Экономическая безопасность государства.
Экономическая безопасность – фундамент национальной безопасности так как состояние национальной безопасности напрямую зависит от экономического потенциала страны. Все вышеперечисленные элементы национальной безопасности так или иначе не могут быть реализованы без экономического обеспечения.
Не существует общепринятого понятия «экономическая безопасность страны». Обычно она связывается с:
· реализацией правительством намеченных целей в области экономического развития;
· устойчивостью этого развития;
· обеспечением темпов развития, достаточных для повышения благосостояния общества;
· степенью удовлетворения потребностей общества в благах;
· воспроизводством экономического потенциала и его уровнем;
· поддержанием конкурентоспособности страны;
· безпроблемным доступом к рынкам сырья и сбыта и рядом иных проявлений.
Угрозы экономике рассматриваются как негативные факторы, препятствующие ее устойчивому динамичному развитию как условию роста общественного благосостояния. В зависимости от целей анализа безопасности, они классифицируются по разным основаниям:
· в зависимости от происхождения: на внутренние и внешние;
· в зависимости от природы: на политические, военные, экологические, информационные, социальные и др.
· в зависимости от источника негативного воздействия: на угрозы в бюджетной, налоговой, финансово-кредитной, инвестиционной, денежно-валютной и пр. сферах;
· в зависимости от длительности угрозы: на длительные, возникающие эпизодически и носящие временный характер;
· в зависимости от степени опасности угроз - классификация их по оценочной (балльной) шкале.
· возможны и иные принципы классификации.
Каждая угроза может быть идентифицирована, измерена и оценена посредством использования этих подходов в их сочетании.
Наиболее общим делением экономических угроз является их подразделение на два типа: внутренние и внешние. В свою очередь каждый из этих типов может быть представлен как набор разных особых видов.
Возьмем, к примеру, внутренние угрозы. Они порождаются причинами национального характера - явлениями и процессами, сарождающимися внутри страны. Эти причины могут иметь качественно разную природу, быть: политическими (ошибки и просчеты в процессе принятия политических решений, которые вызывают напряженность в отдельных сферах экономики); военными (гипертрофированное развитие ВПК, которое ведет к ослаблению развития других сфер, деформации структуры экономики и в конечном итоге к ухудшению положения всей экономической системы); экологическими (нарушением экологии, влекущим может вызвать падение пр-ва); социальными (социальные взрывы, преступность, наркомания, алкоголизация, утечка умов, межнациональные противоречия и др.) и др.
Каждая из указанных причин имеет свой источник зарождения. Сегодня наиболее существенные внутренние угрозы для экономики России зародились в целом ряде сфер деятельности. Угрозу стабильности и прогрессу экономики несут явления и процессы в следующих областях:
· Сфера госрегулирования. Здесь опасность порождают отсутствие четкости и приоритетов в стратегических ориентирах развития национального хозяйства; ослабление управляемости хозяйства; возрастание коррумпированности в органах управления.
· Правовая сфера. Особо неблагоприятным в ней является отсутствие эффективных механизмов, обеспечивающих защиту всех хозяйствующих субъектов
· Организационно-техническая сфера, негативными сторонами которой являются . В ней низкие темпы обновления технической и технологической базы экономики, консервация неэффективных организационных отношений и форм управления; сохранение экстенсивных основ развития и отставание в развитии передовых технологических укладов;
· Организационно-экономическая сфера, отличающаяся низкой инновационной активность хозяйствующих субъектов и их склонностью к риску, высокой степенью развития криминальных и теневых сторон экономической деятельности, структурной деформацией хозяйства и неравномерностью развития его подсистем;
· Сфера финансов, порождающая угрозы ввиду низкой устойчивости и гибкости национальной финансовой системы, ее слабой ориентации на долгосрочные приоритеты развития;
· Социальная и демографическая сфера. Ее негативная роль связана, в частности, с низкими темпами расширенного воспроизводства населения и прогрессирующей трудонедостаточностью, растущей дифференциацией доходов различных групп населения и недостаточным уровнем потребления благ и услуг важных для воспроизводства человеческого капитала.
Внешние угрозы порождаются причинами, возникающими во внешней для страны среде. Россия, имеет экономику открытого типа. Эта открытость и дает возможность внешним факторам влиять на национальную экономику. Конечно, одна часть этих факторов нейтральна либо благоприятна для национальной экономики (например, процесс заимствование технологий), однако, другая таит потенциальные угрозы. Реализованный в 90-х годах либеральный подход к реализации «открытости» это показал. Он породил такие последствия для экономики, обусловленные неконтролируемым воздействием внешних причин, как:
· деградация промышленного потенциала страны, разрушение целых отраслей и отдельных предприятий;
· консервация структуры экономики с преобладанием добывающей промышленности и трудоемких «грязных» производств;
· усиление финансовой и технологической зависимости от индустриально развитых стран, их сообществ и институтов;
· закрепление за Россией роли потребителя готовой продукции;
· потеря части внутреннего рынка национальными производителями и др.
Сегодня внешние угрозы для экономики страны не устранены, хотя и несколько изменились. Назовем основные из них. Это:
· кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем,
· усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы
· сужение рынков сбыта, в том числе традиционных товаров экспорта;
· низкая защищенность отечественного производителя;
· высокий уровень зависимости от импорта;
· сохранение масштабных неуправляемых миграционных процессов;
· утечка денежно-валютных ресурсов за рубеж;
· продолжающаяся «утечка умов»;
· целенаправленные действия зарубежных организаций, стран и сообществ государств, направленные на ограничение роли РФ в деятельности международных финансово-экономических и торговых структурах и организациях; сдерживание интеграционных процессов и ослабление внешнеэкономических связей РФ с другими государствами; на ограничение присутствия страны на зарубежных рынках и на ограничение ее доступа к передовым технологиям.