Первым секретарем стал Л. И. Брежнев.
Причины его избрания:
1)он виделся временной фигурой, поэтому каждый намеревался взять власть позже, поэтому не возникло борьбы за власть
2)Был лояльный, во многом пассивный - им было легко управлять
3)Во многих вопросах был некомпетентен, а значит окружающие партийцы получали широкое поле для «партийного творчества» (советники: Г. Арбатов, Н. Иноземцев, А. Бовин.)
Первые действия:
1) Уже в ноябре 1964 г. на специально созванном Пленуме ЦК были объединены промышленные и сельские партийные организации.
2) Затем был организован единый Госплан СССР,
3) восстановлено отраслевое управление через министерства, ликвидированы совнархозы.
4) Были отменены и многие неоправданные ограничения в использовании приусадебных хозяйств рабочих и колхозников, а также личного скота.
Курс Брежнева: умеренно-консервативный: Отход от курса на десталинизацию оборвал линию на оздоровление морально-политического климата в стране, демократическое обновление. Но в первую очередь изменение политической ситуации сделало невозможным последовательное проведение экономических реформ.
А вместе с тем, реформы были необходимы советскому обществу, так как с каждый годом все явственнее проявлялись огрехи советского социалистического строя.
1) Советский Союз еще не был подлинно индустриальной державой. И в экономике, и в социальной сфере осталось много архаичных, доиндустриальных черт, которые в последующем помешали СССР участвовать в микроэлектронной революции, а значит предопределили отставание СССР и в других сферах.
2) Экономика была плохо сбалансирована, требовала для своего роста постоянного наращивания производственных ресурсов. К1970 г. СССР превосходил США по уровню производства угля, кокса, тракторов, цемента. Железной руды, к примеру, добывалось в 6 раз больше, чем в США, и примерно во столько же меньше производилось предметов потребления. То есть по-прежнему экстенсивный путь преобладал.
3) Хронически отставал аграрный сектор экономики. Население деревни по-прежнему оставалось на вторых ролях, имело слабое обеспечение и престиж в обществе.
4) Не меньшую опасность для стабильного развития советского общества представляли диспропорции, подспудно накапливавшиеся в социальной сфере.
В начале 1980-х гг. специалисты, получившие высшее и среднее специальное образование, составляли 32,7% городского населения. В результате возник определенный дисбаланс рабочих мест — технические и инженерные должности в городах были заполнены с избытком, зато образовались вакансии рабочих мест, не требующих особой квалификации и связанных в основном с физическим трудом. Труд инженерно-технических работников начал постепенно обесцениваться. Уравниловка при оплате труда в течение многих лет способствовала тому, что даже высококвалифицированные рабочие начинали терять интерес к труду. Соответственно падала интенсивность, производительность труда, что в странах с рыночной экономикой обеспечивает производство качественного товара.
5) Мировой кризис обнажил односторонность, а в конечном счете тупиковость советской модели модернизации, во многом повторявшей черты и формы дореволюционных, имперских моделей, в ряде принципиальных моментов углублявших их недостатки.
6) Ситуация кардинально меняется к началу 1970-х гт. Многократное подорожание энергоносителей заставило развитые государства мира быстро осуществить структурную перестройку промышленности, перейти на новую организацию производства, освоить ресурсосберегающие и так называемые высокие технологии. Советская модель хозяйствования, лишенная гибкости и внутренних импульсов саморазвития, не смогла ответить тем же: обеспечить в новых условиях высокую эффективность и социальную направленность экономики.
7) На смену спартанскому типу с потребностями ссыльнопоселенца, с четким делением людей на своих и чужих, человеку-винтику приходит человек, нуждающийся в целом мире вещей, ценностях семьи, самоуважении. Потребности нового социального типа личности в автомобилях, дачах, дорогой электронике, модных вещах и украшениях, объективно возникающие в силу усложняющегося общественного производства, перехода от коммуналок к отдельным квартирам, «демонстрационного эффекта» западных потребительских стандартов, ни по масштабам средней зарплаты советского человека, ни по производственным возможностям советской бюрократизированной и милитаризированной экономики не могли быть в те годы удовлетворены.