Общие сведения о курсовой работе

Набережночелнинский филиал

Кафедра экономической теории

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

_________________Т.В. Сушкова

«___» _________________20 г.

В.В. Гарипова, Г.Ф. Муртазина

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“МАКРОЭКОНОМИКА”

Направление подготовки 080100.62«Экономика»

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Г. Казань – 2012

Гарипова В.В., к.э.н., кафедра «Экономическая теория» ___________

Муртазина Г.Ф., к.э.н., кафедра «Экономическая теория» ___________

Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 080100.62 «Экономика»

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры «Экономическая теория»

Протокол заседания № от «____» ________________ 20____ г.

Заведующий кафедрой

Муртазина Г.Ф., к.э.н., доцент _______________

СОГЛАСОВАНО

заведующий выпускающей кафедрой

__________________________ /________________ /_________ /

(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)

«____» _________ 20____ г.

Председатель секции

__________________________ /________________ /_________ /

(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)

Зав. библиотекой ___________________ /_______________/

(подпись) (ФИО)

Содержание

1. Общие сведения о курсовой работе ................................................................ 4

2. Выбор темы и составление плана работы..................................................... 4

3. Написание и оформление основного текста работы ................................. 6

3.1. Содержание основной части курсовой работы………………………..6

3.2. Оформление текстовой части......................................................................... 7

3.2. Оформление таблиц и рисунков.................................................................... 8

4. Написание введения, заключения…………………………………………9

5. Оформление списка использованной литературы.................................... 10

6. Оформление аннотации.................................................................................... 11

7. Сдача курсовой работы на кафедру............................................................. 11

8. Защита курсовой работы................................................................................. 11

9. Тематика курсовых работ................................................................................ 13

10. Приложения........................................................................................................ 15

Содержание основной части курсовой работы

После того как изучены и законспектированы выбранные материалы, студент уточняет план своей работы и приступает к написанию текста и оформлению курсовой работы.

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц машинописного текста. Значительное превышение или недобор установленного объема являются недостатком работы и указывают на то, что студент не сумел отобрать и переработать нужный материал.

Перед студентом не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения в области экономической теории. Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно поль­зоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь об­работать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увя­зать теорию с практикой современной действительности.

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу курсовой работы, не создает условий для получе­ния знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к обману.

Только самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту через свою курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осу­ществить самоконтроль знаний.

Иногда студент сталкивается с таким положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. В таком слу­чае, очень хорошо привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и дать свое отношение к ним. Попытаться дать аргументиро­ванное изложение собственного понимания данного вопроса.

Собранный фактический и цифровой материал надо систематизировать, то есть свести его в таблицы, диаграммы и графики, схемы. Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения.

Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его са­мостоятельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного по­ложения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. При исполь­зовании цитат необходимо давать сноску на используемый источник.

Сносками на источник должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, в том числе статистические материалы, таблицы, сравнительные данные и т.п., а так­же материалы, размещенные в Internet с соответствующими адресами-ссылками. Сноски должны быть оформлены единообразно. Использование на­учного цитирования с применением правильно оформленных сносок обогащает курсовую работу и делает зримым ход работы автора над материалами, выра­ботки его собственного мнения по основным вопросам темы. Ссылки на литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные автором при написании курсовой работы, должны отражаться в квадратных скобках в конце предложения с указанием номера источника в списке литературы и диапазона цитируемых страниц. Например: По определению А.В. Брызгалина «Налог – это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, это экономико-правовая категория» [40. С. 600]. Ряд авторов считают, что «налог – это одна из форм наполнения государственной казны» [29. С.383; 3. С.344-345]. Или «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей» [20. С.5].

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст курсовой работы необходимо правильно оформить.

Оформление текстовой части

Текст работы должен быть напечатан через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги (A-4). Необходимо выровнять текст по ширине. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затенения. Шрифт Times New Roman, кегель 14. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Названия глав и параграфов выделяются полужирным шрифтом без наклона, не увеличивая размера букв.

Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Нумерация страниц текста делается в правом верхнем углу листа.

Между названием главы и названием параграфа этой главы пробел ставится (равный двум интервалам), а название параграфа не должно отделяться от текста этого параграфа пробелом. Названия параграфов отделяются от текста предыдущего параграфа пробелом (равным двум интервалам).

Каждая глава, а также введение, заключение и список использованной литературы начинаются с новой страницы. Параграфы следуют друг за другом. Слово «Глава» не пишется. Главы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1,2,3), после которых ставится точка. Слово «параграф» или значок параграфа в названии не ставятся. Параграфы имеют порядковые номера в пределах глав, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1.1. и 1.2.).

Заголовки глав и параграфов в тексте работы должны располагаться по центру, точку в конце названия главы и параграфа не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке.

Каждая курсовая работа обязательно должна иметь:

– Титульный лист (см. Приложение 1).

– План (содержание).

– Аннотация (для студентов очного отделения).

– Введение.

– Основная часть (текстовое изложение материала, разбитое на главы и параграфы с заголовками, соответствующими плану).

– Заключение.

– Список использованной литературы.

Оформление таблиц и рисунков

Важнейшие требования к таблице состоят в том, чтобы она содержала весь необходимый материал и была легко читаема. Небольшие таблицы желательно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие таблицы, занимающие целую страницу и более, желательно выносить в приложения. Графики, диаграммы, схемы и т.д. в тексте работы называются рисунками.

Все таблицы должны иметь порядковый номер и название, отражающее содержание. Слово "Таблица" и ее порядковый номер (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, по центру должно быть название таблицы. Слово "рисунок" пишется сокращенно: Рис. 2.5.1 (без знака №), причем название рисунка пишется под ним, рядом с номером.

Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной или соотноситься с номером главы и параграфа. Например, если таблица или рисунок включены в текст первого параграфа второй главы, нумерация следующая: Таблица 2.1.1., Рис. 2.1.1. Последняя цифра означает порядковый номер таблицы (или рисунка) в данном параграфе. Таблица помещается в качестве следующей страницы после первого упоминания о ней в тексте.

Необходимо указывать год, за который приводятся данные, названия и измерители показателей, а также источник, на основе которого составлена таблица. Если таблица целиком заимствована или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем курсовой работы на основе первичных материалов.

В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 12-10 кегель. Названия таблиц и рисунков следует выделять жирным шрифтом. Во всех таблицах и рисунках должны быть проставлены единицы измерения.

Каждому документу, таблице, схеме, представленным в приложении, присваивается соответствующий номер, обозначаемый арабскими цифрами (например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.).

Таким образом, таблицы в приложениях (если таковые имеются) не нумеруются, и ссылки на них делаются так: "по данным таблицы, представленной в Приложении 4 …" и т.д.

Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.).

Для того, чтобы диаграммы, гистограммы и т.д. легко читались, они могут быть выполнены в цветном виде (см. Приложение 3).

Оформление списка использованной литературы

В конце работы необходимо привести список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке фамилий авторов или названий книг. Инициалы авторов в списке литературы указываются после их фамилий, в тексте же наоборот: вначале инициалы, затем фамилии (см. Приложение 4). Источники в списке использованной литературы позиционируются в соответствии со следующими принципами.

1. Нормативно-правовые акты:

а) законы;

б) указы Президента РФ;

в) законодательные акты Федерального собрания РФ;

г) постановления Правительства РФ;

д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ.

2. Учебники, учебные пособия, монографии.

3. Периодические издания.

4. Статистические сборники и справочники.

5. Печатные материалы на иностранных языках.

6. Интернет-ресурсы.

Оформление аннотации

Аннотация – это отдельный лист, на котором располагаются:

– название работы на русском языке;

– аннотация на русском языке;

– название работы на английском языке;

– аннотация на английском языке (Приложение 6).

Этот лист располагается сразу после листа оглавления работы, и имеет номер 3. Он вносится в содержание работы как «Аннотация». Далее идет «Введение». Все требования к оформлению (поля, шрифт и т.д.) общие для всей работы.

План процедуры оформления этой части работы представляет собой следующее:

1. Научный руководитель курсовой работы проверяет текст курсовой и аннотации на русском языке, а также соответствие между текстом и аннотацией.

2. Студент переводит название и аннотацию, представляет их своему преподавателю английского языка.

3. Преподаватель английского языка проверяет перевод и расписывается на странице перевода.

Защита курсовой работы

Процедура защиты курсовой работы может носить характер дву­стороннего взаимодействия (преподаватель – студент), а может быть и публич­ной: происходить в студенческой группе с привлечением других преподавателей кафедры (как правило, на очном отделении защита курсовой работы проходит публично).

На защите студент должен кратко изложить содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе ко­торых она написана. Студент должен быть готов ответить на вопросы по теме проведенного исследования.

Можно указать следующие наиболее общие вопросы, на которые могут быть заданы в процессе защиты курсовой работы:

1. Как отражена в Вашем исследовании связь с актуальными проблемами экономики России?

2. На каких основных источниках Вы основывали написание своей курсовой работы? Что показалось Вам интересным в той или иной работе, что конкретно Вы использовали в своей курсовой работе? С кем из авторов Вы согласны по ряду дискуссионных вопросов, а с кем нет?

3. Какие выводы и предложения по своей теме исследования Вы сделали? Каков основной итог Вашей работы?

Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие от­веты на вопросы, учел замечания, содержащиеся в отзыве, а, возможно, ответил и на дополнительные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсо­вой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной (предвари­тельной) оценкой научного руководителя, отраженной в отзыве.

Общие критерии оценки курсовой работы:

Неправильно оформленная работа — не принимается.

В работе должны быть соблюдены правила оформления: отступы, ссылки, интервалы, список использованной литературы. В противном случае оценка будет занижена.

Неудовлетворительная оценка ставится за работу, в которой заявленная тема не раскрыта или переписанную (с одного или нескольких источников).

Удовлетворительная оценка ставится за курсовую работу, в которой не­достаточно полно освещены узловые вопросы темы, работа написана на базе очень небольшого количества источников, притом устаревших.

Хорошая оценка ставится за работу, написанную на достаточно высоком теоретическом уровне, в полной мере раскрывающую план курсовой.

Отличная оценка ставится за работу, которая характеризуется глубоким анализом привлеченного материала, творческим подходом к его изложению, в том числе к демонстрации дискуссионности данной проблематики.

9. Тематика курсовых работ по дисциплине «Макроэкономика»

1. Макроэкономические проблемы в трудах Нобелевских лауреатов.

2. Особенности методологии макроэкономических исследований.

3. Макроэкономическая политика в различных экономических системах. Российская модель социально-экономического развития.

4. Социальное рыночное хозяйство: черты и национальные модели.

5. Экономические и институциональные преобразования в переходной экономике.

6. Национальное богатство как макроэкономическая категория. Национальное богатство России.

7. Информация и знания как элементы национального богатства страны.

8. Научно-техническое развитие – основа повышения конкурентоспособности России.

9. Система национальных счетов как макроэкономическая модель экономического оборота.

10. Валовой внутренний продукт и методы его расчета.

11. Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов. Номинальные и реальные показатели. Дефлятор и индексы цен.

12. Теневая экономика: причины возникновения, формы, влияние на макроэкономическую ситуацию в стране.

13. Кредитный рынок и его макроэкономическое назначение.

14. Возникновение и развитие рынка ценных бумаг в России.

15. Безработица в России: современные формы, причины возникновения, методы сокращения.

16. Государственное регулирование рынка труда: сравнительный анализ опыта развитых стран.

17. Общее экономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия.

18. Модель макроэкономического равновесия AD-AS.

19. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия.

20. Экономический рост. Эффективность и качество экономического роста. Факторы и перспективы экономического роста в России.

21. Циклические колебания в рыночной экономике. Фазы экономического цикла.

22. Кризис – основная фаза экономического цикла. Виды кризисов.

23. Циклы и кризисы в экономике России: история и современность.

24. Антициклическая политика государства.

25. Государственное регулирование экономики, его средства и методы.

26. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: сущность и виды.

27. Государственный долг России: причины возникновения, способы оценки и управления.

28. Стабилизационный фонд и его значение в экономике России.

29. Государственная кредитно-денежная политика: понятие, виды и инструменты.

30. Анализ эффективности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства при помощи модели IS-LM.

31. Инфляция: понятие, причины возникновения и формы.

32. Стагфляция: понятие, основные признаки и возможности преодоления.

33. Особенности инфляционных процессов и антиинфляционная политика в России.

34. Социальная политика в современной экономике: макроэкономический аспект.

35. Денежные доходы и расходы населения. Уровень и качество жизни населения. Международные сопоставления уровня и качества жизни населения.

36. Международная торговля и ее значение для экономики России. Россия во Всемирной торговой организации.

Приложение 1

Образец титульного листа

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»

Набережночелнинский филиал

Экономический факультет

Кафедра «Финансовый менеджмент»

Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности

(курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»)

Исполнитель: студент I курса ДО гр. 111 ________ Иванов И.И.

Научный руководитель: к.э.н., доцент ________ Петров П.П.

Набережные Челны – 2012

Приложение 2

Образец содержания

Содержание

Аннотация*.....................................................................................................3

Введение................................................................................................................... 4

1. Сущность, типы и формы инфляции............................................................ 6

1.1. Сущность инфляции и формы ее проявления.................................... 6

1.2. Типы инфляции .......................................................................................... 9

2. Причины инфляции в России и методы ее регулирования и оценки 11

2.1. Оценка инфляция и ее особенности в российской экономике.... 11

2.2. Комплекс антиинфляционных мероприятий................................... 18

Заключение........................................................................................................... 23

Список использованной литературы............................................................ 25

Приложение.......................................................................................................... 26

Приложение 3

Образец оформления таблиц

Таблица 2.2.1.

Структура принадлежащих Российской Федерации акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ, %

Размер принадлежащей Российской Федерации доли в уставном капитале общества Доля акционерных обществ в общем количестве обществ на 1 января соответствующего года
2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.
100% уставного капитала
От 50% до 100% уставного капитала
Менее 50% уставного капитала

Источник: www.gks.ru

Общие сведения о курсовой работе - student2.ru Образцы оформления рисунков

Общие сведения о курсовой работе - student2.ru Рис. 2.1.1. Налоговые доходы бюджета г. Набережные Челны за 2007-2009 гг.

Рис. 2.2.1. Исполнение расходной части бюджета Отделения ПФР по РТ за 2011 г. (в %)

Приложение 4

Правила оформления списка использованной литературы

Примеры приведены в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». ГОСТ не распространяется на библиографические ссылки

Книги одного автора

Крылов, В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры / В.Н. Крылов. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2005. – 268 с.

Городов, О.А. Основы информационного права России: учеб. пособие / О.А. Городов. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. – 230 с.

Книги двух или трех авторов

Гуценко, К.Ф. Уголовный процесс западных государств / К.Ф. Гуценко, Л.В. Головко, Б.А. Филимонов. – М. : ИКД «Зерцало-М», 2001. – 151 с.

Орлов, Ю.М. Психологические основы воспитания / Ю.М. Орлов, Л.Д. Творогова, И.И. Косарева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 80 с.

Словари и справочники

Русские писатели ХХ века : биогр. словарь / гл. ред. и сост. П.А. Николаев. – М. : Большая рос. энцикл. : Рандеву-АМ, 2000. – 808 с.

Ломоносов: крат. энцикл. словарь / РАН; музей М.В. Ломоносова; ред.-сост. Э.П. Карпеев. – СПб. : Наука, 1999. – 258 с.

Диссертации

Болдинов, В.М. Ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.М. Болдинов. – Иркутск, 2000. – С. 7.

Без издательства

Кузнецов, Б.М. В угоду Сталину: Годы 1945-1946/ Б.М. Кузнецов. – Нью-Йорк: [Б. и.], 1993. – 358 с.: ил.

Два издательства

Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева / отв. ред. Т.Г. Динесман. – М.: ООО «Литограф»: Музей-усадьба «Мураново». – 1999. – Кн. 1: 1803 – 1844. – 340 с.

Многотомное издание в целом

Гиппиус, З.Н. Сочинения: в 2 т. /З.Н. Гиппиус; вступ. ст., подготовка текста и коммент. Т.Г. Юрченко; Рос. АН: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. – М. : Лаком-книга : Габестро, 2001.

Федотов, О.И. Основы ·геории литературы: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений : в 2 ч. /О.И. Федотов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Отдельный том

Федотов, О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч. 2. Стихосложение и литературный процесс /О.И. Федотов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 238 с.

Казанский университет, 1804–2004: биобиблиогр. словарь. Т. 1. 1804–1904 / гл. ред. Г.Н. Вульфсон. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. – 808 с.

Законодательные материалы

Об утверждении Государственной Программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006–2008 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. № 200 // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 16. – Ст. 1739.

О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. (с изм. от 5 февраля 2007 г.) // Российская газета. – 2007. – 9 февраля.

Описание сериального издания

Гончаров, И.А. Обломов: роман в 4 ч. / И.А. Гончаров. – Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. – 696 с. – (Лит. памятники)

Песков, А.М. Павел I /А.М. Песков. – М. : Мол. гвардия, 1999. – 47.1 с. ил. – (Жизнь замечат. людей; сер. биогр.; вып. 164).

Статья из сборника

Воронова, Л.Я. Литературный портрет как жанр литературной критики / Л.Я. Воронова //Жанры русской литературной критики 70–80-x годов XIX вeка : сб. ст. – Казань, 1991. – С. 78–86.

Из энциклопедий и словарей

Романтизм //Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – СПб., 1899. – Т. 27 (53). – С. 59–66.

Манн, Ю.В. Литературные связи и влияния / Ю.В. Манн / Краткая лит. энцикл. – М., 1967. – Т. 4. – С. 313–315.

Из журналов

Статья одного автopa

Брусницын, Л. Обеспечение безопасности участников процесса: возможности и перспективы развития / Л. Брусницын // Российская юстиция. – 2003. – № 5. – С. 12.

Из газет

Кушнер, А. «Гармонии таинственная власть ... »: К 200-летию со дня рождения Евгения Боратынского / А. Кушнер //Моск. новости. – 2000. – 15–21 февраля.

О языках народов Российской Федерации: Закон РФ от 25 октября 1991 г. // Российская газета. – 2002. – 14 декабря.

О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан: Указ Президента РТ от 30 декабря 2004 г. № УП-810 // Республика Татарстан. – 2004. – 31 декабря. – № 259-260.

Описание рецензий

Герчук, Е. //Независимая газета. – 2002. – 26 июля. – Рец. на кн.: Самойлов Д.С. Поденные записи: в 2 т. / Давид Самойлов. – М.: Время, 2002. – 2 т.

АННОТАЦИЯ

ВЛИЯНИЕ ЭТИКИ НА ЭКОНОМИКУ:

Набережночелнинский филиал

Кафедра экономической теории

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

_________________Т.В. Сушкова

«___» _________________20 г.

В.В. Гарипова, Г.Ф. Муртазина

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“МАКРОЭКОНОМИКА”

Направление подготовки 080100.62«Экономика»

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Г. Казань – 2012

Гарипова В.В., к.э.н., кафедра «Экономическая теория» ___________

Муртазина Г.Ф., к.э.н., кафедра «Экономическая теория» ___________

Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 080100.62 «Экономика»

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры «Экономическая теория»

Протокол заседания № от «____» ________________ 20____ г.

Заведующий кафедрой

Муртазина Г.Ф., к.э.н., доцент _______________

СОГЛАСОВАНО

заведующий выпускающей кафедрой

__________________________ /________________ /_________ /

(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)

«____» _________ 20____ г.

Председатель секции

__________________________ /________________ /_________ /

(фамилия, имя, отчество) (ученое звание) (подпись)

Зав. библиотекой ___________________ /_______________/

(подпись) (ФИО)

Содержание

1. Общие сведения о курсовой работе ................................................................ 4

2. Выбор темы и составление плана работы..................................................... 4

3. Написание и оформление основного текста работы ................................. 6

3.1. Содержание основной части курсовой работы………………………..6

3.2. Оформление текстовой части......................................................................... 7

3.2. Оформление таблиц и рисунков.................................................................... 8

4. Написание введения, заключения…………………………………………9

5. Оформление списка использованной литературы.................................... 10

6. Оформление аннотации.................................................................................... 11

7. Сдача курсовой работы на кафедру............................................................. 11

8. Защита курсовой работы................................................................................. 11

9. Тематика курсовых работ................................................................................ 13

10. Приложения........................................................................................................ 15

Общие сведения о курсовой работе

Курсовая работа является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин на каждом курсе и предусмотрена учебным планом и программой изучения дисциплин. В курсовой работе студент должен показать полученные знания по изученной дисциплине, свободно владеть материалом, оперировать основными экономическими понятиями, самостоятельно анализировать эмпирический материал и делать соответствующие выводы. Данное пособие поможет студентам при выполнении курсовой работы определиться с темой, составить план, подобрать материал в теоретических, периодических и статистических источниках, правильно оформить работу.

При написании курсовой работы следует помнить, что студент должен показать глубокое знание вопроса, проблемы, осветить ее с разных позиций, найти пути решения. В процессе выполнения работы под руководством преподавателя студент должен научиться анализировать современные общественные явления, делать научно обоснованные выводы и прогнозы. Студент приобретает опыт работы с литературой, учится находить в ней главное, необходимое для раскрытия темы, анализировать различные подходы и формировать свое отношение к вопросу, совершенствует логику изложения материала, приобретает умение мыслить творчески.

2. Выбор темы и составление плана работы

Тема курсовой работы выбирается на кафедре и закрепляется в кафедральном приказе распределения тем курсовых работ.

После выбора темы и согласования ее с научным руководителем студент самостоятельно или же с помощью научного руководителя может приступить к подбору основной и дополнительной литературы по избранной тематике.

Подбор необходимой литературы осуществляется с помощью библио­графических каталогов.

Официальные документы – Конституция, Законы, Указы, Постановле­ния и т.п.;

Основная литература это учебники, учебные пособия;

Дополнительная литература это монографии, коллективные работы, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии и т.п. Дополнительная литература обязательно должна присутствовать в списке.Важно привлечь более широкий круг дополнительной литературы, так как от использования различных источников бу­дет зависеть качество курсовой работы.

Подобранную литературу вначале необходимо детально просмотреть[1] и составить предварительный план курсовой работы, который в дальнейшем по мере работы над литературой будет уточняться и дополняться.

План это логическая основа, костяк курсовой работы, важнейший показатель того, насколько глубоко студент изучил имеющиеся источники и отобрал из них самое существенное. Правильно составленный план – свидетельство понимания студентом содержания рассматриваемой проблемы. План необходимо согласовать на консультации с научным руководителем. В план работы рекомендуется включать: аннотацию, введение, основную часть (состоящую из глав и параграфов), заключение, список ис­пользованной литературы и, если есть, приложение (см. Приложение 2).[2]

Во «Введении» на 1-2 страницах студент должен обосновать выбор те­мы, раскрыть актуальность, цели и задачи исследования, указать основные ис­точники используемых материалов, описать структуру курсовой работы.

Основная часть работы предположительно может включать:

– обзор ряда работ по теме (можно акцентировать внимание на расхождения в трактовках, даваемых разными авторами, на основе критического обзора имеющихся точек зрения обосновать и изложить собственную позицию по данному вопросу);

– выявление проблемы, собственное отношение к ней;

– экспериментальная часть (состояние явления, тенденции, анализ конкретных данных) должна основываться на достоверной и полной статистической или другой информации;

– комментарии, прогнозы.

В «Заключение» отра­жаются выводы, которые были сделаны в процессе написания работы и сформулированы в соответствующих разделах.

3. Написание и оформление основного текста работы

Содержание основной части курсовой работы

После того как изучены и законспектированы выбранные материалы, студент уточняет план своей работы и приступает к написанию текста и оформлению курсовой работы.

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц машинописного текста. Значительное превышение или недобор установленного объема являются недостатком работы и указывают на то, что студент не сумел отобрать и переработать нужный материал.

Перед студентом не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения в области экономической теории. Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно поль­зоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь об­работать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увя­зать теорию с практикой современной действительности.

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу курсовой работы, не создает условий для получе­ния знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к обману.

Только самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту через свою курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осу­ществить самоконтроль знаний.

Иногда студент сталкивается с таким положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. В таком слу­чае, очень хорошо привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и дать свое отношение к ним. Попытаться дать аргументиро­ванное изложение собственного понимания данного вопроса.

Собранный фактический и цифровой материал надо систематизировать, то есть свести его в таблицы, диаграммы и графики, схемы. Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения.

Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его са­мостоятельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного по­ложения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. При исполь­зовании цитат необходимо давать сноску на используемый источник.

Сносками на источник должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, в том числе статистические материалы, таблицы, сравнительные данные и т.п., а так­же материалы, размещенные в Internet с соответствующими адресами-ссылками. Сноски должны быть оформлены единообразно. Использование на­учного цитирования с применением правильно оформленных сносок обогащает курсовую работу и делает зримым ход работы автора над материалами, выра­ботки его собственного мнения по основным вопросам темы. Ссылки на литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные автором при написании курсовой работы, должны отражаться в квадратных скобках в конце предложения с указанием номера источника в списке литературы и диапазона цитируемых страниц. Например: По определению А.В. Брызгалина «Налог – это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, это экономико-правовая категория» [40. С. 600]. Ряд авторов считают, что «налог – это одна из форм наполнения государственной казны» [29. С.383; 3. С.344-345]. Или «сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей» [20. С.5].

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст курсовой работы необходимо правильно оформить.

Оформление текстовой части

Текст работы должен быть напечатан через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги (A-4). Необходимо выровнять текст по ширине. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими,

Наши рекомендации