Роль общественного сектора в нейтрализации провалов рынка.
Под институтом будем понимать общественный обычай, заведенный порядок, норму, порядок, закрепленный в законе, организацию, общественное устройство.
Институциональный изъян рынка или государства — это неспособность рынка и государственного сектора как важнейших институтов экономики реализовать в определенных случаях эффективность по Парето.
К институциональным изъянам рыночного механизма хозяйствования относят:
- монополизация, ограничение конкуренции;
- проблема производства общественных благ;
- внешние эффекты;
- асимметричная информация;
-макроэкономическая нестабильность — колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса.
Институциональные изъяны государства являются следствием особенностей механизма демократического голосования, ведущих к Парето-неэффективности. Во-вторых, это результат того, что действия государства реализуются посредниками — государственной бюрократией, которая преследует своекорыстные интересы.
Некоммерческие организации.
В современной экономике выделяют три сектора:
1) государственный;
2) частный;
3) некоммерческий.
Задача государства — обеспечить гарантии потребления общественных благ — как правило, на минимальном уровне. Реальный же спрос на общественные услуги весьма дифференцирован по вертикали, поэтому рынок обеспечивает верхнюю часть максимального платежеспособного спроса, а некоммерческий сектор — производство благ и услуг сверх минимальных государственных гарантий. При этом механизмы реализации поставленных задач существенно разнятся [3, c.383-385].
Особенности механизма некоммерческого хозяйствования:
- ориентация деятельности не на прибыль;
- не в отрицании прибыли как таковой, а использовании ее как средства для достижения провозглашаемых целей;
- сочетание экономической эффективности рыночного хозяйствования с социальной эффективностью деятельности государства;
- функционирование в рамках некоммерческого сектора.
Некоммерческий сектор имеет особый механизм хозяйствования, сочетающий экономическую эффективность рынка и социальную эффективность государства: отказ от максимизации прибыли в обмен на поддержку обществом либо местным сообществом целей деятельности; прибыль становится не целью, а средством достижения общественно значимых задач; формирование ресурсов на принципах совместного финансового участия заинтересованных сторон; конкурентные начала в распределении ресурсов (грантов, проектов и т.д.) [3, c.386].
Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания и развития в общественном секторе различных организационно-правовых форм. Предприятия в общественном секторе могут иметь статус коммерческих и некоммерческих организаций. Российское законодательство признает любое юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности коммерческой организацией, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве таковой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками - некоммерческой организацией. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Список литературы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации.
2.Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: учебное пособие. – М.: ИНФРА'М, 2008. – (Высшее образование). – 343 с.
3.Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник. — М.: ИНФРа-М, 2009. — 427 с. — (Учебники РУДН). - гл. 23.
4.Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики Экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
5.Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. Изд-во Московского университета: ИНФРА-М, 1999.