Барьеры входа на рынок и выхода с рынка.
Барьеры входа на рынок и выхода с рынка относятся к важнейшим характеристикам структуры рынка. Это факторы объективного и субъективного порядка, которые необходимо тщательно исследовать и учесть при организации рыночной деятельности фирмы. Вследствие существования таких барьеров фирмы, уже действующие на рынке, в значительной степени освобождены от необходимости опасаться внезапно возникших конкурентов.
Барьеры выхода с рынка могут быть связаны со значительными издержками, например, с необходимостью продаж специализированного оборудования, что значительно повышает уровень рисков для фирмы. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка в сочетании с высоким уровнем концентрации фирм на рынке дают возможность фирмам поднимать цены выше предельного уровня издержек, получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.
Различают два типа барьеров.
К первому из них относятся объективные характеристики отраслевого рынка, так называемые нестратегические барьеры:
- технология производства;
- предпочтение потребителей;
- динамика спроса;
- иностранная конкуренция.
Ко второму типу относятся так называемые стратегические барьеры, связанные с фундаментальными основами поведения фирм на рынке, включая:
- стратегическое ценообразование, ограничивающее рыночный вход потенциальных фирм – конкурентов;
- стратегическая, долгосрочная политика в области расходов на исследования, разработки, научно-технические и организационные инновации;
- патентная политика;
- вертикальная интеграция;
- дифференциация продукта.
Стратегические барьеры тесно связаны со стратегической концепцией фирмы, характеризующей активное взаимодействие фирмы с окружающей средой. Стратегия понимается как активная целенаправленная политика взаимодействия фирмы с окружающей средой в текущем и долгосрочном периодах, включая преодоление рисков в точках неустойчивого равновесия. Фирма должна стремиться:
- учитывать поведение международных экономических организаций, а также самого правительства в реализации экономической политики и формировании долгосрочных международных и национальных экономических перспектив;
- исследовать и учитывать динамику процессов поведения конкурентов;
- активно воздействовать на спрос, формировать потребительские предложения, добиваться желаемого налогообложения, таможенных пошлин, квот, принятия антимонопольных законов и т.д;
- активно участвовать в формировании отраслей, микроэкономической (и макроэкономической) политики государства;
- активно формировать свой экономический потенциал – портфель заказов, наем профессиональных кадров, отношения с поставщиками и заказчиками и т.д.
Рассмотрим подробнее нестратегические барьеры входа на рынок [1].
При наличии в отрасли фирм, в которых производится товар с издержками
большими, чем минимальные значения средних долгосрочных издержек, вследствие ценовой конкуренции эти фирмы будут терпеть убытки и прекратят производство.
Дополнительная информация о входных барьерах создается показателем имущества - отношением средней величины добавленной стоимости на одного работающего в первом дециле выборки крупных предприятий к такому же показателю последнего дециля выборки в отрасли. Показатель преимущества крупных компаний в 1,25 характеризует существенный барьер входа фирм на рынок.
Вопросы для самопроверки.
1. Дайте определение рынков.
2. Укажите критерии выделения рынка.
3. В чем заключается альтернативный метод оценки рынков?
4. Дайте понятие о внутренней структуре рынка.
5. Какие существуют барьеры входа на рынок и выхода с рынка?
Задачи и ситуации.
1. Какой из барьеров входа на рынок является стратегическим:
а) дифференциация продукта;
б) эластичность и темпы роста спроса;
в) применение запретительных цен;
г) иностранная конкуренция.
2. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть:
а) эффект масштаба, б) финансовые барьеры, в) лицензии, г) связи с исполнительной или законодательной властью, д) необходимость дачи взятки, е) рекламная компания, ж) нечестная конкуренция со стороны уже функционирующих автомобильных фирм.
Одинаково значение этих пунктов для Вас в России и в стране с развитой рыночной экономикой (США, страны Европы)?
3. Найдите соотношение:
1) Экономика отрасли. а) группа хоз. однородных единиц
2) Отрасль. б) совокупность институциональных единиц
3) Сектор экономики. в) наука об источниках рыночной власти
4) Отраслевая структура. г) состав отраслей входящих в промышленность