества, устанавливается равенство ЕD = 1 (от которого, собственно, и пошло название единичная эластичность).
Рис. 4.14. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью
Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши ¾ драгоценностей, мехов, черной икры и т. п., и для достаточно дорогих предметов потребления, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и др. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами ¾ на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, расходы на общественный транспорт и пр.
Давая графическую интерпретацию эластичности (рис. 4.14), обратим внимание на то, что, чем больше коэффициент эластичности, тем в принципе более пологая кривая спроса. А чем меньше он, тем более круто (опять-таки, в принципе ¾ уточнение см. ниже) падает кривая.
Кроме рассмотренных трех случаев эластичности спроса по цене, можно указать еще два ¾ абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос. На рис. 4.15 даны графики спроса для этих двух случаев.
Рис. 4.15. Экстремальные случаи эластичности спроса: а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный
В случае абсолютно эластичного спроса ¾ это горизонтальная кривая спроса (рис. 4.15 а) ¾ потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса (Е = ¥). В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен. То есть изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), а кривая вырождается в вертикальную прямую (рис. 4.15 б).
В качестве примера спроса, приближающегося к абсолютно неэластичному, можно указать на ситуацию с некоторыми медикаментами. Например, спрос на инсулин для больных сахарным диабетом (без него человек может умереть, а при правильном приеме нормально доживает до старости). Абсолютно эластичный спрос характерен для ситуации совершенной конкуренции (см. параграф 6.1), когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобретать любое количество товаров по данной цене.
Особенно важны экстремальные случаи эластичности как полезные абстракции, позволяющие понять суть многих экономических процессов.