Тема 16. Причины возникновения ценовой дискриминации и условия эффективности ценовой дискриминации
Вопросы для подготовки к занятию по теме
1. В чем суть ценовой дискриминации?
2. Какие вы знаете причины возникновения ценовой дискриминации?
3. В каких случаях эффективно применение ценовой дискриминации?
4. Каково воздействие ценовой дискриминации на распределение доходов?
Задания для подготовки к занятию по теме
1. Дайте определение понятия ценовой дискриминация.
2. Рассмотрите на конкретном примере применение ценовой дискриминации.
3. Рассчитайте эффективность использования ценовой дискриминации.
4. Рассмотрите воздействие ценовой дискриминации на экономическую эффективность.
Задания для практической работы по теме 16.
1. В городе М рынок кофе представляет собой дуополию. Оптовая цена 100-граммовой баночки кофе (разных марок) в среднем составляет 2 тыс. руб. у фирмы А и 1,5 тыс. руб. у фирмы Б. Качество кофе, продаваемого разными фирмами, является приблизительно одинаковым. Каким образом фирма Б может использовать в стратегических целях информацию о сбоях в поставках кофе и отсутствии запасов у фирмы А? Предположим, что фирме Б удалось вытеснить с рынка фирму А. В каком случае фирма Б вынуждена будет все-таки проводить такую же политику ценовой дискриминации, как если бы фирма А все еще присутствовала на рынке?
2. В отрасли 5 производителей, на долю которых приходится 60% рынка данной продукции, заключают соглашение о контроле за ценами. В настоящее время ценовая эластичность рыночного спроса равна (-0,6), а ценовая эластичность конкурентных поставок некартелированных производителей составляет 0,75. Определить:
- эластичность спроса на поставки картеля;
- величину оптимальной ценовой надбавки, при которой картель максимизирует свою прибыль;
- оптимальную цену и объем сбыта картеля, если известно, что в условиях свободной конкуренции цена равна 24, а предельные издержки выпуска зависят от выпуска как: MC(q) = 0,4q + 4;
- величину монопольной прибыли участников картеля и величину прибыли производителей в условиях свободной конкуренции. Какова норма прибыли картеля по сравнению с прочими производителями?
- потери «мертвого груза» от картеля.
Тема 17. Типы ценовой дискриминации и практика ценовой дискриминации
Вопросы для подготовки к занятию по теме
1. Каковы типы ценовой дискриминации?
2. Что представляет собой сезонное ценообразование?
3. Как используются скидки в качестве метода ценовой дискриминации?
4. В чем преимущество скидок при формирование цены?
5. Каковы проблемы лизинга?
6. Каковы положительные стороны использования лизинга Вы знаете?
7. Как используется ценовая дискриминация на практике?
Задания для подготовки к занятию по теме
1. Поясните определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное ценообразование).
2. Представьте схему оптимального ценообразования фирмы.
3. Объясните в чем заключаются связанные продажи.
4. Поясните сущность и особенности межвременной дискриминация.
5. Раскройте способы предотвращения снижения прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах.
6. Раскройте воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние.
7. Укажите взаимосвязь ценовая дискриминация и естественной монополии.
Задания для практической работы по теме 17.
1. Издержки единицы товара для продавца постоянны и составляют 2. На рынке продавец сталкивается с покупателями двух типов. Функция спроса покупателя первого типа Q1 = 20 - Р; функция спроса покупателя второго типа Q2 = 20 - 2Р. Общее число покупателей составляет 1000, по 500 покупателей каждого типа. Определите объем продаж фирмы, сумму ее прибыли, величину выигрыша потребителей и общественного благосостояния :
а) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию первого типа;
б) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию второго типа, используя разные схемы двухчастного тарифа;
в) если фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьего типа;
г) если фирма вообще не проводит ценовой дискриминации.
2. Маркетинговый отдел Вашей фирмы провел исследование и установил число покупателей, готовых покупать товар по разным ценам и в разном количестве (в день). Данные выглядят следующим образом:
Цена/Количество | 1 шт | 2шт | Зшт | 4шт | 5 шт | 6шт. |
10 тыс. руб. | ||||||
12 тыс. руб. | ||||||
14 тыс. руб. | ||||||
16 тыс. руб. |
Вы закупаете товар на оптовом рынке по 8 тыс. руб. за штуку.
А. Определите максимизирующую прибыль схему ценообразования:
• при единой цене (линейном ценообразовании);
• при нелинейном ценообразовании.
Сравните прибыль и объем продаж при разных схемах ценообразования.
Б. Предложите разные схемы ценообразования в зависимости от величины издержек на единицу продукции (при сохранении предположения о том, что они постоянны).