Кафедра экономики , управления и права
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУр.ГГПУ»)
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ , УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Тюнин Александр Иванович
ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Учебное пособие
для студентов очной и заочной формы обучения экономических специальностей
Направление: Педагогическое образование
Степень: Бакалавр
Челябинск
Автор:Тюнин Александр Иванович, к.п.н, кафедры экономики, управления, ФГБОУ ВО «ЮУр.ГГПУ»
Рецензенты:
Т.А. Верещагина, канд. эк. наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы и социологии (ЧелГУ)
А.А. Саламатов, д.п.н., профессор, директор ИДОиПО (ЧГПУ)
Тюнин А.И.
История экономических учений. Учебное пособие для студентов студентов очной и заочной формы обучения экономических специальностей - Челябинск: ЧГПУ ,
2017.- 140 с.
В учебное пособие истории экономических учений включены тезисы лекций, планы практических работ, задания на самостоятельную работу и методические указания по их выполнению, контрольные вопросы и тесты для самопроверки.
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по педагогическим и экономическим специальностям и изучающих историю экономических учений, экономическую теорию, основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику, мировую экономику Пособие соответствует рабочей программе составленной Тюниным А.И. по истории экономических учений.
Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов.
ББК…..
©ЧГПУ
Содержание
Введение | |
Тема 1. История экономических учений как наука. Возникновение экономической мысли и ее особенность в докапиталистических обществах | |
Тема 2. Экономические воззрения меркантилистов | |
Тема 3. Становление классической политэкономии. У. Петти. Физиократия | |
Тема 4. Развитие классической политэкономии. Экономическое учение А.Смита и Д. Рикардо | |
Тема 5. Экономические концепции социалистов- Утопистов и представителей экономического романтизма | |
Тема 6. Экономическое учение К. Маркса. Завершение Классической политэкономии | |
Тема 7. Историческая школа в экономической теории | |
Тема 8. Зарождение маржинализма. Особенности и специфика первого и второго этапов «маржинальной революции» | |
Тема 9. Возникновение неоклассического направления в экономической науке | |
Тема 10. Социально-институциональное направление в экономической мысли | |
Тема 11. Теории монополистической и несовершенной конкуренции | |
Тема 12. Экономическое учение Дж. Кейнса. Неокейнсианские. Модели государственного регулирования экономики | |
Тема 13. Неолиберальные экономические теории | |
Тема 14. Современные доктрины экономической мысли | |
Тема 15. Экономическая мысль России в период до середины XIX века развитие экономической мысли в советский и постсоветский период. Развитие экономической мысли в Казахстане. | |
Темы рефератов | |
Вопросы к экзамену (для заочной формы) | |
Глоссарий |
ВВЕДЕНИЕ
«История экономических учений» является дисциплиной, имеющей важное значение для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и экономическим специальностям и направлениям. Изучение дисциплины «История экономических учений» закладывает фундамент для выявления объективных закономерностей развития, как Мировой, так и Российской экономики. Знания в области эволюции экономической мысли формируют у студентов необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволят им ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные экономические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач. Кроме того, необходимо учитывать, что история экономических учений органично связана с историей, изучающей процессы развития общественной жизни, философией, которая рассматривает закономерности развития природы, общества, человеческой мысли в целом, а также со всей системой экономических наук.
Педагогическое образование становится важнейшей составной частью сложного процесса формирования современного типа личности, оно дает возможность свободно владеть экономическими понятиями и категориями, уметь прогнозировать развитие объективных экономических процессов. Сегодня специалистам любого профиля жизненно необходимо грамотно экономически мыслить, что невозможно без изучения истории экономических учений.
Изучение курса (ИЭУ) в дальнейшем способствует успешному освоению «Экономической теории», «Основ экономической теории», «Микроэкономики», «Макроэкономики», ГРЭ, «Экономической политики» и специальных экономических дисциплин. «История экономических учений» - позволит дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений, понять сущность экономических теорий и выявить значимость для практики хозяйственной жизни наследия экономистов, способствовавших возникновению и развитию теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.
Предмет и метод ИЭУ
Под термином «экономика» одновременно понимается:
совокупность производственных отношений; экономический базис общества; народное хозяйство определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства; отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.
Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.
Методы научных экономических исследований
Методами исследования экономической науки являются:
экспериментальный метод - изучение поведения экономической системы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов; нужно отметить сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в экономике;
гипотетико-дедуктивный метод - основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро- и макроэкономике;
статистико-временной анализ - изучение совокупности массовых экономических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;
историко-модельный подход - представление экономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый процесс, в историческом контексте;
математический метод - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов;
метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании процессов экономики.
К современным направлениям экономической мысли относят:
неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах системного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макроэкономических вопросов и проблем государственного регулирования экономики;
неокейнсианизм- направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века; взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);
неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технокра-тии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;
неолиберализм- экономическое учение о государственном регулировании хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;
марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.
Поздний меркантилизм
Характерные черты позднего меркантилизма:
снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;
доминирует идея «торгового баланса»;
протекционизм экономической политики государства;
определяющей функцией денег признается функция средства обращения;
система монометаллизма.
Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.
Последователи меркантилизма
Наиболее известные последователи меркантилизма в Англии:
У. Стаффорд (1554 - 1612). Главный труд - «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников». Написан с позиции защиты активного регулирования денежного обращения. По мнению автора, фальсификация денег и их отлив за границу вызывают рост цен и ухудшают материальное положение народа. Решение экономических проблем он видел в запрещении вывоза золота и серебра, в регламентации торговли с целью ограничения импорта.
Т. Манн (1571- 1641). Предложил политику протекционизма, или политику защиты национального рынка.
Во Франции: А. Монкретьен (1575- 1621). Главный труд - «Трактат политической экономии» (1615). Ввел в оборот термин «политическая экономия». Ратовал за расширение торговли, защищал получение торговцами больших прибылей, требовал ограничить деятельность иностранного купечества, выкачивавшего богатство из Франции.
Ж. Б. Кольбер (1619- 1693). Его экономическая политика была направлена на подъем промышленности, в результате чего интересы сельского хозяйства Франции оставались на втором плане. Добивался увеличения государственных доходов в первую очередь за счет активного торгового баланса: путем создания мануфактур, поощрения промышленности, увеличения вывоза промышленных изделий и ввоза сырья, сокращения ввоза готовых изделий иностранного производства. Заканчивая рассмотрение данной экономической школы, следует отметить, что политика меркантилизма, т.е. политика накопления денег в форме драгоценных металлов, протекционизма и государственной регламентации хозяйства проводилась в 15-18 вв. во всей Европе и, по-видимому, она не могла быть другой в период становления абсолютистских государств, создания национальных хозяйств. Ускоренное капиталистическое развитие было возможно только в национальных рамках и во многом зависело от государственной власти, которая содействовала накоплению капитала, и тем самым хозяйственному росту. Своими взглядами меркантилисты выражали подлинные закономерности и потребности экономического развития. Важно отметить, что меркантилизм порывает с традициями экономической мысли средневековья, ее поисками справедливой цены, осуждением ростовщичества, оправданием регламентации хозяйственной жизни, нравоучительными догмами. Представители меркантилизма допускают свободное движение ссудного процента, осуждают накопление сокровищ и ориентируются на торговлю как на источник капиталистической прибыли.
Контрольные вопросы:
1. Условия появления учения меркантилистов.
2. Почему меркантилизм считается первой школой в экономической теории.
3. Особенности раннего и позднего меркантилизма.
4. Практическое применение основных положений меркантилизма
государством.
Основная литература:
1. История экономических учений (под ред. Худокормова А. Г.). – М., 2002.
2. История экономических учений (под ред. Автономова В.). – М., 2002.
3. История экономических учений (под ред. Шмарловской Г. А.). – М., 2001.
4. История экономических учений Ч.1 (под. Ред. В.А.Жамина., Е.Г.
Василевского.) - М. 1989.
5. Бартенев С. А. История экономических учений. – М., 2002.
6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.
7. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М., 1995.
8. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996
Дополнительная литература:
1. Ковалев И. Н. История экономических учений. – Р/Д, 2000.
2. Костюк В. Н. История экономических учений. – М., 2001.
3. Левита Р. Я. История экономических учений. – М., 2001.
4. Сурин А. И. История экономики и экономических учений. – М., 2002.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002
6. Всемирная история экономической мысли. М., 1987 - 1995. Т. 1 - 5.
7. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1991, 1993.
Экономическое учение А. Смита о разделении труда, классах, производительном и непроизводительном труде, деньгах, стоимости, доходах, капитале, экономическом росте.( Концепция А. Смита об «экономическом человеке» и о «невидимой руке»).
Сам термин "политическая экономия" возник задолго до того как политическая экономия стала наукой. В оборот ее ввел представитель меркантилизма Монкретьен де Воттевиль еще в 1615 году, написав "Трактат политической экономии", сугубо практическое произведение, содержащее рекомендации в духе представителей данной школы. Нам важно значение, которое было вложено в понятие "политическая экономия"
Адам Смит (1723 - 1790) родился в Шотландии в семье чиновника. В 1740 году закончил университет в г. Глазго и был направлен для повышения образования в Оксфордский университет. В 28 лет был избран профессором философии и морали университета в Глазго.
В 1759 году он издал свою научную работу под названием «Теория моральных чувств», которая принесла ему широкую популярность.
В 41 год А. Смит отказался от работы в университете и занял место воспитателя в семье видного политического деятеля. В это время (1764 — 1766 гг.) он много путешествовал по Европе, лично познакомился с французскими учеными Ф. Кенэ, А. Тюрго и начал работу над своим главным трудом «Исследование о природе и причинах богатства народов».
С 1778 года А. Смит был назначен на должность комиссара таможни в Эдинбурге, с 1787 года — ректор университета в Глазго.
А. Смит - основоположник науки политическая экономия
Появление книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» явилось завершением этапа становления политической экономии как науки,
В ней автор четко определил предмет, методологию и общую основу политической экономии как особой отрасли знания.
Предметом экономической науки, по Смиту, является общественное экономическое развитие и рост благосостояния общества. При этом развитие экономики опирается на материальные (физические) ресурсы общества, использование которых ведет к созданию благ и богатства народа.
Методология учения А. Смита основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем:
интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества;
«экономический человек», по Смиту, есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства;
непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция;
погоня за прибылью и свободная торговля А. Смитом оценивается как деятельность, выгодная всему обществу;
на рынке действует «невидимая рука»,при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом.
Стоимость определяется доходами, то есть источниками дохода, к которым ученый относил заработную плату, прибыль и ренту. Это определение носит название «догма Смита» и легло в основу теории факторов производства.
Романтизма.
1. Экономических воззрения социалистов-утопистов первой
волны (Томас Мор, (Утопия), Томмазо Кампанелла)
Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала. В этот период возникают социальные утопии.
Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казненный за оппозицию абсолютизму (отказался принести присягу королю как главе церкви). Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные должности.
Но несмотря на это, он сочувствовал бедствиям народных масс. В 1516 г . им было опубликовано знаменитое сочинение "Утопия", положившее начало утопическому социализму и давшее ему название.( Утопия в переводе несуществующий)
Морподверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал ее противником. Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не представляли особой научной теории. Это были лишь мечты.
К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель
Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного крестьянства.
Он известен как активный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27 лет провел в казематах.
Там он написал свое знаменитое сочинение "Город Солнца" (1623), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии того времени.(* Кампанелла Т. Город Солнца. М.: АН СССР, 1954.)
В нем Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства — город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли средневековья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам, в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета. Отношения между людьми должны основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и взаимопонимания.
Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием утопического государства с необычными порядками, в чем проявилась историческая ограниченность их экономических проектов.
Классической политэкономии
Цель: Изучить сущность экономических взглядов К. Маркса, его учения марксизма. Ознакомиться с основным содержанием «Капитала»
План:
Основные идеи «Капитала» К.Маркса (1 том: Процесс накопления капитала, 2 том: Классово-производственные отношения, 3 том: Процесс капиталистического производства, 4 том: История развития экономической теории.)
Теория ренты
Взгляды К. Маркса на теорию ренты совпадают со взглядами Д. Рикардо. Заслуга К. Маркса состоит в признании «абсолютной» ренты. Под последней понимается рента с земель худшего качества (плодородия) или более отдаленных от рынков сбыта.
Контрольные вопросы:
1. История создания «Капитала» и его основная идея.
2. Теория прибавочной стоимости как главное открытие К.Маркса.
3. Двойственный характер труда как необходимое условие для понимания
составных элементов товара.
4.Обьясните механизм образование средней нормы прибыли при капитализме.
Основная литература:
1. История экономических учений (под ред. Худокормова А. Г.). – М., 2002.
2. История экономических учений (под ред. Автономова В.). – М., 2002.
3. История экономических учений (под ред. Шмарловской Г. А.). – М., 2001.
4. История экономических учений Ч.1 (под. Ред. В.А.Жамина., Е.Г.Васи-
левского.) - М. 1989.
5. Бартенев С. А. История экономических учений. – М., 2002.
6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.
7. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М., 1995.
8. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996
Дополнительная литература:
1. Ковалев И. Н. История экономических учений. – Р/Д, 2000.
2. Костюк В. Н. История экономических учений. – М., 2001.
3. Левита Р. Я. История экономических учений. – М., 2001.
4. Сурин А. И. История экономики и экономических учений. – М., 2002.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд. М.: ИНФРА-М,2002
6. Всемирная история экономической мысли. М., 1987 - 1995. Т. 1 - 5.
7. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1991, 1993
Ф.Лист, В. Рошер.
Ф.Лист, В. Рошер.
Историческая школа в Германии, в отличие от Англии и Франции, в рассматриваемый период была экономически менее развитой страной, разделенной на мелкие государства вплоть до 70-х годов XIX в. Поэтому развитие ЭКОНОМИЧЕСКОЙ науки в Германии имеет свои особенности. Немецкая политическая экономия формировалась под влиянием английских и французских теорий, в частности учений Мальтуса и Бастиа.
Немецкая политэкономия не приняла идеи единства ЭКОНОМИЧЕСКОЙ теории для различных стран.
Вводится национальная политэкономия. Большое влияние на ее развитие оказали работы Адама Мюллера (1799-1829), разрабатывавшего вопросы взаимодействия государства и религии, этики и государства.
Основы протекционистской политики были разработаны Фридрихом Листом (1789-1846), выступавшим против учений Смита и Рикардо, трудовой теории стоимости.В системе Листа содержались идеи превосходства немецкой нации над другими народами, явившиеся одним из источников фашизма.
Предмет политэкономии Лист определял как политику, которой "должны следовать нации, чтобы достигнуть прогресса в экономическом развитии".
В первой половине XIX в. большую известность в Германии приобрела историческая школа политической экономии, унаследовавшая
идеи Мюллера и Листа, а также исторической школы права (Густав Гуго, Клод Савиньи).
Историческая школа политэкономии представлена Вильгельмом Рошером (1817-1894),
Бруно Гильдебрандом (1812-1878), Карлом Книсом (1821-1898).
Введенный немецкими экономистами исторический метод характеризуется тем, что процесс развития общества, экономики представляется в виде количественных изменений. Сторонники этого метода отрицали качественные скачки в развитии, стояли на эволюционистских позициях. Подобно Мюллеру, на первый план выдвигалось государство, его роль и значение, а также морально-этический фактор. Политэкономия практически отождествлялась с историей экономики.
В данном случае речь идет о старой исторической школе. Несколько позднее, в 70-х годах, в Германии возникнет новая историческая школа.
Основными работами в рамках исторической школы считаются:
"Краткие основы курса политэкономии с точки зрения исторического метода" и "Начала политэкономии" Рошера, "Политэкономия настоящего и будущего"Гильдебранда,"Политэкономия с точки зрения исторического метода" Книса.
Критикуя историческую школу, К. Маркс назвал ее "могилой политэкономии", а Ф. Энгельс подчеркивал, что, хотя природу следует понимать как исторический процесс развития, нельзя полностью отождествлять законы развития общества с законами природы, так как в истории общества ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.
Выступая за национальную политэкономию, предметом которой должно быть развитие определенного народа, представители исторической школы развивали учение о частной собственности. Гильдебранд писал, что частная собственность способствует духовному и нравственному совершенствованию ее владельцев, она применима к любой эпохе и любой стране, вне времени и пространства.
Технократическая теория
Основным противоречием капитализма, по Т. Веблену, является противоречие между индустрией и бизнесом. К индустриалам относятся инженеры и другие участники производственного процесса. Их целью является повышение эффективности производства и увеличение богатства общества. К бизнесменам относятся финансисты и предприниматели. Их цель - получение максимальной прибыли. Бизнес подчинил себе промышленность.
Т. Веблен был сторонником индустриалов и противником бизнесменов, то есть технократом. Он считал, что будущее за обществом, освобожденным от бизнеса и функционирующим в интересах всего социума. Для разрешения противоречия Т. Веблен предлагал провести акт протеста инженерно-технических работников.
Взгляды Дж. К. Гэлбрейта
Основные свои идеи Джон Кеннет Гэлбрейт изложил в труде «Новое индустриальное общество» (1961 г.), посвященном анализу и роли «техноструктуры» (общественная прослойка, включающая в себя ученых, конструкторов, управленцев, финансистов) в экономике.
Автором делаются следующие важные выводы:
в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а инфраструктура;
власть техноструктуры безлика, так как решения принимаются коллективно и поэтапно;
техноструктура должна планировать работу предприятий на несколько лет вперед;
техноструктура заинтересована не только в высокой прибыли на капитал, но и в упрочнении позиций фирмы на рынке.
Контрольные вопросы:
1. Условия возникновения и методология институционализма.
2. Классический институционализм Дж. Коммонса.
3. Содержание и значение «теории праздного класса» Т. Веблена.
4. Роль институционализма в развитии науки об обществе.
Основная литература:
1. История экономических учений (под ред. Худокормова А. Г.). – М., 2002.
2. История экономических учений (под ред. Автономова В.). – М., 2002.
3. История экономических учений (под ред. Шмарловской Г. А.). – М., 2001.
4. История экономических учений Ч.1 (под. Ред. В.А.Жамина.,
Е.Г.Василевского.) - М. 1989.
5. Бартенев С. А. История экономических учений. – М., 2002.
6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.
7. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М., 1995.
8. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996
Дополнительная литература:
1. Ковалев И. Н. История экономических учений. – Р/Д, 2000.
2. Костюк В. Н. История экономических учений. – М., 2001.
3. Левита Р. Я. История экономических учений. – М., 2001.
4. Сурин А. И. История экономики и экономических учений. – М., 2002.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002
6. Всемирная история экономической мысли. М., 1987 - 1995. Т. 1 - 5.
7. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1991, 1993.
Позиция ордолиберализма
В немецком либеральном движении 40 – 50-х годов двадцатого столетия параллельно существовали две группы экономистов - единомышленников. С одной стороны, ордолибералы, или представители Фрайбургской школы, то есть собственно либералы во главе с В. Ойкеном и Ф. Бёмом, с другой – сторонники социальной рыночной экономики, среди которых Альфред Мюллер-Армак (1901 - 1978) и Людвиг Эрхард (1897 - 1977). Значительный вклад в процесс формирования и реализации концепции социального рыночного хозяйства внесли Александр Рюстов и Вильгельм Рёпке, сторонники неолиберализма гуманистической традиции.
Единство взглядов представителей этих групп состояло в том, что личная свобода общества является ценностью сама по себе. В силу этого социальная рыночная экономика рассматривалась ими не как набор рекомендаций по восстановлению разрушенной экономики, а как программа, направленная на формирование политического, экономического порядка и тех сфер, в которых свобода является основным условием эффективности .
Начало германскому ордолиберализму было положено экономистом Вальтером Ойкеном (1891 - 1950) и юристом Францем Бёмом (1895 - 1977)в начале 30-х гг. во Фрайбурге .
Учение ордолиберализма строилось на принципах конкуренции, то есть на такой ситуации, когда множество продавцов противостоит множеству покупателей, и никакой индивидуум, а также их объединение не способны оказывать влияние на рыночную цену. Ордолибералы исходили из убеждения, что только хозяйственный (или экономический) порядок, основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами и неуклонно повышать всеобщее благосостояние. В качестве одной из основных задач современного либерального государства рассматривалась защита конкуренции. Считалось, что политика конкуренции должна стать справедливой для всех: должен быть принят принцип универсальной конкуренции, который противостоял бы всем попыткам частных лиц и государства в целом монополизировать рынок. Они полагали, что развитая система конкурентного рынка позволяет всем членам общества (вне зависимости от их социального статуса) вести достойный образ жизни.
В частности, В. Ойкен утверждал, что каждая конкретная система базируется на сочетании потребностей людей, природных условий, рабочей силы, товарных запасов, технических знаний, правового и социального порядка (порядку придано особое значение). Порядок не устанавливается сам, в его формировании принимает участие государство. В результате он становится естественным, так как ведет к развитию полной конкуренции и экономики в целом, что соответствует самой природе человека и основным принципам экономической свободы
Ойкен отдавал однозначное предпочтение свободному рыночному хозяйству и сформулировал основные «конституирующие» принципы строя конкуренции:
Неприкосновенность частной собственности;
Стабильность денежного обращения и национальной валюты;
Открытые рынки;
Свобода всех сделок и договоров, кроме тех, цель которых состоит в ограничении конкуренции;
Несение каждым индивидом ответственности за принятые им экономические решения (т. е. недопущение фиктивных компаний);
Постоянство экономической политики.
Экономическая политика, по мнению Ойкена, может быть представлена политикой порядка и политикой регулирования. Политика порядка (Ordnungspolitik) включает создание и совершенствование реальных порядков, в условиях существования которых осуществляется деятельность экономических субъектов. Вмешательство государства в эту сферу не просто допускается, но и приветствуется, так как основной его функцией видится нейтрализация колебаний экономической конъюнктуры, ограничение власти монополий. Однако государство должно следовать двум принципам: необходим контроль созданных влиятельных рыночных субъектов (монополий) и следует создавать экономический конкурентный порядок , а не регулировать естественные экономические процессы. Политика регулирования – политика воздействия на процесс хозяйственного развития, где любое вмешательство государства в экономический процесс недопустимо, а основное значение придается правовому и социальному порядку.
Контрольные вопросы:
1. Главные условия функционирования экономики в неолиберальных теориях.
2. Основные представители неолиберализма.
3. Монетаризм как особая теория неолиберального направления.
4. Значение неолиберальных теорий для развития экономики.
Основная литература:
1. История экономических учений (под ред. Худокормова А. Г.). – М., 2002.
2. История экономических учений (под ред. Автономова В.). – М., 2002.
3. История экономических учений (под ред. Шмарловской Г. А.). – М., 2001.
4. История экономических учений Ч.1 (под. Ред. В.А.Жамина.,
Е.Г.Василевского.) - М. 1989.
5. Бартенев С. А. История экономических учений. – М., 2002.
6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.
7. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М., 1995.
8. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. – М., 1996
Дополнительная литература:
1. Ковалев И. Н. История экономических учений. – Р/Д, 2000.
2. Костюк В. Н. История экономических учений. – М., 2001.
3. Левита Р. Я. История экономических учений. – М., 2001.
4. Сурин А. И. История экономики и экономических учений. – М., 2002.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002
6. Всемирная история экономической мысли. М., 1987 - 1995. Т. 1 - 5.
7. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1991, 1993.
Русская экономическая мысль
До настоящего момента история экономической мысли рассматривалась в ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. И это не случайно, так как именно последняя оказала решающее влияние на формирование современных представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства.
Представляет значительный интерес история развития русской экономической мысли, отличающаяся определенным своеобразием. В рамках данного курса невозможно проанализировать взгляды всех видных представителей русской экономической мысли, поэтому акцент будет сделан на специфике последней, на том, что отличает ее от западноевропейской экономической мысли и на том вкладе, который внесли русские ученые в мировую экономическую науку. Специфические же особенности "стержневой" русской экономической мысли (по отношению к основному течению экономической мысли Запада) сводятся к следующему.
Во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух социальноэкономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической мысли начиная со второй половины девятнадцатого века.
Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем.
В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам.
Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше помогут понять спец