Раздел 1. введение в микроэкономику

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего

профессионального образования

«Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»

Факультет коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по учебной работе

(декан факультета)

"____"______________20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МИКРОЭКОНОМИКА

Направление подготовки 080100 «Экономика»

Профиль подготовки : Экономика предприятий и организаций

Квалификация (степень) выпускника бакалавр экономики

Нормативный срок обучения 4 года

Форма обучения заочная

Иваново 2011 год

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации ФГОС №______ от _______ и учебного плана по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», утвержденного решением ученого совета ИГАСУ от _____________ (протокол № ___)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Менеджмент, экономический анализ и учёт» «_____» __________ _____ (протокол №____)

Одобрено советом (методической комиссией) факультета КПиПКС

Протокол № _______ от« ___ » __________________ 20_____ г.

Заведующий кафедрой ________________ Н.А. Квашнина
     
Автор ________________ Т.В. Земцова
Рецензент    
СОГЛАСОВАНО:    
Декан факультета коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов ________________ Н.Ю. Матвеева  
Заведующий выпускающей кафедры ________________ Н.А. Квашнина

1. Цели и задачи дисциплины

1.1.Цель:

-ознакомление студентов с основными положениями и методами экономической теории, потребностями и ресурсами общества, с формами и типами общественного хозяйства;

- формирование у студентов представлений об особенностях функционирования современной экономики, структуре и механизме функционирования рынка, типах рынков с различной конкурентной средой; сущности предприятия как основного хозяйствующего субъекта, о рынках факторов производства и особенностях их функционирования;

- формирование навыков оценки модели рынка, на который выходит фирма, расчета влияния изменения цен на спрос и предложения товара на рынке.

1.2. Задачи:

- ознакомить студентов с основными понятиями, структурой, процессами и закономерностям функционирования современного рынка;

- сформировать представление о механизме формирования цен и влияния на него конкуренции, поведения потребителей, раскрыть подходы к определению издержек фирмы и оптимизации объемов ее производства;

- обеспечить адекватное представление о функционировании фирмы в условиях различных моделей рынка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Микроэкономика» относится к Б.3. «Профессиональный цикл».

Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать следующими компетенциями:

– способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

– способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

– свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);

– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7).

Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения данной дисциплины, необходимы для освоения таких последующих дисциплин, как Макроэкономика, Мировая экономика и международные экономические отношения, История экономических учений, Маркетинг, Организация предпринимательской деятельности, Ценообразование, Бизнес-планирование, Оценка конкурентоспособности, Экономика предприятия.

3.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

уметь:

-оперировать основными категориями и понятиями микроэкономики;

-использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической мысли в микроэкономике;

-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления на уровне микроэкономики, применять инструменты микроэкономического анализа ;

-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микроуровне;

-строить стандартные теоретические и эконометрические модели на основе описания экономических процессов и явлений;

-собрать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

-анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; планировать и осуществлять хозяйственную деятельность с учетом этого анализа;

-структурировать изучаемый материал и методически оформлять его.

знать:

генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

-ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

-рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

Владеть:

-понятийным аппаратом микроэкономики важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;

навыками оценки экономических показателей применительно к объектам профессиональной деятельности; анализа и оптимизации деятельности предприятия; расчета эффективности и определение путей ее повышения:

- методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой микроэкономической задаче;

-навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе направлений (школ) микроэкономики.

-навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов /зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего) 30 часа / 0,83 зачетные единицы    
в том числе:          
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С) - - -    
Лабораторные работы (ЛР) -    
Самостоятельная работа (всего) 222/ 6.17 зач.ед.    
В том числе          
Курсовой проект (работа) - - +    
Расчетно-графические работы - -      
Реферат - -      
Другие виды самостоятельной работы - -      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) - экзамен экзамен    
Общая трудоемкость:          
часы        
зачетные единицы 8,0        

5. Содержание дисциплины

Микроэкономика: предмет и методология. Ресурсы и потребности: необходимость выбора. Рыночные операции: исходный анализ спроса и предложения. Рыночное равновесие и государство. Теория потребительского выбора: предпочтения, бюджеты, цены. Фирма в рыночной экономике: мотивация, издержки, прибыль. Средние и предельные издержки: определение технологического оптимума в краткосрочном и долгосрочном периоде. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия и стратегическое поведение. Чистая монополия и монопольная власть. Рынок капитала. Рынок природных ресурсов. Рынок труда и заработная плата Анализ общего равновесия и эффективности. Теория общественного благосостояния.

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

РАЗДЕЛ 4. МОДЕЛИ РЫНКОВ

Лабораторный практикум

Решение задач и проведение расчетов по темам разделов 5 и 6 «Факторные рынки» и «Общее равновесие и эффективность»

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

1.Первые школы политической экономии и их вклад в развитие экономической теории.

2.Современные экономические школы и направления.

3.Экономические системы: понятие, структура, виды.

4.Рыночная экономическая система.

5.Японская модель рыночной экономики.

6.Шведская модель рыночной экономики.

7.Особенности приватизации в России: понятие, цели, задачи, способы, методы и этапы.

8.Современный этап приватизации в России.

9.Понятие, виды и свойства, достоинства и недостатки рынка.

10. Рыночный механизм и его основные элементы. Теорема Коуза.

11.Развитие теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

12. Равновесие на товарном рынке и его модели.

13.Ценовая эластичность спроса: сущность, виды, факторы

14.Развитие теория поведения потребителя.

15. Теория трудовой стоимости.

16.Теории стоимости.

17.Организационно-правовые формы предпринимательства в России, их достоинства и недостатки.

18.Издержки фирмы: сущность и виды.

19.Модели рынка: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

20.Монополии и антимонопольное государственное регулирование.

21.Олигополия и особенности ценообразования в ее условиях.

22.Монополистическая конкуренция и ценообразование в ее условиях.

23. Антимонопольная политика России.

24.Особенности факторных рынков.

25.Рынок труда и формирование заработной платы.

26. Влияние государства и профсоюзов на рынок труда.

27Рынки капитала: сущность, виды, равновесие и принцип дисконтирования.

28.Рынок земли, земельная рента, цена земли.

29. Управление рисками.

30. Частное и общее равновесие на рынках товаров.

31. Теории общественного благосостояния.

32. Теория общественного благосостояния А.Пигу.

33. Критерий эффективности Патето.

34.Развитие социального партнерства в России за рубежом.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Курс экономической теории: Учебник.5-е изд., Исправл., доп. и перераб. Авт. кол. кафедры Экономической теории МГИМО(У) МИД,2006

2.Курс экономической теории /Под ред. Проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. Киров; АСА, 2004.

3. Макконнелл К. Брю С. Экономикс.15-е изд. М.:Инфра-М,2005.

4. Экономическая теория. Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. В.Д. Камаева.- 10- изд. Перераб.и доп.- М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС,2004.

5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Булатова А.С. - М.,2000.

6. Гребнев Л., Нуреев Р. Экономика. Учебник. - М., 2000.

б) дополнительная литература

1.Гражданский кодекс РФ. Ч.1,2. М., 1995.

2.ФЗ РФ «О защите конкуренции» , М. 2006.

3.Афанасьев М.П., Очерки истории экономической Мысли. М.: БДЦ-пресс,2005

4.Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И., Микроэкономика.В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.

4.Грегори Мэнкью, Принципы экономикс. СПб.: 1999.

5. Корнай Я.,Экономика дефицита. М.: Наука, 1992.

6. Статьи в журналах:

а) Российский экономический журнал;

б) Вопросы экономики;

в) Экономический вест­ник России;

г) Экономист.

7. Экономика и жизнь. (Экономическая газета)

1. в) программное обеспечение

2. ОС Windows, VS Excel, Project expert, Orfo 2000, MS Access, OPT-1, DELOPRO.

3. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

4.«Консультант Плюс», «Гарант», Internet.

5. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

6.Методический кабинет кафедры «Менеджмента, экономического анализа и учета», методический кабинет ФПК и ПКС, библиотечный фонд ИГАСУ, компьютерные классы (3-105, 1-305а, 1-305) с пакетом программного обеспечения и доступом в Internet.

7. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

а). Изучение данной дисциплины строится с учетом выделения 16 тем;

б).В процессе обучения активно применяются интерактивные формы обучения, электронное тестирование для выявления уровня подготовленности студентов, реферативные сообщения, доклады, диспуты и круглые столы.

в). ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Экономическая теория и микроэкономики: понятия, предмет, методы исследования.

2. Экономические агенты: домохозяйство, фирма (предприятие), государство.

3. Экономические блага: понятие и классификации.

4. Кругооборот благ и доходов.

5. Проблема ограниченности ресурсов. КПВ .Альтернативные издержкт и эффект замещения.

6. Экономические риски и неопределенность. Страхование рисков.

7. Рынок: сущность, виды, свойства. Достоинства и недостатки рынка.

8. Рыночный механизм и его основные элементы.

9. Спрос: сущность, факторы, закон, кривая .Исключения из закона спроса.

10. Предложение: сущность, факторы, закон, кривая. Равновесие на товарном рынке и его модели: Вальраса, паутинообразная.

11. Государственное регулироване цен. «Пол» и «потолок» цены. Субсидии, дотации, налоги.

12. Эластичность спроса: сущность, виды, факторы. Выручка и эластичность.

13. Эластичность предложения и его факторы. Крайние случаи эластичности.

14. Теории стоимости.

15. Теория поведения потребителя: полезность и стоимость,Измерение величины полезности и максимизация полезности.

16. Кривая безразличия и линия бюджетных ограничений. Рав­новесие потребителя.

17. Предприятие : сущность, цели и задачи. Эффект масштаба производства.

18. Издержки предприятия: сущность и виды.

19. Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие конкурентной фирмы. Условия закрытия фирмы.

20. Прибыль: сущность, виды, оптимизация.

21. Конкуренция и ее виды.

22. Модели рынка и условия их существования.

23. Монополия: сущность, виды, рыночная власть над ценой. Особенности ценообразования.

24. Естественная монополия. Контроль за ценами естественных мо­нополий.

25. Чистая монополия и ценообразование в ее условиях. Максимизация прибыли и ценовая дискриминация.

26. Олигополия и особенности ценообразования в ее условиях. Модель Курно для "n" фирм, Модель олигополии как скрытой монополии, Модель "лидерства, Модель "ломаной линии".

27. Монополистическая конкуренция .

28. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики. ФЗ РФ «О защите конкуренции».

29. Факторные рынки и их особенности.

30. Рынок труда: сущность, заработная плата. Факторы влияющие на заработную плату.

31. Модели рынка труда. Влияние государства и профсоюзов на рынки труда.

32. Нарушение равновесия на рынках труда и безработица.

33. Рынки капитала: сущность, виды, равновесие.

34. Финансовый рынок: понятие и структура. Принцип дисконтирования.

35. Рынок природных ресурсов. Рентные отношения, цена земли.

36. Общее равновесие на факторных и товарных рынках.

37. Влияние фирмы на микропроцессы.

38. Внешние эффекты: понятие, виды и необходимость государственного регулирования экономики.

39. Теория общественного благосостояния.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего

профессионального образования

«Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»

Факультет коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по учебной работе

(декан факультета)

"____"______________20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МИКРОЭКОНОМИКА

Направление подготовки 080100 «Экономика»

Профиль подготовки : Экономика предприятий и организаций

Квалификация (степень) выпускника бакалавр экономики

Нормативный срок обучения 4 года

Форма обучения заочная

Иваново 2011 год

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации ФГОС №______ от _______ и учебного плана по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», утвержденного решением ученого совета ИГАСУ от _____________ (протокол № ___)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Менеджмент, экономический анализ и учёт» «_____» __________ _____ (протокол №____)

Одобрено советом (методической комиссией) факультета КПиПКС

Протокол № _______ от« ___ » __________________ 20_____ г.

Заведующий кафедрой ________________ Н.А. Квашнина
     
Автор ________________ Т.В. Земцова
Рецензент    
СОГЛАСОВАНО:    
Декан факультета коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов ________________ Н.Ю. Матвеева  
Заведующий выпускающей кафедры ________________ Н.А. Квашнина

1. Цели и задачи дисциплины

1.1.Цель:

-ознакомление студентов с основными положениями и методами экономической теории, потребностями и ресурсами общества, с формами и типами общественного хозяйства;

- формирование у студентов представлений об особенностях функционирования современной экономики, структуре и механизме функционирования рынка, типах рынков с различной конкурентной средой; сущности предприятия как основного хозяйствующего субъекта, о рынках факторов производства и особенностях их функционирования;

- формирование навыков оценки модели рынка, на который выходит фирма, расчета влияния изменения цен на спрос и предложения товара на рынке.

1.2. Задачи:

- ознакомить студентов с основными понятиями, структурой, процессами и закономерностям функционирования современного рынка;

- сформировать представление о механизме формирования цен и влияния на него конкуренции, поведения потребителей, раскрыть подходы к определению издержек фирмы и оптимизации объемов ее производства;

- обеспечить адекватное представление о функционировании фирмы в условиях различных моделей рынка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Микроэкономика» относится к Б.3. «Профессиональный цикл».

Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать следующими компетенциями:

– способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

– способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);

– свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);

– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7).

Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения данной дисциплины, необходимы для освоения таких последующих дисциплин, как Макроэкономика, Мировая экономика и международные экономические отношения, История экономических учений, Маркетинг, Организация предпринимательской деятельности, Ценообразование, Бизнес-планирование, Оценка конкурентоспособности, Экономика предприятия.

3.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

уметь:

-оперировать основными категориями и понятиями микроэкономики;

-использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической мысли в микроэкономике;

-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления на уровне микроэкономики, применять инструменты микроэкономического анализа ;

-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микроуровне;

-строить стандартные теоретические и эконометрические модели на основе описания экономических процессов и явлений;

-собрать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

-анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; планировать и осуществлять хозяйственную деятельность с учетом этого анализа;

-структурировать изучаемый материал и методически оформлять его.

знать:

генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

-ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

-рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

Владеть:

-понятийным аппаратом микроэкономики важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;

навыками оценки экономических показателей применительно к объектам профессиональной деятельности; анализа и оптимизации деятельности предприятия; расчета эффективности и определение путей ее повышения:

- методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой микроэкономической задаче;

-навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе направлений (школ) микроэкономики.

-навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов /зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего) 30 часа / 0,83 зачетные единицы    
в том числе:          
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С) - - -    
Лабораторные работы (ЛР) -    
Самостоятельная работа (всего) 222/ 6.17 зач.ед.    
В том числе          
Курсовой проект (работа) - - +    
Расчетно-графические работы - -      
Реферат - -      
Другие виды самостоятельной работы - -      
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) - экзамен экзамен    
Общая трудоемкость:          
часы        
зачетные единицы 8,0        

5. Содержание дисциплины

Микроэкономика: предмет и методология. Ресурсы и потребности: необходимость выбора. Рыночные операции: исходный анализ спроса и предложения. Рыночное равновесие и государство. Теория потребительского выбора: предпочтения, бюджеты, цены. Фирма в рыночной экономике: мотивация, издержки, прибыль. Средние и предельные издержки: определение технологического оптимума в краткосрочном и долгосрочном периоде. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия и стратегическое поведение. Чистая монополия и монопольная власть. Рынок капитала. Рынок природных ресурсов. Рынок труда и заработная плата Анализ общего равновесия и эффективности. Теория общественного благосостояния.

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Наши рекомендации