Причины существования, барьеры, защищающие монопольный рынок
Суть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески «моно» - один, «полео» - продаю. Это означает, на рынке существует одна фирма, которая является единственным производителем данного товара или поставщиком услуг, тоже единственным. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо продукта на рынке.
Есть несколько причин существования монополий.
Первая причина:
«естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая причина
одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина:
государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
Получая большую прибыль, монополии этим самым привлекают других потенциальных производителей такого же товара. И если она не сможет как-то ограничить этот натиск, то монопольный рынок может превратиться в конкурентный. Поэтому и существуют барьеры для входа в отрасль, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с уже существующей фирмой-монополистом [4].
Выделяют несколько видов барьеров:
1)Предоставлением правительства патентов и авторских прав. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Они обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает.
Примером к этому виду барьера может служить работа фирмы «Ксерокс». В течении многих лет она контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией. Многие могут задаться вопросом почему, именно эта фирма? Ответ весьма прост, потому что «Ксерокс» обладал более совершенными знаниями в области технологий, которые и были защищены патентами.
Патенты и авторские права имеют право на существование. Т.к. если бы не было их, то неизвестно как бы мы сейчас жили. Они помогают фирмам и отдельным изобретателям разрабатывать новые продукты, какие-то новейшие технологии. Первооткрыватели могут смело изобретать что-то новое, не боясь, что об этих изобретениях узнают их конкуренты. Т.е. патенты и авторские права дают гарантии и исключительное право на то, чтобы реализовать на рынке плоды своих усилий. Патенты и авторские права служат как бы стимулом, который подстегивает различные фирмы к изобретению чего-то нового.
Как уже было сказано выше, этот вид барьера может быть использован одной фирмой только определенный промежуток времени, а потом он просто перестает действовать. И тогда все узнают технологию производства того или иного продукта. И здесь уже может образоваться конкурентный рынок.
Можно сделать небольшой вывод по всему вышенаписанному. «Монополия - это зло, но стандартная технология - и того хуже. Большинство людей скорее предпочли бы автомобили, производимые монополией, чем багги, производимые совершенной конкурентной отраслью»¹. Ведь правительство, давая патенты и авторские права различным фирмам, тем самым ускоряют технический прогресс.
Но как у всех в этом виде барьера имеются минусы. Если фирма обладает патентом, то она является монополией. А монополия может устанавливать свои цены на произведенную продукцию (оказание услуг). Отсюда выходит, что издержки будут расти.
Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Т.е. если одна какая-нибудь фирма может обеспечить рынок своим товаром (услугой) с меньшими издержками, чем это может сделать две или более фирмы, но уже с более высокими издержками, то, конечно, мы отдаем предпочтение одной фирме. И как раз за счет этих условий и возникает естественная монополия. «Многие отрасли являются естественными монополиями именно благодаря такому фактору, как экономия от масштаба».
Формы и виды монополий
Термин «монополия» означает преобладание на рынке единоличного продавца или производителя продукции. Такой хозяйствующий субъект представляет собой целую отрасль, самостоятельно определяет и рыночную цену своего товара, и его объемы поставки покупателям. Монополии являются продуктом развития капиталистических отношений. Причем само их существование является фактором, тормозящим проведение государством любых экономических реформ. Не дают в полной мере развиваться рыночным отношениям и различные виды монополий в России. И это серьезная задача, решение которой пытаются найти соответствующие государственные органы. В конце 19-го в. многовековое развитие рынка претерпело существенные изменения. И связаны они были с реальной угрозой развития конкуренции. Однако на пути такого необходимого рыночного атрибута возникло существенное препятствие, которым являлись различные организационные формы монополий [5]. Почему надо заниматься сексом как можно чаще? Очаровательная фотосессия мамы пятерняшек 10 детей знаменитостей, ставших копиями своих родителей форма монополии История подобных экономических образований началась еще в глубокой древности. Различные формы монополий и их эволюция сопровождали практически все этапы развития рыночных отношений. Однако их новейшая история началась лишь в последней трети 19-го в., особенно проявившись в период кризиса 1873 г. Признак монополистического образования Что собой представляет это явление? Например, формы промышленных монополий - это не что иное, как отдельные предприятия и их объединения, а также хозяйственные товарищества, производящие значительные объемы определенной продукции.
Именно поэтому главным признаком монополии является ее исключительное положение. Предприятия, входящие в подобные образования, значительно ограничивают конкуренцию, возникающую на рынке того или иного товара. Конечно, монополия желанна для каждого производителя. Ведь в таком случае в его руках будет сконцентрирована определенная хозяйственная власть, которая позволит избежать многих проблем и рисков. Естественная монополия Состояние доминирующего положения на рынке классифицируется по различным видам. Существует такая монополия, как естественная, а также административная и экономическая. Рассмотрим первую из них. Возникновению естественной монополии способствует целый ряд объективных причин. При этом подобное образование отражает такую ситуацию на рынке, когда спрос на тот или иной товар может удовлетворить одна компания или, в крайнем случае, несколько. В основе подобной монополии находится особенность производства продукции или уникальность обслуживания потребителей. В таких случаях конкуренция просто невозможна или крайне нежелательна. Подобные организации осуществляют энергообеспечение, оказывают телефонные услуги и т. д. В таких отраслях работает либо одна, либо ограниченное количество компаний. Порой та или иная организация начинает занимать доминирующее положение на рынке благодаря определенным действиям государственных органов.
Такая монополия является административной. Предпосылкой ее возникновения является предоставление государством исключительных прав на выполнение определенного рода деятельности. Причем такие структуры, как правило, состоят из государственных предприятий, находящихся в подчинении различных ассоциаций, министерств и главков. 5 человек, с которыми нельзя общаться . В административную монополию входит целая группа хозяйствующих субъектов одной отрасли, выступающая на рынке как единое целое. Подобные образования были доминирующими в бывшем СССР. Экономическая монополия Подобная форма образований является самой распространенной. Она появляется в связи с возникновением определенных экономических причин и выстраивается согласно закономерностям развития хозяйствования. формы монополии в россии Так, об экономической монополии можно говорить в тех случаях, когда предприниматели завоевывают доминирующее положение на рынке двумя путями: концентрацией капитала с постоянным увеличением масштабов предприятия; централизацией капитала с присоединением или поглощением обанкротившихся фирм. Идя первым или вторым путем, предприятие достигает таких размеров, которые позволяют ему доминировать на рынке. Международная моно олия Подобное образование относится к особому виду[6].
Оно возникает при высокой степени обобществления капиталистического производства и развитии процессов интерполяции хозяйственной жизни. Какие виды монополий можно отнести к международному типу? Первая из них – транснациональная. Подобная монополия является национальной по составляющему ее капиталу и контролю над ним, но при этом она международная по своей сфере деятельности. Такие формы капиталистических монополий, как концерны, являются ярким тому подтверждением. Например: Концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси». Это американская нефтяная компания, предприятия которой размещены более чем в сорока странах мира. Причем за рубежом концерн разместил 56% своих активов, осуществляя там 68% продаж, получая 52% прибыли. Швейцарский пищевой концерн «Нестле». Основная масса его производственных мощностей и организаций сбыта находится в других странах. В Швейцарии же осуществляется лишь малая доля оборота товара (2-3%). Выделяют и собственно международные монополии. Все концерны и тресты, которые можно охарактеризовать этим термином, имеют ряд особенностей. Что происходит, когда собака облизывает лицо человека? Что есть, чтобы прожить больше 100 лет? Узнайте прямо сейчас Узнайте о 5 растениях, которые должны быть в вашем доме формы промышленных монополий Их отличия, прежде всего, состоят в том, что принадлежащий им акционерный капитал имеет международное рассредоточение. Основное ядро сотрудников – это люди разных национальностей. Примером подобного объединения является: англо-голландский концерн «Юнилевер», работающий в химико-пищевой сфере производства; бельгийско-германский трест «Агфа-Геверт», производящий фотохимические товары. Число подобных монополистических организаций невелико, что объясняется сложностями объединения капитала, различного по своему национальному происхождению - это и отличия в законодательстве, и двойное налогообложение, и противодействие государственных чиновников, и многое другое.
Существует определенная классификация организаций, занимающих доминирующее положение на рынке. В этот перечень входит ряд основных форм, в которые могут объединяться монополистические предприятия. Самые простые из них возникли в сфере обращения. Среди них: Картель – форма монополии, объединяющая в себе несколько предприятий, работающих в одной производственной сфере. Участники подобной системы имеют коммерческую самостоятельность, сохраняют право собственности на средства и орудия труда, а также самостоятельно распоряжаются выпущенным ими продуктом. Участники картели лишь договариваются о величине своей доли в общем объеме производств, о рынках сбыта и назначаемых ценах на товар. Синдикат – это форма монополии, представляющая собой объединение некоторых предприятий, входящих в одну отрасль промышленности, у которых сохранена собственность на средства производства, но нет коммерческой самостоятельности в связи с отсутствием права на сбыт своего товара. Реализацией продукции в таком случае занимается общая сбытовая контора. Существует и более сложная форма монополии. Такие предприятия охватывают сектор непосредственного производства. Одна из основных форм монополий подобного типа – трест. В такое объединение входят предприятия либо одной, либо сразу нескольких отраслей промышленного производства. Участники треста не имеют собственности ни на средства производства, ни на выпускаемый ими продукт. Отсутствует у них и коммерческая самостоятельность. Другими словами, в трестах существует объединение производства, сбыта, финансов и управления. Преимуществом подобного объединения является то, что каждый из его участников обладает своей долей акций, пропорциональной доле вложенного капитала. Подобный пакет дает право на участие в управлении трестом и получение от него своей части прибыли. какие виды монополий. Существует и еще одна сложная форма монополий - многоотраслевой концерн. Он объединяет в себе десятки и даже сотни предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности, торговли и транспорта. Участники подобной монополии утрачивают свое право на собственность производственных средств, а также на выпускаемый ими продукт. Кроме того, над всеми предприятиями осуществляется финансовый контроль, проводимый головной фирмой. Появление монополий в России Образования, состоящие из доминирующих на рынке организаций, возникли и в нашей стране [7]. Причем впервые о монополиях в России заговорили в конце 19-го в. Данные сообщества развивались по своеобразному пути, который отличался непосредственным вмешательством в их дела государственных органов. Свое влияние на развитие организаций правительство осуществляло в металлургической сфере, машиностроении, на транспорте, в сахарной и нефтяной промышленности. Именно поэтому виды монополии в России, как правило, ограничивались административным типом. Однако до начала 20-го в. роль таких организаций в экономике страны была несущественна. Переход России к империализму В 1900-1903 гг. разразился мировой экономический кризис. Он и стал главным толчком, приведшим к ускоренному и массовому образованию монополий в России. Для определения путей выхода из кризиса промышленники стали собираться на отраслевые съезды. И при этом был выработан основной рецепт решения проблемы. Он заключался в создании объединенных торговых организаций, реализующих произведенные товары. Таким образом, появились низшие формы монополии в России, представляющие собой синдикаты. Эти организации держали под контролем цены на рынке. Синдикаты, как первые формы монополии, в России возникли из-за покровительственных государственных пошлин, защищавших отечественный рынок. Появлению подобных образований способствовали и казенные заказы, когда государство устраивало конкурсы, отдавая предпочтение компании, назначившей самую низкую цену. Таким образом, в начале 20-го в. возникли такие синдикаты, как «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», «Кровля». Параллельно с синдикатами стала образовываться такая форма монополии, как трест. Постепенно появлялись и образования «высшего типа», то есть концерны. Подобные объединения были развиты в хлопчатобумажной промышленности. Причем предприниматели, накопив крупные суммы, вначале овладели банками, а затем начали вкладывать имеющиеся у них средства в слаборазвитые отрасли. На то время ими были такие сферы промышленности, как автомобильная, электротехническая и химическая. Международные виды монополии в России действовали в нефтяной промышленности. Они пришли в нашу страну в форме трестов, поделивших между собой мировые рынки. В России было сразу три представителя подобной монополии. Среди них: «Ройял Дал Шелл» - англо-голландский трест. «Товарищество Нобель», главный капитал которого принадлежал немецким промышленникам. «Русская генеральная нефтяная корпорация», созданная на основе англо-французских денежных вложений. виды монополии в россии В целом монополисты приносили явный ущерб народному хозяйству страны. Они держали высокие цены на свою продукцию, порой ограничивая добычу топливно-энергетических ресурсов.