Тема 1. введение в микроэкономику

МИКРОЭКОНОМИКА

Курс лекций

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

«Экономика и управление на предприятии»

«Финансы и кредит»

Разработчик С.П.Адашкевич

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в микроэкономику 3

Тема 2. Теория поведения потребителя 5

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм 12

Тема 4. Чистая монополия 17

Тема 5. Монополистическая конкуренция 21

Тема 6. Олигополия 24

Тема 7. Рынок труда 28

Тема 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль 34

Тема 9. Рынок земли 38

Тема 10. Теория внешних эффектов 42

Тема 11. Общественные блага 45

Тема 12. Теория общественного выбора 48

Рекомендуемая литература 52

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Цели изучения темы:

- исследовать эволюцию экономической теории от меркантилизма и физиократов до классической политической экономии и современных экономических концепций;

- познать с помощью общенаучных методов экономическую природу предмета микроэкономики;

- познакомиться с инструментами микроэкономики.

План:

1. Понятие микроэкономики

2. Назначение микроэкономики

3. Метод микроэкономики

4. Проблема экономического выбора

Рекомендуемая литература

1.Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2-х т. Т.1 /Пер.с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2003

3. Новикова И.В. Системная методология в экономических исследованиях: Учебное пособие. – Мн., 1986

Вопрос 1.

Микроэкономика – это самостоятельный раздел экономической теории, который раскрывает проблемы и принципы деятельности малых хозяйствующих единиц (домашнее хозяйство, фирма). Как самостоятельная наука сформировалась в последней трети 19 века.

Термин «домашнее хозяйство» означает группу людей (может быть один человек), которая имеет общие доходы, собственность, принимает экономические решения сообща, предлагает факторы производства, и сообща потребляет экономические блага.

Термин «фирма» (от итал. firma – подпись) означает предприятие, которое потребляет факторы производства и производит товары и услуги для потребителей. Потребителями могут являться домашние хозяйства, другие фирмы и государственные организации. Правительство является субъектом микроэкономики, т.к. его решения определяют экономическую активность хозяйственных единиц.

Ресурсы (как труд, земля, капитал), знания людей о том, каким образом производить блага, всегда ограничены. В таких условиях люди и субъекты хозяйствования должны делать выбор. Поэтому микроэкономика может рассматриваться как наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов. Противоречие между наличием и возможностью их использования является основой экономических отношений и движущей силой технического прогресса. Экономические пропорции, которые складываются на микроуровне, определяют структуру и процессы общественного производства всего национального хозяйства.

Главные вопросы МЭ: что производить? каким образом производить? для кого производить?

Вывод: объект МЭ - любой самостоятельный хозяйствующий субъект;

предмет МЭ – экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов или (что то же самое) принятием решений в условиях экономического выбора; задача МЭ - привести в систему, истолковать и обобщить микроэкономические факты.

Вопрос 2.

Микроэкономика позволяет понять прошлое и извлечь выводы из поведения экономических субъектов. Правильные выводы позволяют экономистам прогнозировать будущее.

Теория полезна для анализа эффектов от политических решений. При этом экономистов интересуют как прямые, так и косвенные, непредвиденные последствия. В долгосрочном периоде политика может иметь немедленные и перспективные (иногда скрытые) последствия в дополнение к тем, которые были целью этих действий. Это называется законом непредвиденных последствий. Например, увеличение денежной массы с целью выдачи кредитов для стимулирования сельхозпроизводителя может привести к инфляции, падению производительности труда в сельскохозяйственном производстве, росту цен. А увеличение пособия по безработице, преследуя в краткосрочном периоде благую цель, может привести к росту количества безработных в долгосрочном периоде.

Микроэкономика основывается на предположении, что поведение людей предсказуемо и рационально: стремление максимизировать удовлетворение от покупок, прибыли от продажи продукта. Все экономические сделки совершаются на рынке. Это может быть рынок недвижимости, рынок автомобилей, рынок мебели, рынок труда и т.д. Рынки существуют лишь для товаров (ресурсов), на которые установлены права собственности. Сигналами на всех рынках являются цены, которые показывают, от чего необходимо отказаться, чтобы иметь каждую единицу желаемого товара или услуги. Люди учитывают цены альтернативных благ, когда принимают решения, как потратить свой ограниченный доход.

Вопрос 3.

Метод любой науки – это совокупность правил, приемов и способов познания своего предмета. Каждая теория объясняет окружающую экономическую действительность с определенных позиций. МЭ использует для этого как общеэкономические приемы, так и специфические.

Общеэкономические:

1) экономический анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части, которые подвергаются детальному изучению;

2) Синтез – соединение отдельных частей в целое для выявления и изучения внутренних связей между ними;

3) Сравнение – поиск сходств и различий, что позволяет систематизировать явления или их характеристики, представить их в классифицированном виде;

4) Аналогия – перенос одного свойства с известного явления на неизвестное с целью формирования определенных выводов; дает вероятностное значение, но не достоверное;

Специфические:

1) экономический атомизм – исследование простейших, далее неделимых эк.единиц, которые самостоятельно принимают решения, осуществляют хозяйственную деятельность и взаимодействуют во внешней среде;

2) экономический рационализм – предположение о том, что любой эк. Субъект желает получить больше выгод, чем затрат;

3) Предельный анализ основан на использовании предельных величин: предельных издержек, предельного продукта, предельного дохода, предельной прибыли, т.е. приращение перечисленных показателей при производстве одной дополнительной единицы продукции, что позволяет найти оптимальное соотношение затрат и результата;

4) функциональный анализ – это установление причинно-следственных связей. Задача экономиста - установить, какая из «переменных» служит причиной (х), а какая – «следствием» (у). Зависимая переменная – это есть следствие, а независимая – причина, вызвавшая это следствие (независимые переменные откладываются по оси Ох, а зависимые переменные – по оси Оу)

5) равновесный подход тема 1. введение в микроэкономику - student2.ru - характеризуется состояния, при котором существует баланс интересов всех хозяйственных агентов и не существует тенденции к изменению достигнутого баланса. При изменении условий меняется ситуация и возникает новое равновесие. Большинство моделей в микроэкономике сводится к восстановлению нарушенного (вызванного шоками) равновесного баланса;

6) метод верифицируемости теории: теория полезна тогда, когдапредсказывает результаты, подтверждаемые фактами. Если реальная действительность противоречит фактам, то теория должна быть пересмотрена. Экономисты постоянно исследуют эмпирические данные, чтобы подтвердить или опровергнуть теории.

Вопрос 4.

Проблема выбора возникает тогда, когда существует

1) проблема выбора;

2) необходимость выбора.

Экономические субъекты могут совершать или не совершать определенные действия, но они должны самостоятельно выбрать, какое именно действие будут совершать. При этом различные варианты решений могут быть взаимоисключающими, т.е. альтернативными. Проблема выбора всегда связана с определением соответствующей потребности. Потребности всегда безграничны. Их удовлетворение в одном периоде приводит к возобновлению и возрастанию в другом. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что в каждый момент времени не все потребности и не в полной мере могут быть удовлетворены. Различают:

- абсолютную ограниченность, т.е.их недостаточность для полного удовлетворения потребностей;

-относительную ограниченность, т.е. их неодинаковую пригодность для производства различных благ.

Выбор в пользу одной потребности всегда означает отказ от всех других.

Н-р, ограниченность в деньгах заставляет отказаться от пачки чая ради пачки кофе; ограниченность во времени ставит проблему выбора: пойти вечером в кино, на каток или дискотеку. Обычно субъекты решают проблему выбора между большим числом возможностей. При этом он рационально и транзитивно оценивает и сравнивает получаемые и теряемые выгоды. То, от чего субъект отказывается, называется альтернативной стоимостью выбора. Ею является наибольшая из упущенных возможностей.

Вывод: ограничения касаются ограниченности ресурсов.

Проблема выбора в МЭ - это поиск максимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов.

Вопрос 8. Кривая Энгеля

При изменении дохода и цен характер потребления может существенно меняться. Любое смещение БЛ приводит к новой точке равновесия, т.к. при каждом уровне дохода потребитель стремится к максимизации полезности. Если соединить все точки равновесия (потребительского оптимума) конкретного потребителя при разном его доходе, то получим линию «доход-потребление». Зависимость между размером дохода и характером потребления исследовал немецкий экономист и статистик Эрнст Энгель (1821-1896). Он заметил, что характер потребления зависит не только от дохода, но и самого блага. Так возникла типология экономических благ. Все товары можно разделить на три группы:

- качественные – такие товары, спрос на которые растет по мере роста дохода;

- некачественные (антиблага, инфериорные) – товары, спрос на которые снижается по мере роста доходов. На самом деле они могут быть вполне качественными, но с т.зр. потребителя являются товарами с более низким качеством, чем он себе может позволить. Н-р, с ростом дохода потребитель может отказаться от автомобиля ВАЗ в пользу ФОРД, от одежды местной швейной фабрики в пользу одежды, выпускаемой под известным брендом.

- нейтральные – спрос на эти товары никак не реагирует на изменение спроса. Обычно они или занимают ничтожный удельный вес в расходах потребителя (соль, спички, йод) или является товаром жизнеобеспечения, от которого невозможно отказаться ( н-р, инсулин). Кривая «доход-потребление» для нормальных (полноценных) товаров имеет положительный наклон, т.к. с увеличением дохода увеличивается их потребление.

Оценка качества товара зависит только от субъективного к нему отношения потребителя. При переходе от одной группы потребителей к другой оценка одного и того же блага меняется.

Кривая «доход-потребление» для качественных (полноценных) товаров имеет положительный наклон, т.к. с ростом доходов их потребление растет.

Кривая «доход-потребление» для некачественных (неполноценных) товаров имеет отрицательный наклон, т.к. с увеличением доходов их потребление сокращается.

Кривая «доход-потребление» для нейтральных (независимых) товаров является вертикальной: их потребление не зависит от динамики доходов.

Энгель впервые провел исследование структуры расходов домашних хозяйств и обнаружил такую зависимость: с ростом доходов доля расходов на продукты питания снижается, одежду и жилье не меняется, на образование увеличивается. Эта зависимость известна как Закон Энгеля.

Сегодня Закон Энгеля проявляется несколько иначе: при неизменных ценах и демографических показателях (состав семьи, возрастная структура и численность населения) рост доходов приводит к снижению удельного веса потребительских расходов на продовольствие.

Вопрос 8.Эффект дохода и эффект замещения.

Обычно потребитель делает выбор между различными наборами благ, руководствуясь своими возможностями и предпочтениями. Предположим, что потребитель выбрал наилучший набор. В случае роста цен на один товар, входящий в набор, покупатель будет стремиться заменить подорожавший товар. При этом товар с неизменной ценой будет в глазах покупателя выглядеть подешевевшим. Согласно закону спроса снижение цен вызовет рост спроса на этот товар, который подешевевшим является лишь относительно подорожавшего товара. Та часть прироста спроса на товар, которая вызвана подорожанием другого товара, называется эффектом замещения, который вызван исключительно поведением покупателя, стремящего заменить дорогие блага более дешевыми.

Рост спроса может быть вызван ростом реальных доходов покупателей, т.е. возрастанием количества доступных ему благ при определенном доходе и сложившемся уровне цен. Если цена падает, реальный доход потребителя возрастает. Т.к.ему становится доступным больший объем благ. С падением цен на какое-либо благо покупатель может выбрать прежний набор благ, а высвобожденную сумму денег тратить на покупку другого нормального блага. Рост спроса на товар с фиксированной ценой, который вызван ростом реального дохода покупателя, называется эффектом дохода.

На практике эффект дохода и эффект замещения используются для прогнозирования поведения потребителей. В случае с нормальным товаром эффекты дохода и замещения действуют в одном направлении. В случае с товаром низшего качества эти эффекты действуют в разных направлениях; поэтому общий эффект зависит от того, какой из эффектов будет сильнее.

Тема 4. Чистая монополия

Цели изучения темы:

- определить понятие и характерные черты чистой монополии;

- понять причины возникновения монополии;

- исследовать механизм функционирования и ценообразования;

- определить эффективность рынка чистой монополии;

- оценить последствия чистой монополии для экономики;

- выяснить причины ценовой дискриминации.

План

1. Несовершенная конкуренция

2. Чистая монополия

3. Виды монополий

4. Максимизация прибыли чистого монополиста

5. Эффективность чистой монополии

6. Ценовая дискриминация

Рекомендуемая литература

1. Кулик Л.М. Экономическая теория. – М., 2004. – С. 191–203.

2. Экономическая теория /Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечеловой. – М., 2005. – С. 139–144.

3. Экономическая теория. Часть II. Микроэкономика /Под ред. Э.А.Лутохиной. – Мн., 2005. – С. 147–163.

4. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Рынок: макроэкономическая модель. – СПб., 1992. – С. 193–240.

5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 2. – М., 1992. – С. 3–42.

Вопрос 2.Чистая монополия

Чистая монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма осуществляет экономический диктат на рынке, определяет цену, не допускает в отрасль конкурентов. Это означает, что один хозяйствующий субъект предлагает контрагентам принимать решения на выгодных для себя условиях. Чистая конкуренция и чистая монополия полярно противоположны друг другу. Монополия означает, по сути, отсутствие конкуренции.В современных условиях в развитых странах в пределах 5-6 % валового национального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии.

Основные признаки монополизма:1) одна фирма является продавцом продукта, 2) заменители товара отсутствуют, 3) фирма представляет всю отрасль, 4) вхождение на рынок заблокировано, 5) ценообразование полностью контролируется монополией.

Препятствием на пути новых фирм на рынок являются входные барьеры: 1) наличие у «фирмы-старожила» исключительных прав (лицензии, аттестация); 2) наличие собственности на невоспроизводимые и редкие ресурсы; 3) авторские права и патенты; 4) эффект масштаба; 5) нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников и др.).

Если на рынке устанавливается господство одного покупателя, используют термин «монопсония». И монополист, и монопсониста используют рынок в своих интересах и устанавливают контроль над ценами. Например, в районе единственное предприятие, выпекающее хлебо-булочную, является монополистом на рынке хлебобулочной продукции, а единственное действующее предприятие в маленьком городе является монопсонистом на рынке труда (самый крупный покупатель рабочей силы). Вся хозяйственная деятельность концентрируется в руках одной фирмы, а производимая ею продукция занимает доминирующее положение на рынке. Действия монополиста: 1) намеренно сокращает количество своих продаж; 2) создает искусственный дефицит на рынке; 3) добивается повышения цены. Монопсонист: 1) уменьшает закупки у своих поставщиков (к примеру, зерна, молока, картофеля у фермера, рабочей силы), 2) создает для них искусственные трудности сбыта, и 3) т.о. снижает закупочные цены и издержки.

Вопрос 3. Виды монополии

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, авторские права и т.п.). Например, производство медицинских препаратов, продажа оружия и т.д.

Естественные монополии - отрасли, основанные на владении уникальными природными ресурсами. В этом случае обеспечение потребности рынка одной компанией более эффективно. Н-р, электрические и железнодорожные компании, водо-, газоснабжение и т.д. Им предоставляются государственные привилегии, но и осуществляется гос.контроль за их деятельностью.

Открытая (случайная) монополия: фирма на некоторое время становится единственным поставщиком экономического блага без какой-либо специальной защиты от конкуренции, т.к. предлагают новую продукцию.

Организационная монополия - крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью проведения единой ценовой и маркетинговой политики. Создаются путем концентрации и интеграции производства. Чем сильнее концентрация производства и меньше предприятий, тем легче оставшимся субъектам координировать свою деятельность. Поэтому возникает возможность и необходимость создания монополистических союзов с целью их совместного управления.

План

1. Признаки монополистической конкуренции

2. Характеристика рынка монополистической конкуренции

3. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции

Рекомендуемая литература

1. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – Гл.11.

2. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.1. – М., 1992. – Гл.11.

3. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. – Гл.13.

4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М., 2002. – Гл.10.

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., 1998. – Гл.4.

Тема 6. Олигополия

Цели изучения темы:

- определить понятие и характерные черты олигополии;

- выяснить причины возникновения и распространения олигополии;

- рассмотреть механизм ценообразования и определения объема выпуска продукции в условиях олигополии;

- рассмотреть применение теории игр при анализе олигополистического рынка;

- оценить роль неценовой конкуренции и восприимчивости олигополии к НТП.

План

1. Признаки олигополии

2. Виды олигополии

3. Стратегии олигополии

4. Картель

5. Ценообразование и устойчивость цен олигополии

6. Олигополия и эффективность

7. Рыночная и монопольная власть. Антимонопольное регулирование

Рекомендуемая литература

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. /Общ. ред. В.М.Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – Т.2. – Гл. 11.

2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2001. – Гл. 10.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов по экон. спец. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – Гл. 8.

4. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М.: Дело и Сервис, 2002. – Гл. 10.

5. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – Гл. 9.

Вопрос 2. Виды олигополии

По степени дифференциации продукции различают:

- однородную олигополию – отрасль, производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т.д.);

- дифференцированную олигополию – отрасль, производящую товары-субституты, дифференцированную продукцию (автомобили, компьютеры и др.).

По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:

- плотную олигополию: четыре ведущих фирмы производят 60% продукта и более, в результате чего их сговор легко осуществим;

- неплотную олигополию: четыре ведущих фирмы покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.

По характеру взаимодействия и его повторяемости различают:

- последовательную игру олигополистов: фирмы принимают решения поочередно, учитывая предыдущие действия соперника;

- одновременную игру олигополистов: фирмы принимают решения одновременно, учитывая ожидаемые действия конкурентов.

Олигополия может играть с ценами (ценовая олигополия) или объемами производства (количественная олигополия).

По степени взаимозависимости олигополистов:

- некооперативную олигополию: участники не зависят друг от друга;

- кооперативную олигополию: участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.

Вопрос 4. Картель

Картель – это модель сговора олигополии, основанная на кооперативной стратегии. Это сговор о территориальном разделе рынка, поддержании цен для максимизации прибыли отрасли или завоевания лидерства по объему продаж. При этом производственная и коммерческая самостоятельность фирм сохраняется, однако участники зависят друг от друга, т.к. вступают в явный или неявный, письменный или устный сговор.

Под катрелем понимают законную и незаконную деятельность. Законный картель: передача функций маркетинга, снабжения, контроля качества головной фирме. Незаконный картель: соглашение о сокращении выпуска продукции, ограничении свободной конкуренции, диктат в области ценообразования (преследуется антимонопольным законодательством стран).

Олигополистам известен отраслевой спрос, предельный доход и издержки всех олигополистов. Они совместно определяют объем производства, максимизирующий прибыль отрасли, и затем делят рынок между собой, создавая таким образом картель.

Картель устанавливает равновесие подобно монополисту. Если в отрасли действует две фирмы, то предельные издержки (МС) для картеля можно найти путем суммирования предельных издержек дуополистов (MC = MC1 + MC2). Картель выбирает равновесный выпуск отрасли Q и цену P,исходя из условия максимизации совокупной прибыли MR = МС.

В случае дуополии картель распределяет совокупный объем производства между дуополистами (Q = Q1 + Q2) таким образом, чтобы их предельных издержках были одинаковы и в совокупности равны предельным издержкам отрасли в точке максимизации ее прибыли.

Поскольку прибыль, получаемая дуополистами, может быть неравнозначной, картель может предусматривать ее последующее перераспределение между дуополистами.

ОПЕК – международная организация стран-экспортеров нефти – картель, контролирует добычу нефти с целью регулирования цен.

Вопрос 5. Ценообразование олигополии и устойчивость цен

Модели ценообразования олигополии:

1) Твердость цен. Участники рынка знают, что конкуренты не последуют вслед за повышением цен, но будут дублировать любое их понижение.

2) Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. На рынке устанавливается цена на уровне минимальных долгосрочных средних издержек, что делает невыгодным продажу товара малых фирм, у которых эти издержки выше.

3) Установление цен по принципу «издержки плюс». Цена рассчитывается по формуле

P = AVC + m*AVC, где AVC – средние постоянные издержки; m – процент надбавки.

m = - 1 / (1 + ЕQ); ЕQэластичность спроса по цене.

Чем выше эластичность спроса, тем ниже процент надбавки и цена.

4) Ценообразование, основанное на тайном сговоре. Производители согласовывают свои цены и объемы производства с целью максимизации прибыли.

5) Лидерство в ценах. Крупнейшая фирма устанавливает цену так, чтобы максимизировать прибыль, другие фирмы вынуждены следовать за ней.

Кооперативные модели показывают, что олигополисты стремятся к стабильности. Даже если издержки или спрос меняются, они не склонны менять цены. Если снижаются издержки или рыночный спрос, фирмы не снижают цену, т.к. может начаться ценовая война. Если издержки или рыночный спрос растут, то фирмы не увеличивают цены, т.к. конкуренты могут не поднять цены вслед за ними и захватить рынок.

Соперники поддерживают любое снижение цен одним из олигополистов, но игнорируют их повышение.

При снижении цены олигополист рассчитывает на гораздо больший прирост выручки, чем при ее повышении.

Современные модели олигополии создаются на основе теории игр, которая моделируют поведение конкурентов, учитывая реакцию соперников Задача – найти состояние равновесия, которое устраивает всех участников рынка.

Тема 7. Рынок труда

Цели изучения темы:

- дать понятие рынка труда и спроса на рынке труда;

- рассмотреть процесс формирования предложения на рынке труда;

- изучить влияние спроса и предложения труд на уровень заработной платы;

- охарактеризовать рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

- выявить сущность и формы заработной латы;

- объяснить причины возникновения дифференциации заработной платы и дискриминации труда.

План

1. Понятие рынка труда

2. Цена на рынке труда

3. Конкуренция на рынке труда

4. Развитие форм и систем оплаты труда

5. Формы и системы оплаты труда в РБ

6. Виды заработной платы

7. Государственное регулирование оплаты труда

8. Особенности рынка труда РБ

9. Характеристика рынка труда г. Гродно

Рекомендуемая литература

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2001.

2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992.

3. Земляков Д.Н., Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.

4. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. – СПб.: Экон. шк., 2000.

План

1.Земля как фактор производства

2.Спрос и предложение на рынке земли

3.Земельная рента

4.Дифференциальная рента 1

5.Дифференциальная рента II

6.Цена земли

7. Земельные отношения в Республике Беларусь

Вопрос 3. Земельная рента

Как и другие факторы производства, земля требует издержек и приносит своему собственнику доход. За пользование землей собственник взимает особый вид платы - ренту.Земельная рента - плата за право пользования земельным участком. Количественная ограниченность земли, ее качественная неоднородность и неперемещаемость в пространстве влияют на размер ренты. Земельная рента бывает двух видов - абсолютная и дифференциальная. Это обусловлено существованием двух видов монополии на землю.

а) монополия на землю как на объект собственностипринадлежит собственнику земли. Она порождает абсолютную ренту, которую присваивает земельный собственник. Выплачивает ренту арендатор, взявший землю в аренду.

б) взяв землю в аренду, арендатор получает монополию на землю как объект хозяйствования: никто другой не имеет права прилагать капитал к арендованному участку земли. Эта монополия действует в течение срока аренды. Арендаторы лучших и средних участков получают добавочную прибыль - дифференциальную ренту, источником которой является не земля, а более производительный труд на ней.

Абсолютная рента определяется размером участка, дифференциальная рента – качественной неоднородностью разных земельных участков.

Вопрос 6. Цена земли

Цена земли зависит от влияния некоторых факторов.

1. Рента. Земля приобретает цену только потому, что она приносит ренту.

2. Ставка ссудного процента. И земельная рента, и ссудный процент - это факторные доходы. Покупатель земли всегда делает выбор: что лучше: купить земельный участок и получать ренту или вложить деньки в банк и иметь ссудный процент.

Цена земли равняется такой сумме денег, которая, будучи отдана в ссуду, ежегодно принесет доход, равный ренте с этой земли.

Ц = Получаемая рента / норма ссудного процента.

Например, земельный собственник получает ренту в объеме 10000 дол., а норма ссудного процента составляет 5 %, тогда цена земли (Цз) будет равна:

тема 1. введение в микроэкономику - student2.ru

Земельный собственник продаст свой земельный участок именно за цену, не ниже 200 дол., потому что банк при ставке 5 % годовых позволит ему получить доход, равный 10 000 долл.

Ставки ссудного процента относительно стабильны, а спрос на землю и цена земли возрастают, поэтому владельцы денег предпочитают вкладывать свои средства в земельные участки.

Чем больше рента, тем выше цена земли. Чем больше ссудный процент, тем меньше цена земли.

Арендная плата это – это сумма ренты и других платежей за пользование находящимися на данном участке постройками, насаждениями, дорогами и т.д .

План

1. Сущность внешних эффектов

2. Отрицательные и положительные внешние эффекты и их последствия

3. Интернализация внешних эффектов

4. Теорема Коуза

5. Использование теории внешних эффектов в экономической практике

6. Киотский протокол

Рекомендуемая литература

1. Современная политическая экономия. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. В 2 Т. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Нуреев Р.М. курс микроэкономики – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.

5. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.

Вопрос 1. Сущность внешних эффектов

В ходе производства и реализации произведенного товара производители несут издержки и получают экономическую выгоду. Потребителю также необходимо произвести некоторые затраты, чтобы извлечь полезность. В условиях рынка все издержки и выгоды от производства и потребления блага воплощаются в цене товара. Однако это условие выполняется не всегда. Некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц, которые не являются ни продавцами, ни покупателями блага. Они могут нести издержки или получать выгоду, но рыночная цена блага этого не отражает. В таком случае цена не способна передавать достоверную информацию о товаре, в результате чего распределение ресурсов оказывается неэффективным.

В мировой науке данная проблема стала разрабатываться в начале 20-х годов ХХ века и получила название внешних эффектов или нерыночных взаимозависимостей.

Внешние эффект (экстерналии, эффект перелива) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, которые не отражены в ценах и проявляются в результате производства или потребления благ. Их основные черты:

1) сказываются на благосостоянии третьих лиц;

2) создание или потребление данных эффектов не оплачивается.

В теории внешних эффектов различают:

Частные издержки (РС) – это издержки производства блага, которые включаются в рыночную цену.

Внешние издержки (ЕС) – это затраты третьих лиц.

Общественные (социальные) издержки (SC) - совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц. тема 1. введение в микроэкономику - student2.ru SC = РС + ЕС

Частная выгода (РВ) – это полезность для потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ) – это полезность для третьих лиц.

Общественная выгода (SB) - совокупная выгода всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага. тема 1. введение в микроэкономику - student2.ru SB = РВ + ЕВ

Вопрос 2. Отрицательные и положительные внешние эффекты и их последствия

Внешние эффекты подразделяются на положительные и отрицательные.

Отрицательные внешние эффекты – это негативные воздействия на третьих лиц. Для производителя они проявляются в использовании неявных ресурсов без оплаты. Для потребителя – это неудобства, которые ничем не компенсируются.

Например, Вы купили квартиру рядом с предприятием, загрязняющим окружающую среду. Предприятие не оплачивало права на вредные выбросы. Неявные издержки, которые испытывают жители района, не учитываются в ценообразовании, однако фактически существуют.

При ОВЭ:

1) рыночное предложение блага формируется в соответствии с частными издержками производства;

2) частные издержки меньше общественных;

3) цена является заниженной, т.к. часть издержек в цену не включается;

4) занижение цены означает частичное бесплатное потребление блага;

5) товар производится с избытком.

Положительные внешние эффекты являются позитивными для третьих лиц.

Например, Вы страстный любитель классической музыки, а Ваш сосед – выдающийся музыкант, который дома музицирует. В цену квартиры прослушивание музыки не входило. тема 1. введение в микроэкономику - student2.ru Сосед создает для Вас полезность, которую Вы не оплачиваете.

При положительном ВЭ

1)общественные выгоды превышают частные выгоды;

2)производитель создает внешнюю выгоду для третьего лица;

3)третье лицо потребляет выгоду, но не оплачивает ее;

4)т.к. производитель не включает в цену товара его полезность для третьего лица, цена является ниже общественной;

5)занижение цены вызывает повышенный спрос;

6)выпуск не удовлетворяет спрос.

Отрицательные и положительные экстерналии ведут к неэффективному расходованию ресурсов и распределению благ, являются внешним проявлением сбоев в рыночной экономике, оказывают на нее отрицательное влияние, возникают независимо от воли тех субъектов, которые их создают.

Вопрос 4. Теорема Коуза

Рональд Коуз - американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1991 г..

Причина внешних эффектов - отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Право на совершение определенных действий является фактором производства и должно приносить владельцу прибыль. Отсутствие закрепленных прав собственности позволяет использовать его бесплатно. При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и используется уже в качестве платного фактора производства. В результате частные издержки растут до уровня общественных. Нейтрализация внешнего эффекта происходит без государственного вмешательства.

Следовательно, проблема ВЭ решается посредством четкого распределения и с

Наши рекомендации