Экономические потребности, блага и ресурсы. Факторы производства.
Экономическая система может быть: рыночная, административно-командная и смешанная экономические системы. Переходная экономика.
4. Типы и модели экономических систем
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ | РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА | КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА | СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА |
Масштабы обобществления производства | Обобществление производства в рамках предприятия | Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы | Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах |
Преобладающая форма собственности | Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов | Господствует государственная собственность | Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности |
Форма бюджетного ограничения | Жесткая | Мягкая | |
Стимул к производительному труду | Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) | Социалистическое соревнование | Факторные доходы |
Основной принцип производства | Принцип соответствия спроса и предложения | Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения | Принцип соответствия спроса и предложения |
Регулирование экономики | Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства | Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть | Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д. |
Конкуренция | Есть | Нет | Есть |
Теневая экономика | Отсутствует | Присутствует | Только на запрещенный государством товар (наркотики) |
Координация | Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен | Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство | Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием. |
Ценообразование | Ориентируется на предотвращение спада в производстве | Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены | Гибкие цены |
Заработная плата | Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда | Административное установление заработной платы | Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство минимальную заработную плату |
Социальные гарантии | Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости | Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение | Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечен |
Рыночное равновесие.
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.
Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.
Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
Pe = PD = PS – равновесная цена;
Qe = PD = PS - равновесный объем производства.
Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов.
А. Реакция рынка на изменение «D».
Предположим, что «V» возрастает.
Значит, при прочих равных условиях, возрастает спрос на данный товар (если это товар нормального качества).
Дефицит (e0 А) продукта Q при цене Р0 повысит цену до Р1. В результате установится новое равновесие в точке e1.
В. Реакция рынка на изменение предложения.
Предположим, что в результате применения новых машин сократились издержки производства у производителей и, как следствие, возросло предложение товара Q на рынке.
Излишек (e0 В) предложения товара Q при цене Р0 вызовет падение цены до Р1 . В результате установится новое равновесие в точке e1.
Размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии «D» («S») и наклона графиков «D» и «S».
При одновременном движении D и S (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия Рe и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится.
Выбор потребителя.
Индивидуальные предпочтения товаров строятся на способности покупателей точно сказать, предпочитают они набор товаров А другому набору товаров В либо наоборот, или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.
При порядковом подходе для исследования спроса используются кривые безразличия и бюджетные линии.
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Множество кривых безразличия составляют карту безразличия, где более высокая кривая отображает относительно большую полезность (U2 > U1). Кривые безразличия имеют нисходящий характер и вогнутую форму, что объясняется уменьшающейся предельной нормой замещения.
Предельной нормой замещеия (MRS) называется количество блага у, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение блага х на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней:
MRSxy = - Dу/Dх.
Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности.
Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.
Бюджетные ограничения для двух товаров выражаются формулой:
PхQх + PуQу £ I.
Это означает, что сумма затрат на все товары не превышает соответствующего дохода (I). Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (К) и (L):
K = I/Ру ; L = I/Pх.
Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Pх/Pу.
Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.
При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному.
Потребитель, опираясь на свои предпочтения при заданном бюджете и ценах, пытается определить какое количество каждого благ следует купить. Для рационального потребителя это означает, что необходимо максимизировать общую полезность при условии бюджетного ограничения. Данный выбор можно изобразить графически. Используя кривые безразличия и бюджетную линию (R):
U1 < U2 < U3.
Точка касания бюджетной линии (Е) с самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя.
В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей.
В точке (Е) MRS равно обратному соотношению цен товаров: MRSху = Рх/Ру.
9. Сущность и виды конкуренции
Конкуренция— это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров.
Типы фирм.
Внешняя торговля
Международная торговля является всеобщей формой мирохозяйственных связей. Материальной базой ее развития выступает все более углубляющееся международное разделение труда, которое объективно обуславливает связь отдельных территорий и стран, специализирующихся на производстве той или иной продукции. Взаимодействие товаропроизводителей различных стран в процессе купли-продажи товаров и услуг формируют отношения мирового рынка. Внешнеэкономический потенциал страны – комплексная характеристика, которая отражает материальные и интеллектуальные возможности участия того или иного государства в торговом сотрудничестве с другими странами.
Сам термин «внешняя торговля» подразумевает обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг.
Развитие международной торговли отражает все тенденции, происходящие в производстве материальных благ и услуг в мировом хозяйстве. Ее направленность и содержание непосредственно обусловлены современной НТР, процессами глобализации, экономической жизни на Земле. Международная торговля, отражая целостный процесс интернационализации хозяйственной жизни, сближает народы и континенты, способствует развитию дружеских и деловых отношений между ними.
Участие страны в международной торговле обусловлено уровнем ее экономического развития, размерами территории, численностью населения, степенью обеспеченности природными ресурсами, емкостью внутреннего рынка, задачами и целями экономической политики. Причем четко просматривается непосредственная зависимость между объемами хозяйствования и степенью включения страны в международную торговлю. Такая зависимость обычно выражается величиной экспортной квоты - отношением объема экспорта товаров и услуг к объему ВНП (ВВП), которое определяет долю национального производства, ориентированного на экспорт, и величиной импортной квоты - отношением объема импорта товаров и услуг к объему ВНП (ВВП).
Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, и их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате, с одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, значительно возросла и зависимость стран от международного товарообмена.
Очевидно, что международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. В этой связи один из основных вопросов, на который должна ответить теория международной торговли, состоит в том, что лежит в основе этого выигрыша от внешней торговли, или, говоря иначе, чем определяются направления внешнеторговых потоков.
Экономическая теория показывает, что международная торговля является средством, с помощью которого страны, развивая специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых товаров и услуг и повышать уровень благосостояния.
Теория международной торговли, в частности теория сравнительных преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Вместе с тем, одним из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С одной стороны, очевидно, что он не может распределяться равномерно между странами, поскольку его размер зависит от того, на каком уровне установятся мировые цены. С другой стороны, выигрыш от внешней торговли, который получает страна в целом, распределяется внутри страны между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами также не поровну. Наконец, следует иметь в виду, что в результате специализации происходят изменения в распределении ресурсов между отраслями и, следовательно, изменяются доходы владельцев факторов производства.
Межнациональные корпорации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МНК ПОСМОТРЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО. В современной мировой экономике главными проводниками процессов транснационализации являются крупные производственно-сбытовые объединения – транснациональные корпорации (ТНК), оказывающие все большее влияние на ход развития международных экономических отношений. Параллельно и совместно с ними действуют транснациональные банки (ТНБ), составляющие транснациональную банковскую систему – финансовую опору мировой экономики.
Под транснациональной корпорацией понимается крупное объединение, использующее в своей хозяйственной деятельности международный подход и предполагающее формирование и развитие международного производственно-сбытового, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами, представительствами и дочерними компаниями в других странах.
Транснациональные корпорации в своем развитии прошли несколько этапов и поэтому их можно условно разделить на пять поколений.
Первое поколение ТНК (с периода их зарождения в конце XIX в. до начала Первой мировой войны 1914–1918 гг.). Занималось в основном разработкой и добычей сырьевых ресурсов в колониальных странах Азии, Африки, Латинской Америки, а также их переработкой в странах – владельцах колоний. По форме эти ТНК представляли собой картели и синдикаты.
Второе поколение ТНК развивалось в период между двумя мировыми войнами (1918–1939 гг.). Они занимались наиболее прибыльным производством вооружений и военной техники для удовлетворения военных потребностей ведущих стран Европы, Америки и Японии. Эти ТНК формировались в виде трестов, вовлекающих в свои структуры путем слияний и поглощений национальные фирмы и предприятия, создавая таким образом международные корпорации для более эффективного ведения международного бизнеса.
Третье поколение ТНК начало складываться после окончания Второй мировой войны (1945 г.) и особенно после распада всех империй и их колониальной системы (1950– 1960 гг.). ТНК третьего поколения были генераторами и распространителями научно-технических достижений в области новейших отраслей науки и промышленности (атомная энергия, электроника, космос, приборостроение и др.).
Четвертое поколение ТИК постепенно стало формироваться в 1970–1980 гг. в условиях развития ускоренного научно-технического прогресса и мирохозяйственных связей под воздействием возрастающей конкуренции на мировом рынке, оказавшемся под угрозой дележа мирным путем, без начала новой мировой войны. Последняя была предотвращена и исключена благодаря существованию до 1991 г. Советского Союза с его ракетно-ядерным потенциалом, способным защитить национальные стратегические и экономические интересы как своего народа, так и союзников. Именно в этот период ускорился процесс слияний и поглощений, способствовавших концентрации капитала и производства у ТНК.
Пятое поколение ТНК появляется и начинает целенаправленно развиваться в начале XXI в. В условиях ускоряющихся процессов региональной экономической интеграции, особенно в Европе (ЕС), Северной (НАФТА) и Южной (МЕРКОСУР) Америке, Азии (АСЕАН и АТЭС). Существование интеграционных объединений в мире и создание ими региональных единых экономических пространств открывают широкие возможности для ведения ТНК международных экономических отношений.
Непрерывно растущие и постоянно углубляющиеся торгово-экономические, финансово-валютные, научно-технические и производственные связи между современными ТНК позволяют говорить о глобальном характере их деятельности. ТНК нового (пятого) поколения присуща опора на современную науку и инновационный бизнес, что делает их главными генераторами научных идей и концепций и их распространителями совместно с новыми высокими технологиями.
Специфическая особенность транснационального бизнеса состоит в следующем: ТНК имеют возможность учитывать потребности мирового рынка и в значительной степени формировать спрос на свою продукцию до начала ее производства. Формируя межнациональные производственные комплексы, ТНК получают возможность шире использовать преимущества международного разделения труда и международной кооперации производства и оказывать влияние на весь характер международных экономических отношений.
Экономические потребности, блага и ресурсы. Факторы производства.
Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.
У всех людей существуют различные потребности. Их можно разделить на две части:
1) духовные потребности;
2) материальные потребности.
Материальные потребности называются экономическими потребностями. Они выражаются в том, что человек стремится к различным экономическим благам.
В свою очередь, экономические блага– это материальные и нематериальные предметы, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности являются основной категорией в экономической теории.
На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами.
Человечество устроено так, что его экономические потребности как правило превышают возможности производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у человека тут же возникают другие.
В традиционном обществе испытываются потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. К ним относятся - пища, одежда, жилье, простейшие услуги. Еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, — это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля говорит нам о том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение услуг, являющихся продуктами не первой необходимости.
Экономические блага в мире ограниченны. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с:
1) ограниченностью запасов многих природных ресурсов;
2) частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной);
3) недостаточностью производственных мощностей и финансов;
4) плохой организацией производства;
5) отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага.
В настоящее время, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами или факторами производства. Остальные блага называют потребительскими благами.
К экономическим ресурсам относятся:
- природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно – земля;
- трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно – труд;
- капитал (в форме денег и ценных бумаг, т.е. финансовый капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
- предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно – предпринимательство;
- знания, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются прежде всего наукой и распространяются главным образом через образование).
Сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций – безграничность потребностей и ограниченность ресурсов и образует основу всей экономики.
Однако только противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов и образует ту ось, вокруг которой вращается вся хозяйственная жизнь, и стержень экономики – как науки. Поэтому домохозяйству, фирме, и всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.
3. Основные экономические системы и их сущность и функции
Экономическая система –совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.
Сущность экономической системы состоит в том, что взаимодействие объектов, субъектов, экономических структур и отношений общества обеспечивает постоянное функционирование единого воспроизводственного процесса, направленного на удовлетворение потребностей людей.
Функции экономической системы
· Воспроизводственная (воспроизводит жизненные блага для людей).
· Регулирующая (регулирует поток движения ресурсов от природы к обществу).
Элементы экономической системы:
Объекты (процесс производства, реализации, потребления),
Субъекты (домашнее хозяйство, предпринимательский сектор, государственный сектор, заграница).