Модуль 1. Экономика и ее роль в обществе

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа дисциплины... 4

1. Цели и задачи дисциплины.. 5

2. Место дисциплины в структуре ООП.. 6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.. 6

4. Структура и содержание учебной дисциплины.. 8

5. Образовательные технологии. 21

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 22

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 27

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 28

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТА.. 30

1. Содержание и объем самостоятельной работы студентов (38 час) 30

2. Темы для самостоятельного изучения. 32

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 34

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кольский филиал

Экономический факультет

Экономической теории и финансов

(кафедра)

УТВЕРЖДАЮ

декан экономического факультета

______________________________

«___»__________________20__г.

Рабочая программа дисциплины

«Экономика»

(дисциплина цикла Б1.3)

Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

(программа подготовки бакалавров)

Апатиты


Дисциплина «Экономика» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция».

Программа включает организационно-методический раздел, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины, тематику семинарских занятий, формы самостоятельной работы и примерный перечень вопросов для подготовки к зачету, учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Программа предназначена для студентов, обучающихся на дневном отделении ФГОУ ВПО «Кольский филиал Петрозаводского государственного университета». Программа рассчитана на лиц, имеющих начальную подготовку в рамках школьного предмета «Экономика» или впервые изучающих базовый курс микроэкономики.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины. Изучение дисциплины «Экономика» заключается в подготовке бакалавров по направлению 030900 Юриспруденция к следующим видам профессиональной деятельности (п. 4.3. ФГОС ВПО):

• нормотворческая;

• правоприменительная;

• правоохранительная;

• экспертно-консультационная;

• педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Цель изучения дисциплины «Экономика» - получение студентами теоретических и практических знаний, на основе которых они смогут понимать конкретные экономические процессы, возникающие в окружающей жизни, ориентироваться в той или иной экономической ситуации, принимать правильные решения.

Задачи дисциплины. Изучение дисциплины «Экономика» обеспечивает подготовку бакалавров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (п.4.4. ФГОС ВПО):

• нормотворческая деятельность;

• участие в подготовке нормативно-правовых актов;

• правоприменительная деятельность;

• обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

• составление юридических документов;

• правоохранительная деятельность;

• обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

• охрана общественного порядка;

• предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений;

• защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

• консультирование по вопросам права;

• осуществление правовой экспертизы документов;

• педагогическая деятельность;

• преподавание правовых дисциплин;

• осуществление правового воспитания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Экономика» относится к циклу Б1 ООП «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (ГСЭ).

К уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины предъявляются следующие требования:

а) должны быть сформированы системные знания по дисциплинам гуманитарного цикла среднего (полного) общего образования (история, обществознание, литература, русский язык, география); владение умениями применять полученные знания в практической (учебной) деятельности;

б) должны быть сформированы системные знания по математике и информатике в объеме среднего (полного) общего образования; владение умениями использовать полученные знания в практической (учебной) деятельности;

Взаимосвязь с последующими дисциплинами: изучение дисциплины «Экономика» является основой для освоения дисциплин:

а) базовой части БЗ Профессиональный цикл - Конституционное право, Гражданское право, Уголовное право. Административное право, Трудовое право, Право социального обеспечения, Финансовое право, Налоговое право, Предпринимательское право. Международное право, Международное частное право, Экологическое право, Земельное право,

б) вариативная часть ГСЭ - Основы управления, Мировая экономика и международные экономические отношения,

в) вариативной части БЗ Профессиональный цикл - Банковское право, Криминология, Семейное право, Основы социального государства;

г) дисциплин по выбору БЗ ДВ Дисциплины по выбору - формируются в соответствии с профилями подготовки бакалавров.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Экономика» по направлению подготовки 030900 Юриспруденция выпускник бакалавриата должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК- 4);

- владение культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- наличие нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-Ю);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

б) профессиональными (ПК): в нормотворческой деятельности:

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной практике:

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (I1K-2);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

в правоохранительной деятельности:

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

в экспертно-консультационной деятельности:

- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления и них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего) 34 / 0,9 -
В том числе:   -  
Лекции -
Семинары -
Самостоятельная работа (всего) 38 / 1,1
В том числе:   -  
Работа с литературой, подготовка к семинарскому занятию, выполнение тренировочных тестов, подготовка домашнего задания, подготовка к коллоквиуму. -
Вид промежуточной аттестации   зачет -
Общая трудоемкость часы Зачетные единицы -

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

Общая трудоемкость дисциплины составляет __2___ зачетных единиц ____72___ часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Общ. тру-доем-кость Л ПР/ СМ Сам. раб
  Модуль 1. Экономика и ее роль в обществе II    
Экономика: научное представление о хозяйственной деятельности. Закономерности развития экономики II 1,2 Доклад, опрос, решение задач
Система экономических отношений II 3,4 Доклад, опрос
  Модуль 2. Организация хозяйственной деятельности II    
Элементы современного рынка II 5-7 Доклад, опрос, решение задач
Предприятия и организации в экономике. Предпринимательская деятельность II 8,9 Доклад, опрос, решение задач
  Модуль 3. Национальное хозяйство и роль государства в согласовании экономических интересов общества II    
Воспроизводство в национальном хозяйстве II 10-12 Доклад, опрос
Система экономических интересов общества. Роль экономики в развитии социальных отношений II 13,14 Доклад, опрос
Современное мировое хозяйство II 15-17 Доклад, опрос
  Всего II    

Планируемы результаты освоения учебной дисциплины

№ п/п Наименование модуля (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение навыками)
Модуль 1 Экономика и ее роль в обществе ОК-1 -5; ОК-7- 12; ПК-2; ПК-14; ПК-18-19 Знать: сущность экономических понятий и категорий, являющихся предметом изучения дисциплины, экономических законов и характера взаимосвязи теоретических знаний с практической хозяйственной деятельностью; основные методы научного познания экономической действительности; ключевые направления использования экономических знаний в профессиональной деятельности юриста. Уметь: свободно оперировать основными понятиями и категориями экономической науки в пределах изученного материала; правильно и полно отражать содержание экономических понятий и категорий и их взаимосвязи в ходе коллективного обсуждения вопросов экономической действительности; самостоятельно решать задачи по темам, входящим в данный модуль; находить, распознавать и накапливать информацию по экономическим вопросам, необходимым для профессиональной деятельности в конкретных сферах юридической практики; самостоятельно решать задачи. Владеть: (навыки, способности): применения знаний и умений при обсуждении учебных вопросов; самостоятельного собора, подготовки и грамотного описания исследовательских материалов на заданные темы; оценивать материалы, подготовленные другими студентами; совместной организационно-управленческой деятельности в учебном коллективе (малых группах).
1.1 Экономика: научное представление о хозяйственной деятельности. Закономерности развития экономики   Знать: основные задачи и содержание дисциплины «Экономика»; взаимосвязь экономики и юриспруденции; сущность и функции основных методов познания экономики; прикладные направления экономических знаний; сущность понятия «общественное производство»; основные этапы производства; факторы производства; движущие силы и структуру общественного производства и их отличительные особенности на разных этапах исторического развития; производственные возможности общества и альтернативные издержки; основные показатели эффективности хозяйственной деятельности; роль НТП в экономическом развитии; значение и место кадров высокой квалификации в качественном обновлении экономики XXI столетия; Уметь: выделять и описывать явления экономической действительности; проиллюстрировать применение основных методов познания экономической действительности; правильно объяснять и толковать значение экономических знаний для будущей профессиональной деятельности юриста; сформулировать цели и задачи использования экономических знаний в решении профессиональных задач юриста; объяснять закономерности исторического развития экономики; объяснять роль экономических знаний как инструмента анализа социально-значимых проблем и процессов; аргументировано обсуждать ключевые направления практического участия работников высокой квалификации юридического профиля в реализации задач общественного развития; решать задачи, связанные с производственными обменами в обществе и с рынками факторов производств. Владеть: (навыки, способности): распознавать, подбирать и систематизировать информацию для исследования конкретной экономической проблемы; проявлять способность работать (управлять деятельностью) в коллективе (малой учебной группе); анализировать и давать оценку совместной работе; применения знаний и умений при обсуждении учебных вопросов; самостоятельного собора, подготовки и грамотного описания исследовательских материалов на заданные темы;
1.2 Система экономических отношений   Знать: основные положения системы хозяйственных отношений между людьми; структуру экономических отношений; экономическое и юридическое содержание основных форм реализации отношений собственности; цели и задачи проведения национализации и приватизации в России; структуру отношений собственности в современной экономике России и основные правовые нормы ее обеспечивающие; особенности экономических интересов владельцев разных форм собственности; Уметь: описать экономические отношения в логической взаимосвязи; обосновать определяющее место отношений собственности в системе экономических отношений; соотнести процессы национализации и приватизации с задачами развития форм собственности; правильно и полно отражать особенности разных форм собственности; аргументировано объяснить характерные особенности отношений собственности в современной экономике России, использовать соответствующие ссылки на нормы права; Владеть: (навыки, способности): проведения анализа, сопоставления и оценки преимуществ и недостатков различных форм собственности; способность комментировать хозяйственные интересы владельцев разных форм собственности; подбирать и систематизировать информацию по вопросам современных отношений собственности по заданным критериям;
2. Модуль 2. Организация хозяйственной деятельности ОК-1-5; ОК-7-12; ПК-1-2; ПК-4; ПК-14-16; ПК-18-19 Знать: основные принципы и формы организации и управления хозяйственной деятельностью; организационно-правовые формы организации предпринимательской деятельности в РФ; осознавать роль юридических служб в выработке и реализации организационно-управленческих решений в хозяйственной деятельности предприятия Уметь: применять полученные знания для оценки состояния и выявления резервов совершенствования производственно-финансовой деятельности предприятия при принятии управленческих решений в условиях современных рыночных отношений; самостоятельно решать задачи. Владеть: (навыки, способности): выявлять положительные и отрицательные последствия решений по вопросам планирования хозяйственной деятельности предприятия (организации); составить суждение по вопросам перспективного планирования хозяйственно- финансовой деятельности предприятия и его участия во взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами в рыночной системе.
2.1 Элементы современного рынка   Знать: определение основных понятий изучаемых в теме, описать их соотношение и взаимосвязи; перечислить субъекты рынка, назвать формы и условия их взаимодействия; перечислить основные элементы рыночной инфраструктуры и описать их назначение; объяснить функциональное значение рыночных отношений хозяйствующих субъектов в развитии экономики; привести примеры конкурентного и монопольного поведения хозяйствующих субъектов; перечислить правовые инструменты регулирования рынка государством. Уметь: продемонстрировать должную осведомленность об основных особенности современного рынка, охарактеризовать роль субъектов рыночных отношений, обосновать направления государственного регулирования рыночных отношений; решать задачи на темы спроса и предложения, денежного обращения и предельной полезности. Владеть: (навыки, способности): навыками поиска и самостоятельного анализа информации об основных направлениях развития современного рынка; критически оценивать и интерпретировать информацию на заданную тему в рамках изучаемого материала; провести самостоятельное исследование на заданную тему, подготовить к обсуждению на учебном занятии материал, быть готовым к ведению дискуссии; приводить примеры на все формы конкуренции из российского и зарубежного рынка.
2.2 Предприятия и организации в экономике. Предпринимательская деятельность   Знать: организационно-правовые формы создания предприятий; систему взаимосвязанных целей хозяйственной деятельности в условиях современного отраслевого разделения труда и кооперации производственных процессов; формы и методы управления предприятиями; соотношение понятий «предпринимательство» и «бизнес»; экономические, организационные и правовые основания предпринимательской деятельности в РФ; место и значение в экономике разных по масштабам видов предпринимательской деятельности; меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; основные направления и порядок разработки бизнес-плана; правовые и экономические условия прибыльности хозяйствования в разных сферах экономики. Уметь: применять методы анализа экономической деятельности предприятия для выработки и принятия эффективных управленческих решений; разрабатывать и комментировать средства достижения конкретных целей хозяйственной деятельности; объяснить особенности организации производства при предметной специализации; комментировать и оценивать формы и методы управления предприятием; решать задачи с целью нахождения прибыли и издержек разных видов; выделять и грамотно описывать характерные особенности видов предпринимательской деятельности, показать на примерах значение конкуренции и формы проявления монополии; использовать нормы права для аргументированного ответа о значении конкуренции; определить требования к ограничению монополии на рынке; Владеть: (навыки, способности): исследовать показатели деятельности предприятия для выявления и систематизации «узких места» в деятельности предприятий и принимать участие в планировании конкретных мероприятий по их устранению; давать оценку приемам управления; предполагать функции и задачи юридических служб в выработке управленческих решений хозяйственной деятельности предприятий; соотносить и систематизировать информацию о предпринимательской деятельности с нормами права; предполагать и аргументировано обосновывать цели взаимодействия крупного и малого бизнеса, оценивать эффективность взаимодействия.
Модуль 3. Национальное хозяйство и роль государства в согласовании экономических интересов общества ОК- 1-12; ПК-1-2; ПК-4; ПК-8-9; ПК-12; ПК-14-16; ПК-18-19 Знать: определение основных понятий, изучаемых в теме, их соотношение и взаимосвязь; описать систему экономических интересов общества; перечислить основные признаки государственного сектора и объяснить его роль в национальной экономике; перечислить и объяснить основные признаки воспроизводственных процессов в национальной экономике и назвать параметры ее устойчивости; показать на примерах роль экономики в развитии социальных отношений; охарактеризовать современную мировую экономическую систему; перечислить основные признаки и особенности адаптации России к процессу глобализации. Уметь: применять полученные знания для оценки тенденций развития социальных и экономических процессов в России и других странах; систематизировать и применять показатели экономического развития национальной экономики для подготовки аргументированного ответа на вопросы, обсуждаемые на учебных занятиях; определить назначение и функции различных социальных институтов; ориентироваться в текущих экономических событиях, оценивать их последствия; продемонстрировать осведомленность об основных направлениях социального и экономического прогресса национальной экономики России, оценить последствия принимаемых организационно-экономических решений, использовать статистические данные для аргументации, в том числе при обосновании положения российской экономики в мировом рыночном пространстве; самостоятельно решать задачи. Владеть: (навыки, способности): способность комментировать и обоснованно раскрывать прогрессивное значение и проблемы современного развития национальной экономики; готовность участи в сборе и обобщении информационных материалов, использования количественных и качественных методов анализа используемых данных для совместного обсуждения актуальных вопросов развития национальной экономики России и ее места в мировом хозяйстве.
3.1 Воспроизводство в национальном хозяйстве   Знать: определение основных понятий изучаемых в теме, их соотношение и взаимосвязь; основные показатели экономики страны; сформулировать цели и факторы экономического роста; перечислить государственные меры по стимулированию хозяйственного прогресса; назвать параметры равновесия и неустойчивости национальной экономики, привести примеры; Уметь: применять полученные знания для сбора и анализа информации при подготовке к обсуждению вопросов темы; сопоставлять экономические и правовые меры государственного регулирования хозяйственных и социальных процессов; использовать надлежащие доказательства (аргументы) для подтверждения высказанных положений; решать задачи, касающиеся тем национальной экономики. Владеть: (навыки, способности): исследовательскими навыками при подборе, систематизации и анализе тематической информации; способностями комментировать статистические данные; способностями критически оценивать связи между текущими социально-экономическими явлениями (событиями) и процессами в прошлом, высказывать предположения о перспективах их развития.
3.2 Макроэкономическая нестабильность. Роль государства в экономике   Знать: определение основных понятий изучаемых в теме, их соотношение и взаимосвязь; взаимосвязь инфляции и безработицы, назвать основные виды доходов участников хозяйственной деятельности; назвать основные направления государственно-бюджетного и налогового регулирования развития национального хозяйства; сформулировать источники возникновения экономической опасности; раскрыть пути обеспечения экономической безопасности; перечислить показатели, характеризующие состояние изучаемых в теме экономических и социальных тенденций; объяснить соотношение экономических, социальных и правовых характеристик изучаемых в теме явление и процессов. Уметь: применять полученные знания на учебных занятиях; описать особенности формирования экономических интересов общества; объяснить место и роль государственного сектора в национальной экономике; охарактеризовать формы функционирования госсектора в экономике России; использовать систему экономических показателей для подготовки аргументов и обоснования ответа; устанавливать приоритеты выводов, полученных на основе анализа экономических и социальных фактов, давать обоснование; систематизировать информацию о социальных и экономических процессах по заданным признакам, приводить примеры, решать задачи на пройденные темы. Владеть: (навыки, способности): навыками организации (участия) совместной работы по подготовке к обсуждению вопросов темы; навыками анализа динамики экономических показателей; способностями представлять (объяснять) экономические данные в графической форме и в виде диаграмм.
3.3 Современное мировое хозяйство   Знать: определение основных понятий изучаемых в теме, их соотношение и взаимосвязь; сформулировать характерные черты мирового хозяйства и мировой торговли, перечислить показатели развития мировой экономики; объяснить тенденции развития мировой экономики; назвать параметры открытой экономики; объяснить причины технологической зависимости в мировом хозяйстве; назвать противоречия глобализации. Уметь: применять полученные знания для выполнения практических заданий при подготовке учебному занятию; анализировать статистические данные и представлять их в графической форме и форме диаграмм; Владеть: (навыки, способности): навыками подбора и систематизации статистических материалов; самостоятельной подготовки аналитических материалов на заданную тему, аргументированного обсуждения и критической оценки результатов работы на практических занятиях.

Содержание разделов дисциплины

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины «Экономика» используются следующие методы обучения и формы организации занятий:

- лекции;

- семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

- практические занятия, на которых решаются задачи;

- письменные или устные домашние задания;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов, которая включает освоение теоретического материала, подготовку к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

При реализации программы «Экономика» используются следующие образовательные технологии:

- работа в команде (малой группе) - совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности. Может использовать при работе в аудитории, проведения исследования на заданную темы вне аудитории;

- творческие задания - учебные задания, которые требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а сообразительности и творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов к решению;

- разрешение проблем - учебные задания, которые требуют от студентов умения мыслить, творчески усваивать знания и развивать навыки их практического применения. Предполагает совместное последовательное движение студенческой аудитории к выстраиванию пути или путей разрешения возникшей проблемы («Дерево решений», «Мозговой штурм» и др.);

- дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса в рамках изучаемого контекста учебного материала. Формирует у студентов навыки аргументированного и организованного ведения спора, так как каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, должна аргументировать свою позицию.

- case-study - анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений;

- проблемное обучение - стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;

- контекстное обучение - мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;

- обучение на основе опыта - активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения;

- интеллектуальная разминка - активизация учебной деятельности студентов (как правило, в начале практического занятия) с выяснения степени усвоения учебного материала на уровне знания;

- изучение и закрепление нового материала - «ученик в роли учителя», подготовка вопросов для обсуждения и т.п.

- междисциплинарное обучение - использование знаний, умений и способностей в практической деятельности из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

а) вопросы для оценки степени усвоения учебного материала на уровне знания (осознанное воспроизведение учебного материала, объяснение объектов изучения; раскрытие сущности, выявление и обоснование закономерных связей, подтверждение аргументами, приведение примеров из практики и т.п.);

б) задания для оценки умения оперировать знаниями и применять их для выполнения практических заданий, в том числе при решении задач, требующих простых математических вычислений.

Примерные зачетные тестовые задания

1. Позитивная экономика занимается:

1) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач

2) определением величины имеющихся ресурсов

3) поиском путей выхода из кризиса

4) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений

2. Распределите по группам следующие объекты:

1. Свободный товар

2. Экономический товар

3. Общественный товар

A) государственное управление

B) книга

C) дождь

3. Процесс определения размера дохода участника экономической деятельности называется:

1) получением заработной платы

2) распределением

3) начислением заработной платы

4) учетом доходов граждан налоговыми органами

4. Экономические отношения собственности характеризуются:

1) использованием правовых норм

2) взаимосвязями между средствами и предметами труда

3) отношениями людей к вещам и благам

4) отношениями людей по поводу вещей и благ

5. Рынок является:

1) механизмом регулирования побочных последствий производства

2) саморегулирующейся системой взаимодействия экономических субъектов

3) средством создания сбережений

4) механизмом осуществления контактов покупателей и продавцов

6. Если равновесная цена равна 4 д.ед., а спрос и предложение заданы функциями: Qd=60-10,5P и Qs=24P-29 соответственно, то на рынке сложится ситуация:

1) излишка товара в 49ед.

2) излишка товара в 56 ед.

3) дефицит товара в 49 ед.

4) дефицит товара в 56 ед.

7. Производитель товара снизил цену на него 5 % в результате чего объем продаж вырос на 4 %. Спрос на этот товар является:

1) единичной эластичности

2) неэластичным

3) эластичным

4) абсолютной эластичным

8. Кривая предельной полезности…

1) одинакова для всех покупателей

2) показывает снижение предельной полезности с ростом числа товаров

3) иллюстрирует закон убывающей предельной полезности

4) определяется уровнем дохода

9. Характер эффекта масштаба определяется …

1) величиной постоянных издержек

2) знаком величины предельного дохода

3) наклоном кривой долгосрочных средних издержек

4) эластичностью спроса на продукт

10. Предприятие выращивает арбузы.

Количество
Переменные издержки

Если постоянные затраты = 40 д.ед., цена 10 д.ед., то прибыль фермера при производстве 30 ед. составит:

1) 10 д. ед.

2) 150 д.ед.

3) 90 д.ед.

4)130 д. ед.

11. Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур:

Большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам А монополия
Большое количество поставщиков предлагают фирменную одежду по относительно схожим ценам Б совершенная конкуренция
Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобилей В монополистическая конкуренция
Единственная фирма производит угледобывающее оборудование Г олигополия

12. Монополист-производитель электронного оборудования выпускает и продает такой объём продукции, при котором предельный доход (МR) равен 180 ден. ед.; предельные издержки (МС) 100 ден. ед.; средние общие издержки (АТС) 200 ден. ед. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:

1) снизить цену и увеличить объ

Наши рекомендации