Нелегального и легального бизнеса
Перуанский экономист, специалист по проблемам теневой экономики Эрнандо Де Сото в книге «Иной путь: невидимая революция в третьем мире» предложил оригинальную классификацию трансакционных издержек на основе критерия «легальность – нелегальность».
Эрнандо де Сото (род. 1941 г.)
В этой связи были выделены две группы издержек:
1. «Цена подчинения закону» или издержки законопослушного поведения. Предприниматель в легальном бизнесе должен нести
· «единовременные издержки доступа», связанные с получением права заниматься определенным видом экономической деятельности. Получив официальную санкцию на свой бизнес, он должен постоянно нести
· издержки «продолжения деятельности в рамках закона»: платить налоги и социальные платежи, подчиняться бюрократической регламентации производственных стандартов, соблюдать обязательные нормы при руководстве персоналом, нести потери из-за неэффективности судопроизводства при разрешении конфликтов или взыскании долгов.
2. «Цена уклонения от легальных санкций» (риск поимки и наказания частично снижается взятками как особой формой страхования). Предприниматель, выбирая нелегальный бизнес, сталкивается с дополнительными затратами:
· издержки связанные с трансфертом доходов,
· повышенные ставки на теневом рынке капиталов,
· невозможность участвовать в наукоемких и капиталоемких областях производства,
· относительно слабая защищенность прав собственности,
· «цена невозможности использовать контрактную систему» (опасность нарушения деловых обязательств) и недостаточная эффективность внеконтрактного права.
Таким образом. делая выбор в пользу нелегальной организации, предприниматель избавляется от «цены подчинения закону», но вынужден оплачивать «цену внелегальности».
В 1972 г. была опубликована небольшая статья американского экономиста Майкла Сесновица «Доход от кражи со взломом»[64]. Ее автор на основе конкретных данных криминологической статистики штата Пенсильвания за 1967 г. попытался точно оценить, насколько прибыльна «профессия» взломщика (кражи со взломом, burglary, — самый широко распространенный в США вид преступлений). Сопоставление выгод и издержек от совершения преступления нашло отражение в следующей формуле:
R = S - р х D, (8, 1)
где R - доход (return) взломщика;
р — вероятность (probability), что вор будет пойман и
наказан;
S - величина украденного (stolen);
D — денежная (dollar) величина потерь взломщика, которые он несет в результате наказания.
Расчеты М. Сесновица дали следующий результат:
1. средняя величина чистой добычи от преступления составляет примерно 120 долл.;
2. вероятность осуждения за кражу со взломом — около 6 %;
3. ожидаемые потери от в среднем 40-месячного тюремного заключения - примерно 5.300 долл.;
4. следовательно, ожидаемый доход взломщика составляет около —200 долл. Иначе говоря, средний ожидаемый чистый доход преступника, оказался отрицательной величиной.
Эта закономерность проявляется практически во всех видах правонарушений. Каждый, кто любит ездить безбилетником, рано или поздно убеждается, что вероятность встретить контролера и величина штрафа таковы, что систематические поездки без билета оказываются убыточными.
Ю.В. Латов считает, что эта формула имеет универсальное значение и может использоваться для расчета доходности любых видов преступной деятельности корыстной направленности: уклонения от налогов, ограбления банков, наркоторговли и т. д.[65]
Масштабы распространения и последствия функционирования
Теневой экономики
По оценкам Всемирного банка, в 1999–2007 годах доля теневой экономики в ВВП 162 стран мира составила 34,5%. За эти годы она выросла с 32,9% до 35,5%. На одном полюсе оказались страны с «тенью» в размере 9–10% ВВП (Швейцария, США, Австрия, Люксембург). На другом — Грузия, Боливия, Азербайджан, Перу (60–70% ВВП). Масштаб распространения теневой экономики на Украине, в Беларуси и Россия составил 50–55% ВВП[66].
В среднем в промышленно развитых странах «в тень» уходит 15 % валового национального продукта, в развивающихся - около 33 %. С учетом этих цифр доля мировой теневой экономики оказалась сопоставима по объемам с официальной экономикой США.
По причине скрытого характера внелегальной деятельности существуют значительные трудности при его измерении. Для измерения масштабов распространения теневой экономики используется ряд методов, основанных на учёте следующих показателей:
· расхождение между фактическими и официально учтёнными трудовыми ресурсами;
· соотношение наличных денег и вкладов;
· учёт энергопотребления;
· расхождение между расходами и доходами;
· метод выборочных обследований.
По причине значительных различий в названных методах различны результаты – размеры теневого сектора. Приведём данные, полученные известным специалистом по вопросам теневой экономики, австрийским профессором Фридрихом Шнайдером, которые свидетельствуют о неоднозначности различных методов измерения теневой экономики.
Таблица 8.2.
Оценки средних масштабов теневой экономики в Канаде, Германии, Великобритании, Италии и США в 1970–1990-е гг.[67]
Масштабы теневой экономики | Методы оценки |
24,4 | Расхождение между фактическими и официально учтёнными трудовыми ресурсами |
15,5 | Соотношение наличных денег и вкладов |
12,7 | Учёт энергопотребления |
6,4 | Расхождение между расходами и доходами |
3,1 | Метод выборочных обследований |
Экономисты говорят о необходимости оптимизации расходов, связанных с проведением мероприятий по сокращению масштабов теневого сектора. В этой связи можно обратиться к экономическому анализу предупреждения правонарушений[68].
C |
Y/t |
Y |
X |
Y0 |
C0 |
Рис. 8.2.Оптимизация общественных потерь от преступлений (чёрная теневая экономика).
Y/t — количество преступлений за период t;
С — издержки;
Y — общественные потери от преступлений;
Х — расходы на борьбу с преступностью
Минимальные общественные потери будут при том уровне преступности, при котором Х=Y. По словам Дж. Стиглера: «Если уровень общественных расходов на борьбу с преступностью оптимален, общество не будет тратить два доллара на предотвращение преступления, ущерб от которого равен одному доллару, или тратить только один доллар на предотвращение преступления, ущерб от которого больше этой суммы»[69].
Распространение теневых отношений неоднозначно влияет на функционирование народного хозяйства.
С одной стороны, теневая экономика действует стабилизирующе. Ю.В. Латов предлагает рассматривать теневую экономику как необходимый для развития общества сектор экономики, в рамках которого происходит вызревание новых, дублирование существующих и угасание отмирающих формальных институтов[70].
Существует несколько направлений стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономку.
Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает более эффективные формы экономической деятельности. «Теневая» экономия на налоговых изъятиях позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и дает преимущество по сравнению с теми, кто работает полностью легально.
Во-вторых, создает условия для выживания населения в период спада официальной экономики в качестве источника новых рабочих мест и дохода. Речь идёт о стабилизирующем воздействии теневой экономики.
В-третьих, она формирует финансовую базу для негосударственной социальной деятельности. К примеру, благотворительность в сфере искусства (театр, кино и др.) в значительной мере осуществляется за счет наличных денег, поступающих из теневой экономики.
С другой стороны, теневые отношения дестабилизируют народнохозяйственный комплекс. Главные направления дестабилизирующего воздействия следующие.
Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов. На практике взяточничество выступает в качестве альтернативы официальному налогообложению.
Во-вторых, теневая деятельность приводит к снижению управляемости работников.
В-третьих, наличие теневого сектора в экономике ставит под угрозу защищённость бизнеса: по данным социологических опросов от 30 до 40% руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставить предприятие под контроль криминальных групп.
Сравнивая стабилизирующее и дестабилизирующее воздействие теневой экономики на деятельность народного хозяйства в России, учёные выделяют два этапа[71].
На первом этапе (первая половина 90-х годов) имело место стабилизирующее воздействие теневой экономики на российское общество. Она сыграла роль социального стабилизатора, когда традиционные рабочие места в официальной экономике (прежде всего на больших промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и т.п.) перестали обеспечивать средства к существованию для многих миллионов людей.
На втором этапе (после1995года) - преобладали факторы дестабилизации.Для России характерно, что само государство оказалось вовлеченным в теневую деятельность. Это проявилось в коррумпированности чиновников и формировании олигархических групп в результате слияния власти и капитала.
Социологи отмечают высокий уровень терпимости общества к теневой деятельности. 42% граждан не видят большого греха, если рядовой гражданин скрывает свои доходы от налоговой инспекции, 47% считают нормальным получать зарплату в конвертах, «черным налом»[72].
Можно сказать, что вследствие широкого распространения теневых отношений оказался сломан механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. Произошло «размывание» социальных норм. Люди потеряли социальные ориентиры. Они не могут предугадать, какова будет реакция общества: ожидает ли их наказание за совершение преступления или же они могут совершить преступление безнаказанно.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение теневой экономики с точки зрения экономико-статистического, правового и морального подходов.
2. Каковы п ричины распространения теневых отношений.
3. Какие методы оценки теневой экономики известны? Назовите масштабы распространения теневой экономики в разных странах.
4. В чём суть издержек ведения легального и нелегального бизнеса? Кто автор данной классификации?
5. Сравните «беловоротничковую», серую и чёрную теневую экономику.
6. Кто является первым разработчиком теории преступлений и наказаний? Как трактуется преступление в рамках данной теории?
7. каковы последствия распространения теневых отношений?
Институциональные изменения
Хотя формальные правила можно изменить
за одну ночь путём принятия политических
или юридических решений, неформальные
ограничения, воплощённые в обычаях,
традициях и кодексах поведения,
гораздо менее восприимчивы к
сознательным человеческим усилиям.
Д. Норт.