Раздел 1. введение в микроэкономику
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего
профессионального образования
«Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»
Факультет коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Проректор по учебной работе
(декан факультета)
"____"______________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МИКРОЭКОНОМИКА
Направление подготовки 080100 «Экономика»
Профиль подготовки : Экономика предприятий и организаций
Квалификация (степень) выпускника бакалавр экономики
Нормативный срок обучения 4 года
Форма обучения заочная
Иваново 2011 год
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации ФГОС №______ от _______ и учебного плана по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», утвержденного решением ученого совета ИГАСУ от _____________ (протокол № ___)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Менеджмент, экономический анализ и учёт» «_____» __________ _____ (протокол №____)
Одобрено советом (методической комиссией) факультета КПиПКС
Протокол № _______ от« ___ » __________________ 20_____ г.
Заведующий кафедрой | ________________ | Н.А. Квашнина |
Автор | ________________ | Т.В. Земцова |
Рецензент | ||
СОГЛАСОВАНО: | ||
Декан факультета коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов | ________________ | Н.Ю. Матвеева |
Заведующий выпускающей кафедры | ________________ | Н.А. Квашнина |
1. Цели и задачи дисциплины
1.1.Цель:
-ознакомление студентов с основными положениями и методами экономической теории, потребностями и ресурсами общества, с формами и типами общественного хозяйства;
- формирование у студентов представлений об особенностях функционирования современной экономики, структуре и механизме функционирования рынка, типах рынков с различной конкурентной средой; сущности предприятия как основного хозяйствующего субъекта, о рынках факторов производства и особенностях их функционирования;
- формирование навыков оценки модели рынка, на который выходит фирма, расчета влияния изменения цен на спрос и предложения товара на рынке.
1.2. Задачи:
- ознакомить студентов с основными понятиями, структурой, процессами и закономерностям функционирования современного рынка;
- сформировать представление о механизме формирования цен и влияния на него конкуренции, поведения потребителей, раскрыть подходы к определению издержек фирмы и оптимизации объемов ее производства;
- обеспечить адекватное представление о функционировании фирмы в условиях различных моделей рынка.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Микроэкономика» относится к Б.3. «Профессиональный цикл».
Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать следующими компетенциями:
– способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
– способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
– свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);
– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7).
Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения данной дисциплины, необходимы для освоения таких последующих дисциплин, как Макроэкономика, Мировая экономика и международные экономические отношения, История экономических учений, Маркетинг, Организация предпринимательской деятельности, Ценообразование, Бизнес-планирование, Оценка конкурентоспособности, Экономика предприятия.
3.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
уметь:
-оперировать основными категориями и понятиями микроэкономики;
-использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической мысли в микроэкономике;
-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления на уровне микроэкономики, применять инструменты микроэкономического анализа ;
-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микроуровне;
-строить стандартные теоретические и эконометрические модели на основе описания экономических процессов и явлений;
-собрать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
-анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; планировать и осуществлять хозяйственную деятельность с учетом этого анализа;
-структурировать изучаемый материал и методически оформлять его.
знать:
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
-ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
-рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
Владеть:
-понятийным аппаратом микроэкономики важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;
навыками оценки экономических показателей применительно к объектам профессиональной деятельности; анализа и оптимизации деятельности предприятия; расчета эффективности и определение путей ее повышения:
- методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой микроэкономической задаче;
-навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе направлений (школ) микроэкономики.
-навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов /зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | 30 часа / 0,83 зачетные единицы | ||||
в том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | - | - | - | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | ||||
Самостоятельная работа (всего) | 222/ 6.17 зач.ед. | ||||
В том числе | |||||
Курсовой проект (работа) | - | - | + | ||
Расчетно-графические работы | - | - | |||
Реферат | - | - | |||
Другие виды самостоятельной работы | - | - | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | - | экзамен | экзамен | ||
Общая трудоемкость: | |||||
часы | |||||
зачетные единицы | 8,0 |
5. Содержание дисциплины
Микроэкономика: предмет и методология. Ресурсы и потребности: необходимость выбора. Рыночные операции: исходный анализ спроса и предложения. Рыночное равновесие и государство. Теория потребительского выбора: предпочтения, бюджеты, цены. Фирма в рыночной экономике: мотивация, издержки, прибыль. Средние и предельные издержки: определение технологического оптимума в краткосрочном и долгосрочном периоде. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия и стратегическое поведение. Чистая монополия и монопольная власть. Рынок капитала. Рынок природных ресурсов. Рынок труда и заработная плата Анализ общего равновесия и эффективности. Теория общественного благосостояния.
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
РАЗДЕЛ 4. МОДЕЛИ РЫНКОВ
Лабораторный практикум
Решение задач и проведение расчетов по темам разделов 5 и 6 «Факторные рынки» и «Общее равновесие и эффективность»
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
1.Первые школы политической экономии и их вклад в развитие экономической теории.
2.Современные экономические школы и направления.
3.Экономические системы: понятие, структура, виды.
4.Рыночная экономическая система.
5.Японская модель рыночной экономики.
6.Шведская модель рыночной экономики.
7.Особенности приватизации в России: понятие, цели, задачи, способы, методы и этапы.
8.Современный этап приватизации в России.
9.Понятие, виды и свойства, достоинства и недостатки рынка.
10. Рыночный механизм и его основные элементы. Теорема Коуза.
11.Развитие теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.
12. Равновесие на товарном рынке и его модели.
13.Ценовая эластичность спроса: сущность, виды, факторы
14.Развитие теория поведения потребителя.
15. Теория трудовой стоимости.
16.Теории стоимости.
17.Организационно-правовые формы предпринимательства в России, их достоинства и недостатки.
18.Издержки фирмы: сущность и виды.
19.Модели рынка: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.
20.Монополии и антимонопольное государственное регулирование.
21.Олигополия и особенности ценообразования в ее условиях.
22.Монополистическая конкуренция и ценообразование в ее условиях.
23. Антимонопольная политика России.
24.Особенности факторных рынков.
25.Рынок труда и формирование заработной платы.
26. Влияние государства и профсоюзов на рынок труда.
27Рынки капитала: сущность, виды, равновесие и принцип дисконтирования.
28.Рынок земли, земельная рента, цена земли.
29. Управление рисками.
30. Частное и общее равновесие на рынках товаров.
31. Теории общественного благосостояния.
32. Теория общественного благосостояния А.Пигу.
33. Критерий эффективности Патето.
34.Развитие социального партнерства в России за рубежом.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1. Курс экономической теории: Учебник.5-е изд., Исправл., доп. и перераб. Авт. кол. кафедры Экономической теории МГИМО(У) МИД,2006
2.Курс экономической теории /Под ред. Проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. Киров; АСА, 2004.
3. Макконнелл К. Брю С. Экономикс.15-е изд. М.:Инфра-М,2005.
4. Экономическая теория. Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. В.Д. Камаева.- 10- изд. Перераб.и доп.- М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС,2004.
5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Булатова А.С. - М.,2000.
6. Гребнев Л., Нуреев Р. Экономика. Учебник. - М., 2000.
б) дополнительная литература
1.Гражданский кодекс РФ. Ч.1,2. М., 1995.
2.ФЗ РФ «О защите конкуренции» , М. 2006.
3.Афанасьев М.П., Очерки истории экономической Мысли. М.: БДЦ-пресс,2005
4.Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И., Микроэкономика.В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.
4.Грегори Мэнкью, Принципы экономикс. СПб.: 1999.
5. Корнай Я.,Экономика дефицита. М.: Наука, 1992.
6. Статьи в журналах:
а) Российский экономический журнал;
б) Вопросы экономики;
в) Экономический вестник России;
г) Экономист.
7. Экономика и жизнь. (Экономическая газета)
1. в) программное обеспечение
2. ОС Windows, VS Excel, Project expert, Orfo 2000, MS Access, OPT-1, DELOPRO.
3. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
4.«Консультант Плюс», «Гарант», Internet.
5. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
6.Методический кабинет кафедры «Менеджмента, экономического анализа и учета», методический кабинет ФПК и ПКС, библиотечный фонд ИГАСУ, компьютерные классы (3-105, 1-305а, 1-305) с пакетом программного обеспечения и доступом в Internet.
7. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
а). Изучение данной дисциплины строится с учетом выделения 16 тем;
б).В процессе обучения активно применяются интерактивные формы обучения, электронное тестирование для выявления уровня подготовленности студентов, реферативные сообщения, доклады, диспуты и круглые столы.
в). ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Экономическая теория и микроэкономики: понятия, предмет, методы исследования.
2. Экономические агенты: домохозяйство, фирма (предприятие), государство.
3. Экономические блага: понятие и классификации.
4. Кругооборот благ и доходов.
5. Проблема ограниченности ресурсов. КПВ .Альтернативные издержкт и эффект замещения.
6. Экономические риски и неопределенность. Страхование рисков.
7. Рынок: сущность, виды, свойства. Достоинства и недостатки рынка.
8. Рыночный механизм и его основные элементы.
9. Спрос: сущность, факторы, закон, кривая .Исключения из закона спроса.
10. Предложение: сущность, факторы, закон, кривая. Равновесие на товарном рынке и его модели: Вальраса, паутинообразная.
11. Государственное регулироване цен. «Пол» и «потолок» цены. Субсидии, дотации, налоги.
12. Эластичность спроса: сущность, виды, факторы. Выручка и эластичность.
13. Эластичность предложения и его факторы. Крайние случаи эластичности.
14. Теории стоимости.
15. Теория поведения потребителя: полезность и стоимость,Измерение величины полезности и максимизация полезности.
16. Кривая безразличия и линия бюджетных ограничений. Равновесие потребителя.
17. Предприятие : сущность, цели и задачи. Эффект масштаба производства.
18. Издержки предприятия: сущность и виды.
19. Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие конкурентной фирмы. Условия закрытия фирмы.
20. Прибыль: сущность, виды, оптимизация.
21. Конкуренция и ее виды.
22. Модели рынка и условия их существования.
23. Монополия: сущность, виды, рыночная власть над ценой. Особенности ценообразования.
24. Естественная монополия. Контроль за ценами естественных монополий.
25. Чистая монополия и ценообразование в ее условиях. Максимизация прибыли и ценовая дискриминация.
26. Олигополия и особенности ценообразования в ее условиях. Модель Курно для "n" фирм, Модель олигополии как скрытой монополии, Модель "лидерства, Модель "ломаной линии".
27. Монополистическая конкуренция .
28. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики. ФЗ РФ «О защите конкуренции».
29. Факторные рынки и их особенности.
30. Рынок труда: сущность, заработная плата. Факторы влияющие на заработную плату.
31. Модели рынка труда. Влияние государства и профсоюзов на рынки труда.
32. Нарушение равновесия на рынках труда и безработица.
33. Рынки капитала: сущность, виды, равновесие.
34. Финансовый рынок: понятие и структура. Принцип дисконтирования.
35. Рынок природных ресурсов. Рентные отношения, цена земли.
36. Общее равновесие на факторных и товарных рынках.
37. Влияние фирмы на микропроцессы.
38. Внешние эффекты: понятие, виды и необходимость государственного регулирования экономики.
39. Теория общественного благосостояния.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего
профессионального образования
«Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»
Факультет коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Проректор по учебной работе
(декан факультета)
"____"______________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МИКРОЭКОНОМИКА
Направление подготовки 080100 «Экономика»
Профиль подготовки : Экономика предприятий и организаций
Квалификация (степень) выпускника бакалавр экономики
Нормативный срок обучения 4 года
Форма обучения заочная
Иваново 2011 год
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации ФГОС №______ от _______ и учебного плана по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», утвержденного решением ученого совета ИГАСУ от _____________ (протокол № ___)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Менеджмент, экономический анализ и учёт» «_____» __________ _____ (протокол №____)
Одобрено советом (методической комиссией) факультета КПиПКС
Протокол № _______ от« ___ » __________________ 20_____ г.
Заведующий кафедрой | ________________ | Н.А. Квашнина |
Автор | ________________ | Т.В. Земцова |
Рецензент | ||
СОГЛАСОВАНО: | ||
Декан факультета коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов | ________________ | Н.Ю. Матвеева |
Заведующий выпускающей кафедры | ________________ | Н.А. Квашнина |
1. Цели и задачи дисциплины
1.1.Цель:
-ознакомление студентов с основными положениями и методами экономической теории, потребностями и ресурсами общества, с формами и типами общественного хозяйства;
- формирование у студентов представлений об особенностях функционирования современной экономики, структуре и механизме функционирования рынка, типах рынков с различной конкурентной средой; сущности предприятия как основного хозяйствующего субъекта, о рынках факторов производства и особенностях их функционирования;
- формирование навыков оценки модели рынка, на который выходит фирма, расчета влияния изменения цен на спрос и предложения товара на рынке.
1.2. Задачи:
- ознакомить студентов с основными понятиями, структурой, процессами и закономерностям функционирования современного рынка;
- сформировать представление о механизме формирования цен и влияния на него конкуренции, поведения потребителей, раскрыть подходы к определению издержек фирмы и оптимизации объемов ее производства;
- обеспечить адекватное представление о функционировании фирмы в условиях различных моделей рынка.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Микроэкономика» относится к Б.3. «Профессиональный цикл».
Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать следующими компетенциями:
– способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
– способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
– свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);
– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7).
Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения данной дисциплины, необходимы для освоения таких последующих дисциплин, как Макроэкономика, Мировая экономика и международные экономические отношения, История экономических учений, Маркетинг, Организация предпринимательской деятельности, Ценообразование, Бизнес-планирование, Оценка конкурентоспособности, Экономика предприятия.
3.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
уметь:
-оперировать основными категориями и понятиями микроэкономики;
-использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической мысли в микроэкономике;
-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления на уровне микроэкономики, применять инструменты микроэкономического анализа ;
-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микроуровне;
-строить стандартные теоретические и эконометрические модели на основе описания экономических процессов и явлений;
-собрать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
-анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; планировать и осуществлять хозяйственную деятельность с учетом этого анализа;
-структурировать изучаемый материал и методически оформлять его.
знать:
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
-ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
-рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
Владеть:
-понятийным аппаратом микроэкономики важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;
навыками оценки экономических показателей применительно к объектам профессиональной деятельности; анализа и оптимизации деятельности предприятия; расчета эффективности и определение путей ее повышения:
- методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой микроэкономической задаче;
-навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе направлений (школ) микроэкономики.
-навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов /зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | 30 часа / 0,83 зачетные единицы | ||||
в том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | - | - | - | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | ||||
Самостоятельная работа (всего) | 222/ 6.17 зач.ед. | ||||
В том числе | |||||
Курсовой проект (работа) | - | - | + | ||
Расчетно-графические работы | - | - | |||
Реферат | - | - | |||
Другие виды самостоятельной работы | - | - | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | - | экзамен | экзамен | ||
Общая трудоемкость: | |||||
часы | |||||
зачетные единицы | 8,0 |
5. Содержание дисциплины
Микроэкономика: предмет и методология. Ресурсы и потребности: необходимость выбора. Рыночные операции: исходный анализ спроса и предложения. Рыночное равновесие и государство. Теория потребительского выбора: предпочтения, бюджеты, цены. Фирма в рыночной экономике: мотивация, издержки, прибыль. Средние и предельные издержки: определение технологического оптимума в краткосрочном и долгосрочном периоде. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия и стратегическое поведение. Чистая монополия и монопольная власть. Рынок капитала. Рынок природных ресурсов. Рынок труда и заработная плата Анализ общего равновесия и эффективности. Теория общественного благосостояния.
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ