Тема 9. Концентрация производства в отрасли
1. Экономическое содержание концентрации производства.
2. Формы концентрации производства.
3. Оценка эффективности процессов концентрации.
1.Под концентрацией производствапонимается сосредоточение все
большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов
оказания услуг и массы прибыли на крупных предприятиях и объединениях.
Из определения концентрации производства следует её экономическая
сущность, которая представляет двусторонний процесс:
1. Рост доли крупных предприятий в общем объеме производства
отрасли.
2. Рост размеров самих крупных предприятий.
Показатели уровня концентрации производства:
- средний годовой оборот одного предприятия;
- среднегодовая стоимость собственного капитала предприятия;
- среднегодовая численность работников предприятия.
Последний показатель перестает быть однозначной характеристикой
концентрации, так как вследствие внедрения самообслуживания и других
прогрессивных технологических процессов сокращается численность
работников предприятий.
Развитие процессов концентрации в отраслях стало причиной
возникновения монополий, контроля крупнейшими корпорациями
деятельности мелких и средних предприятий, возможностей получения
монополистической прибыли.
2.Можно выделить следующие основные формы концентрации в
сфере обслуживания:
- горизонтальная интеграция,
- вертикальная интеграция,
- диверсификация.
1. Горизонтальная интеграция – объединение двух и более однородных
по функциональному значению и ассортиментному профилю предприятий,
находящихся в одном владении и образующих цепные системы.
Организационные структуры цепных компаний отличаются большим
разнообразием. Выбор конкретной организационной структуры определяется
масштабами деятельности компании, численностью и территориальным
размещением ее филиалов, другими условиями.
Процессы горизонтальной интеграции осуществляются путем
внутрифирменного роста, поглощения крупными предприятиями мелких и
средних предприятий. В результате происходит централизация капитала,
общих функций управления и организационных структур управления.
2. Вертикальная интеграция - объединение, слияние, кооперация или
взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников,
продавцов и потребителей продукции.
Среди основных причин, вызывающих вертикальную интеграцию,
выделяют:
• перенакопление капитала и невозможность его реинвестирования в
отрасли функциональных компаний;
• невысокую или нестабильную норму прибыли в отрасли
функционирования компании;
• более высокую норму прибыли в отраслях, сопряженных с отраслью
функционирования компании;
• научно-технический прогресс, вызывающий необходимость
централизации или кооперирования различных источников его
финансирования.
Организационные формы вертикальных объединений характеризуются
самым разнообразным сочетанием рыночных и нерыночных,
централизованно координируемых форм взаимодействия.
3. Диверсификация - процесс расширения видов деятельности
предприятия.
Диверсификация позволяет предприятиям избежать или смягчить риск,
связанный с колебаниями конъюнктуры внутриотраслевого рынка, повысить
их конкурентоспособность и стабилизировать финансовое положение.
Сформировались два типа диверсификации – внутриотраслевая и
межотраслевая.
Внутриотраслевая диверсификация – это объединение функционально
независимых предприятий различного профиля.
Межотраслевая диверсификация – объединение функционально
независимых предприятий других отраслей хозяйственной деятельности.
3.Оценка эффективности формирования отраслевых и межотраслевых
комплексов представляет собой сложную задачу из-за многообразия
конкретных видов деятельности, а также уровней взаимодействия
организационных структур как по вертикали, так и по горизонтали. Поэтому
в зависимости от целей и задач формирования интегрированных компаний
применяются различные подходы и способы оценки их эффективности.
1. Концентрация увеличивает доходы и денежные потоки поглощаемых
компаний, и эффект от слияния, поглощения и присоединений можно
представить в следующем виде:
Сп = [Δ(PN)n + Δ (PA)n + (EE)n] – (ΔIn + ΔTn + In),
где Сn – эффект в период времени п после слияния;
п – расчетный период времени;
Δ(PN)n – расчетная дополнительная прибыль от расширения масштабов
деятельности;
Δ(РА)n – расчетная дополнительная прибыль от снижения риска за счет
диверсификации деятельности холдинга;
(EE)n – экономия текущих производственных издержек;
ΔIn – прирост (экономия) налоговых платежей;
In – инвестиции в начальный момент поглощения.
2. Менее точной считается оценка по чистой стоимости активов,
которая определяется как разность между общей стоимостью активов
поглощаемой компании и суммой ее расчетно-платежных обязательств:
S = A – K, где S – чистая стоимость активов поглощаемой компании;
А – балансовая стоимость активов поглощаемой компании;
К – сумма расчетно-платежных обязательств поглощаемой компании.
3. Достаточно надежным способом оценки активов является рыночная
стоимость поглощаемой компании (акции которой свободно обращаются на
фондовом рынке), которая определяется по формуле:
S = (P/E)*Q,
где S – рыночная стоимость активов компании;
Р – рыночная цена акции компании;
Е – прибыль в расчете на одну акцию компании;
Q – количество обращающихся на рынке акций компании.