Вопрос 3. Закон предложения.
Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.
Объем предложения товара — это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товаров, от цены используемых в производстве ресурсов, имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов.
Важно отличать объем предложения от объема производства: не все, что создано производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется и продавцами, и покупателями.
Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, другие факторы предполагаются неизменными. Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов.
Реакция предложения на цену объясняется тем, что фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приведет к повышению предложения; в случае продолжительного или устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:
- изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
- увеличение предложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;
- изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;
- технологические возможности производства;
- уровень налогов и дотации;
- перспективы развития отрасли;
- влияние природных катастроф, политических действий, войн на сокращение предложения.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения — меньшие.
Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.
Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах) по формуле:
Довольно часто экономистов интересует эластичность предложения по цене. Главный фактор, влияющий на ценовую эластичность предложения какого-либо блага, — мобильность экономических ресурсов: чем быстрее может производитель
организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Отсюда следует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочных временных интервалах. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
1. Под краткосрочным периодом понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в том случае является неэластичным. Мгновенное изменение спроса — предложение неэластично.
2. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными.
3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Рассмотрим ситуацию: рыбаки приморской деревни привезли на местный рынок свежевыловленную рыбу. При этом учтите, что свежая рыба, если она хранится, быстро теряет свои качества. Цена на рыбу высокая, но, несмотря на это, рыбаки не смогут увеличить предложение, т.к. в тот же день не успеют выйти в море. Данный период времени называют кратчайшим (мгновенным), а линия (кривая) предложения будет вертикальной.
Если рассматриваемый период составляет более одного дня, то рыбаки смогут при высокой цене увеличить предложение, например, наняв дополнительное число работников. Данный период времени называется кратковременным. На основе данного примера мы сами можем сформулировать определение кратковременного периода. Получается, что кратковременный период – период, когда рост производства достигается за счёт дополнительного труда при неизменном капитале. Кривая предложения в данном случае будет возрастающей.
Долговременный период времени позволит рыбакам не только нанять дополнительное число работников, но и докупить дополнительные лодки, организовать доставку свежевыловленной
рыбы до рынка, открыть свои павильоны для продажи ит.п. Следовательно, в долговременном периоде все факторы производства переменные. Кривая предложения будет возрастающей, но менее пологой.
Кроме этого, эластичность предложения товара зависит от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.
Ценовая эластичность предложения имеет важное значение при определении налоговой политики правительства. С помощью этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую — потребитель (соглашается на более высокую цену товара). Если предложение эластичное, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичное — на производителей.
Вопрос 4. Равновесная цена
Механизм рыночного равновесия
Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.
Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению рыночной цены или равновесной цены.
Мы уже знаем, что покупатель по более высокой цене хочет и может купить как можно меньше продукции. Однако производитель, при более высокой цене, готов продать её как можно дороже. Когда цена, по которой продаёт продавец свою продукцию, равна цене, по которой покупает её покупатель, тогда на рынке наступает равновесие спроса и предложения.
Графически равновесию спроса и предложения соответствует точка пересечения соответствующих линий (кривых).
Точка E (с координатами Pe, Qe) называется точкой равновесия, а соответствующие цена (Pe) и объём продаж (Qe) – равновесными.
Рассмотрим экономическую ситуацию:
Функция спроса и предложения на продукцию составляют: Q(D) = 7 – P, a Q(s) = 2P – 5. Найдем:
1. Равновесную цену;
2. Равновесный объём продаж;
3. Что случится, если правительство страны установит цену на уровне 6 рублей за единицу?
Рассуждения:
1. По теории рыночного равновесия равновесная цена устанавливается в точке пересечения линии спроса и предложения. Следовательно, для того, чтобы определить равновесную цену, приравняем уравнения функции спроса и предложения: 7 – Р = 2Р – 5. Отсюда Ре = 4 (равновесная цена).
2. Чтобы определить равновесный объём продаж подставим равновесную цену в любое из уравнений (спроса или предложения): Qe = Q(D) = Q(s) =7 – 4 = 2 × 4 – 5 = 3;
Qe = 3 (равновесный объём продаж).
3. Подставим новое значение цены в функцию спроса и предложения: Q(D) = 7 – 6 = 1; Q(s) = 2 × 6 – 5 = 7.
При цене 6 рублей за единицу равновесие на рынке не будет достигнуто, т.к. количество предлагаемого товара составляет 7 единиц, тогда как количество спрашиваемого товара - всего лишь 1 единицу. Следовательно, на рынке возникает излишек товара, который равен 6 единицам (7 – 1 = 6).
Когда предложение превышает спрос, образуется излишек.
Покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавца.
Равновесная цена—это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно, равновесным.
Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффективность, выгодность как для продавца, так и для покупателя.
На изменение рыночной цены влияют:
− возникающий неудовлетворенный спрос — ведет к повышению цен;
− избыточное предложение — приводит к снижению цен до уровня равновесных.
Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.
Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:
1) возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо;
2) уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево;
3) возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо;
4) уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево.
Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого формируются четыре правила взаимодействия спроса и предложения:
- увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров;
- уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;
- увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;
- сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.
Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.
В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка».