Инфляция и ее формы.Антиинфляционная политика государства.
Инфляция представляет собой состояние национальной экономики, характеризующееся ростом общего уровня цен, падением покупательной способности населения и обесценением национальной денежной единицы. Количественными характеристиками инфляции является уровень инфляции, который определяют с помощью индексов цен.
В зависимости от причины возникновения инфляции различают два ее типа: инфляцию спроса и инфляцию издержек.
Инфляция спроса возникает в условиях полной занятости ресурсов, когда растущий совокупный спрос не может быть удовлетворен увеличением совокупного предложения, так как расширение производства невозможно из-за отсутствия ресурсов. Единственным ограничителем растущего совокупного спроса становятся растущие цены. Цены будут расти до тех пор, пока не будет остановлен рост совокупного спроса. Так раскручивается инфляция спроса.
Государство должно осуществлять меры, которые ограничили бы совокупный спрос. В этом случае проводится политика «дорогих денег»: повышается ставка процента, сокращается кредитная экспансия, сокращаются государственные расходы.
Инфляция издержек, или предложения возникает из-за несоответствия между темпом роста издержек производства и темпом роста производительности труда. Этот вид инфляции представляет собой кейнсианский вариант объяснения инфляции. Здесь цена зависит от соотношения прироста заработной платы и производительности труда.
Пока прирост заработной платы отстает или соответствует росту производительности труда, инфляция отсутствует. Когда прирост заработной платы превышает пророст производительности труда, развивается инфляция. Повышение заработной платы может сразу и не привести к росту цен, оно может компенсироваться уменьшением прибыли. В конце концов, цены начнут расти. Это также может произойти из-за роста цен на сырье. Меры по предотвращению этого типа инфляции связаны с ростом производительности труда, ограничением роста заработной платы, прибылей и цен, снижением ставки процента, использования субсидий, поощрения конкуренции.
В соответствии с классификационными признаками различают следующие виды инфляции:
1) В соответствии с темпом роста цен инфляция может быть умеренной или ползучей (3-5% в год); галопирующей – цены меняются очень быстро (до 200% в год); гиперинфляция – цены могут увеличиваться на 50% в неделю.
2)Степень расхождения цен. В зависимости от того в каких отраслях и в какой степени раскручивается инфляция она может быть сбалансированной и несбалансированной. Сбалансированнаяинфляция – когда цены меняются пропорционально во всех отраслях. Несбалансированная инфляция – цены резко увеличиваются в различных отраслях.
3) В зависимости от ожидаемости и предсказуемости инфляции, она может быть: ожидаемой – прогнозируется и в соответствии с прогнозом принимают меры по её ослаблению; неожиданной – неожиданно возникает для основной массы населения.
4) По форме проявления инфляция может быть подавленной – возникает в условиях товарного дефицита; скрытой – проявляется в несоответствии качества товара его цене. Этот вид инфляции может проявиться при различных методиках подсчёта стоимости потребительской корзины; открытой – проявляется в росте общего уровня цен в национальной экономике.
Государство при выборе методов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики.
Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная политика), проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
В контексте детализации системных причин инфляция и стратегического курса на их подавление целесообразно выделить ряд факторов:
· Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
· Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
· Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
· Повышение взимаемых налогов на производство в одной отрасли или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
· Снижение обменного курса национальной валюты;
· Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами.
Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.
Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции.