Монетарная политика: цели и инструменты. Виды монетарной политики
Денежно-кредитная (монетарная) политика – это политика по изменению денежной массы в экономике. Денежная масса изменяется в результате операций Центрального банка, коммерческих банков и решений небанковского (реального) сектора. При этом важнейшую роль в осуществлении монетарной политики играет Центральный банк как главное звено банковской системы страны.
Традиционно перед ЦБ ставятся пять основных задач, в соответствии с которыми он является:
1. Эмиссионным центром страны. ЦБ монопольно выпускает национальные банкноты – бумажные деньги;
2. Банком банков. ЦБ хранит резервы коммерческих банков, выдает им ссуды (является кредитором последней инстанции), осуществляет надзор за их деятельностью;
3. Банкиром правительства. ЦБ размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, ведет счета казначейства, хранит официальные золото-валютные резервы;
4. Главным расчетным центром страны. ЦБ выступает посредником между банками при осуществлении безналичных расчетов;
5. Органом регулирования экономики посредством монетарной политики.
При решении этих задач Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
В России в законе «О Центральном банке» (2002 г.) указано, что целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. При этом Банк России осуществляет следующие конкретные функции:
- во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
- является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- обслуживает бюджетные счета всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов;
- осуществляет эффективное управление своими золотовалютными резервами;
- проводит государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает банковские лицензии;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;
- выполняет все виды банковских операций, необходимых для решения своих основных задач;
- организует и производит валютное регулирование и валютный контроль;
- определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- организует составление платежного баланса РФ;
- регулирует деятельность валютных бирж;
- проводит анализ и прогнозирует состояние экономики РФ;
- осуществляет иные функции в соответствие с федеральными законами.
Важнейшей функцией ЦБ при проведении монетарной политики является управление наличной и безналичной денежной эмиссией. Эмиссией называется выпуск денег в обращение, приводящий к общему увеличению денежной массы. Первична эмиссия безналичных денег: прежде чем наличные деньги возникают в обороте, они отражаются в виде записей на счетах коммерческих банков.
Например, ЦБ покупает валюту или государственные ценные бумаги у коммерческого банка либо выдает ему кредит. В обоих случаях соответствующая сумма зачисляется сначала на счет данного коммерческого банка в ЦБ. Однако счета коммерческих банков в Центральном банке не могут использоваться в качестве платежных средств, а потому не являются деньгами. Они составляют резерв денежной системы, элемент денежной базы.
Затем коммерческий банк в счет полученных средств выдает кредиты предприятиям, создавая, тем самым, безналичные деньги. Получатели кредита, в свою очередь, расплачиваются этими деньгами со своими деловыми партнерами, в результате чего деньги переводятся на счета партнеров в другие банки. Одновременно уменьшается счет коммерческого банка-получателя кредита (продавца валюты) в ЦБ и возрастают соответствующие счета тех банков, куда переведены деньги. Теперь у этих банков образуются избыточные резервы, за счет которых выдаются новые кредиты. И т. д. (тема «Деньги и банки», п. 4). Тем самым работает мультипликативный механизм расширения безналичной денежной массы.
Таким образом, безналичные деньги создаются системой коммерческих банков. Центральный банк, со своей стороны, регулирует этот процесс, управляя размерами денежной базы, а также величиной депозитного мультипликатора.
Средства, находящиеся на счетах коммерческих банков в ЦБ, могут обналичиваться в соответствие с потребностью клиентов банков в наличных деньгах. Тем самым ЦБ осуществляет эмиссию наличных денег.
Делается это так. В регионах России ЦБ открывает расчетно-кассовые центры (РКЦ), производящие обслуживание расположенных там коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в РКЦ открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас банкнот, предназначенных для выпуска в обращение в случае необходимости. Находясь в резервных фондах эти банкноты не являются деньгами, ибо они еще не поступили в обращение.
В оборотную кассу РКЦ постоянно поступают наличные деньги из банков и из нее также постоянно наличные деньги выдаются банкам. Таким образом, средства, находящиеся в данный момент в оборотной кассе, считаются наличными деньгами в обращении. Для каждой РКЦ устанавливаются лимиты наличных денег в оборотных кассах. При их превышении деньги сдаются в резервные фонды и, тем самым, выводятся из обращения. Напротив, РКЦ обязаны выдавать банкам по их требованию наличные деньги в пределах свободных резервов банков на их счете в ЦБ. При переводе средств из резервных фондов в оборотные кассы происходит эмиссия наличных денег.
Деньги, эмитированные РКЦ, поступают в операционные кассы коммерческих банков, а оттуда – в кассы предприятий, либо непосредственно населению. Таким образом, наличные деньги возникают из безналичных денег, находящихся на счетах предприятий и населения в коммерческих банках и созданных всей системой банковского кредитования экономики.
Другой важной задачей Центрального банка является контроль за деятельностью коммерческих банков. Сегодня функционирование банковской системы в нашей стране вызывает обоснованные нарекания. К числу ее существенных недостатков относят недостаточную капитализацию банков, непрозрачность банковской отчетности, слабое кредитование реального сектора, не отвечающее потребностям экономического роста.
В предыдущей теме говорилось, что Банк России планирует повысить к 2007 г. минимальный размер акционерного капитала для вновь создаваемых банков до 5 млн. евро (в рублевом эквиваленте). В то же время многие российские банки используют сегодня схемы, позволяющие им искусственно увеличить величину собственного капитала. В результате на бумаге капитал получается высоким, но это – иллюзорное благополучие.
Банк России видит свою задачу в формировании устойчивой, развитой, прозрачной банковской системы. Для этого им предусмотрен ряд мер. Во-первых, банки должны перейти на международные стандарты финансовой отчетности. В этом случае их финансовые показатели будут лучше отражать реальное положение дел. Во-вторых, банки должны вступить в систему гарантирования вкладов. Это привлечет к ним деньги населения, что позволит увеличить кредитование экономики. В-третьих, ЦБ усилит надзор за коммерческими банками, что, с одной стороны, приведет к исчезновению нежизнеспособных банков, с другой – дисциплинирует нормально работающие. При этом Банк России намерен перенести основной акцент в своих действиях с применения санкций к проблемным банкам на построение системы жесткого мониторинга, позволяющего выявлять банковские проблемы на раннем этапе и предотвращать возникновение кризисных ситуаций.
Непременным условием успешного функционирования Центрального банка является высокая степень его независимости от исполнительных или законодательных органов государственной власти. В противном случае возникает угроза неоправданной денежной эмиссии по команде президента, правительства или парламента исходя из конъюнктурных политических соображений. Это чревато инфляцией и нестабильностью курса рубля.
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией РФ, законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. В них Банк России определен как орган государственной власти с особым статусом, осуществляющий свои функции и полномочия независимо от других государственных органов.
Банк России – юридическое лицо. Его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, но Банк России самостоятельно использует и распоряжается этим имуществом, включая золотовалютные резервы. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Таким образом, Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Точно так же Банк России не отвечает по обязательствам коммерческих банков, а банки – по его обязательствам.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ). Кроме того, Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России, принимает по ним решения.
Независимость ЦБ подверглась серьезным испытаниям в 2001-02 гг., когда в Думе решили, что Банк России фактически лишен начальственного присмотра и творит, что хочет. Депутатов одолели подозрения, что ЦБ, утверждающий сам себе смету расходов (это нормальная мировая практика), утаивает от государства свою прибыль. Особое раздражение вызывали высокие зарплаты сотрудников Банка России, сравнимые с заработками в коммерческих банках.
Сторонники ограничения независимости Банка России стали требовать права утверждать ежегодные направления денежно-кредитной политики и смету расходов ЦБ законами. Возникли идеи о контроле за формированием и распределением прибыли, за всей хозяйственной и оперативной деятельностью ЦБ. А венцом явилось предложение о преобразовании Банка России в обычное государственное учреждение, фактически подчиненное правительству. Последнее, помимо прочего, было опасно еще и тем, что любой западный кредитор, выдавший ссуду под гарантии российского правительства, получал возможность в случае чего арестовывать зарубежные золотовалютные активы Банка России.
В самом начале возникшей дискуссии было отвергнуто предложение утверждать законом направления денежно-кредитной политики. Его принятие сделало бы невозможным оперативное принятие Банком России необходимых экономических решений, соответственно угрожало стабильности рубля.
Затем было решено, что несправедливо расширять лишь думские полномочия по контролю за ЦБ. В результате родилась идея преобразовать Национальный банковский совет (НБС), прежде эпизодически собиравшийся и не имевший серьезных полномочий, в полноправный орган контроля и управления Банком России.
С этой целью была изменена структура НБС. Теперь численность НБС составляет 12 человек, причем от совета директоров ЦБ в его состав входит только Председатель Банка России. Из остальных членов двое направляются Советом Федерации, трое – Государственной Думой, трое – Президентом РФ и трое – Правительством.
Вокруг функций и полномочий НБС развернулась серьезная борьба. По первоначальному замыслу к НБС должны были перейти все ключевые функции совета директоров ЦБ – утверждение денежно-кредитной политики, сметы расходов Банка России, правил бухучета и т.д.
Такое положение привело бы к двоевластию в Банке России. Поэтому в конечном итоге при внесении поправок в закон «О Центральном банке» его совету директоров вернули полномочия утверждать как денежно-кредитную политику, так и смету расходов. НБС, со своей стороны, получил право только их рассматривать. Помимо этого НБС отдали на утверждение расходы на заработную плату, пенсионное страхование, капиталовложения и административно-хозяйственную деятельность ЦБ. НБС получил также право назначать главного аудитора ЦБ, утверждать правила бухучета и отчетности, порядок распределения прибыли и формирования внутренних резервов Банка России.
Таким образом, несмотря на расширение полномочий НБС, он не стал таким же органом управления ЦБ как совет директоров. Последнему удалось сохранить свои ключевые полномочия, следовательно, принцип независимости Банка России в целом удалось отстоять.