Предмет курса «Национальная экономика Беларуси»
Национальная экономика возникла и развивалась как учение, оппозиционное сначала политической экономии, а потом экономике. Элементы будущей науки содержались уже в камералистике — учении, широко распространенном в первой половине XIX в. в Германии и России. Камералистика пыталась обобщить эмпирические концепции государственного регулирования экономики. Однако ей не хватало теоретико-методологической базы, и поэтому она не смогла выработать единую универсальную концепцию, применимую ко всем странам и народам.
Одним из первых критику классической политэкономии начал немецкий экономист Фридрих Лист (1789—1846). В своей «Национальной системе политической экономии» (1841) он подходит к политической экономии не как к универсальной и самой совершенной системе, а как к исторической науке, выделяя пять стадий экономического развития наций. Такой исторический подход не случаен, ведь Ф. Листу хотелось в первую очередь отразить особенности развития своей страны. А что может быть более национальным, чем история? Поэтому, критикуя космополитическую экономию А. Смита, Ф. Лист выступает прежде всего как национальный экономист. «Политической экономии меновых ценностей» он противопоставляет национальную экономическую теорию производительных сил, в центре которой — не разделение труда, а приоритет внутреннего рынка над внешним.
Заслуга Ф. Листа состоит в том, что он раскрыл ряд условий, необходимых для формирования и развития национальной экономики: 1) показал влияние политического единства и государственного управления на экономическое развитие, прогресс национального управления на экономическое развитие, прогресс национального производства и умножение национального богатства; 2) взаимосвязь и взаимозависимость внешнеторговой политики и общей политической линии государства; 3) государственная власть должна согласовывать и направлять усилия отдельных звеньев национального хозяйства в интересах обеспечения благоприятных долгосрочных перспектив развития всей нации.
В своем развитии историческая школа прошла три этапа: старой (В. Рошер, Б. Гильде- бранд, К. Книс), новой (Г. Шмоллер, К. Бюхер) и новейшей (В. Зомбарт, М. Вебер).
Особая роль К. Маркса и Ф. Энгельса в развитии и становлении национальной экономики
Предметом исследования К. Маркса было материальное, общественно-организованное, исторически определенное производство. Он характеризует способ производства как диалектическое единство производительных сил и производственных отношений, а сами производительные силы — как меру власти человека над природой.
К. Маркс, характеризуя структуру общества, выделяет четыре уровня: производительные силы — производственные отношения (базис) — юридическая и политическая надстройка — формы общественного сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс употребляли понятие «способ производства» в разных значениях, в том числе и как технологический способ производства (мануфактурный, машинный или фабричный, промышленный способ производства и т.д.), и как социально-экономический (первобытнообщинный, азиатский, античный, феодальный, буржуазный и коммунистический способы производства).
Диалектика производительных сил и производственных отношений нашла отражение в так на-
зываемом законе соответствия производственных отношений характеру производительных сил, который включает взаимодействие сторон, т.е. предполагает не только зависимость производственных отношений от производительных сил, но и активное обратное воздействие производственных отношений на производительные силы. Однако формулировка закона указывает на ведущую сторону взаимодействия.
Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем возможна более дробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов.
Разработанное Марксом и Энгельсом материалистическое понимание истории создало новые методологические предпосылки для анализа национальной экономики.
Современное изучение национальных экономических систем происходит главным образом на основе институциональной экономической теории. Сформировавшись на американской почве, институционализм вобрал в себя многие идеи немецкой исторической школы, английских фабианцев, французской социологической традиции. Нельзя отрицать и влияние марксизма на институционализм.
В 1918 г. появляется и понятие «институционализм». Его вводит Уилтон Гамильтон. Он определяет институт как «распространенный способ мышления или действия, запечатленный в привычках групп и обычаев народа». С его точки зрения, институты фиксируют устоявшиеся процедуры, отражают общее согласие, сложившуюся в обществе договоренность. Под институтами понимаются: обычаи, корпорации, профсоюзы, государство и т.д. Обычно к традиционным институционалистам относят таких известных экономистов, как Торстейн Веблен, Уэсли Клэр Митчелл, Джон Роджер Коммонс, Карл-Август Виттфогель, Гуннар Мюрдаль, Джон Кеннет Гэлбрейт, Роберт Хайлбронер.
Под институтами в современной теории понимаются «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение. Они создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь (рис. 2).
Общество Институты Экономика
Рис. 1. Роль институтов в развитии общества
Институты делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные (например, советское «телефонное право»).
Под неформальными институтами обычно понимают общепринятые условности и этические кодексы поведения людей. Это — обычаи, «законы», привычки или нормативные правила, которые являются результатом тесного совместного существования людей. Благодаря им люди легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо понимают друг друга. Эти кодексы поведения формирует культура.
Под формальными институтами понимаются правила, созданные и поддерживаемые специально на то уполномоченными людьми (государственными чиновниками).
С развитием общества возможно изменение как формальных, так и неформальных правил, а также способов и эффективности принуждения к исполнению правил и ограничений. Изменения в формальных правилах (или в механизмах, обеспечивающих их соблюдение) обычно требуют весьма значительных затрат ресурсов.
Экономические субъекты могут направить свои таланты и знания на поиск выгодных возможностей через создание как конечных, так и промежуточных организаций, которые могут действовать в экономической и политической сферах. Важно, чтобы они обеспечили требуемые изменения в формальных правилах. Экономические изменения могут происходить и довольно быстро (как это бывает в периоды революций или завоеваний). Что же касается изменений в неформальных правилах, то они осуществляются постепенно. Темп изменений здесь совсем иной, здесь важную роль играют культура, случай и естественный отбор.
Возможны различные варианты возникновения институтов в результате столкновения новых и старых, формальных и неформальных правил. В современной России встречаются все эти четыре варианта. В результате мы имеем реструктуризацию всех ограничений в обоих направлениях.
Важную роль в институциональных изменениях играют организации. Организация в самом широком смысле слова — это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели. Преследуя цель максимизации дохода, организации и их руководители формируют направление институциональных изменений.
Итак, теории национальной экономики развивались как альтернатива основному течению экономической мысли.
Если мейнстрим в основном занимался теориями универсального развития национальных экономик, то камералистика, немецкая историческая школа, старый институционализм, посткейнсианство, леворадикальная экономическая школа и новая институциональная теория заложили теоретические основы анализа национальной экономики.
Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, получаемым в результате реализации совокупности потенциалов экономики страны, накопленных в процессе функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и другие потенциалы.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.
В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих между собой в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны.
♦ Межстрановый (межгосударственный) уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики Республики Беларусь со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в различные региональные сообщества, союзы и соглашения.
♦ Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т.е. уровень масштаба внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РБ в целом.
♦ Региональный уровень, т.е. уровень взаимосвязей экономики каждого из субъектов РБ.
♦ Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему многоаспектных (экономических, социальных, правовых и др.) взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РБ.
♦ Уровень взаимоотношений комплексов отраслей национальной экономики: агропромышленный комплекс (АПК); военно-промышленный комплекс (ВПК); топливно-энергетический комплекс (ТЭК); потребительский комплекс (ПК); комплекс отраслей социальной сферы (КОСС) и др.
♦ Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и др.).
♦ Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т.д.
♦ Уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций, всех видов организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим законодательством РБ и не запрещенных им (ОАО, ООО, ФПГ и т.д.).
♦ Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т.п.
♦ Личностный уровень, включая его коллективные (артель, бригада) и индивидуальные (отдельные граждане и семьи) формы, включая домашние хозяйства.
В составе национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные и другие изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы и характеризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития.
Все уровни функционирования национальной экономики страны, сегменты национального рынка и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи между уровнями национальной экономики и внутри них опосредованы:
— формами собственности на орудия и средства производства, ресурсы и результаты труда;
— движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном (воспроизводственном) процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, материалов, топлива, энергии, капиталов;
— потоками денежной массы (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя и т.п.).
Все взаимосвязи и взаимоотношения, протекающие в национальной хозяйственной системе страны, регулируются законодательными и нормативными актами органов государственной власти и хозяйственного управления РБ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РБ, нормами международного права.
Деятельность отдельных составляющих национальной хозяйственной системы страны (региона, отрасли, предприятия, учреждения, организации и т.д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру, роль и значение экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена и уровня функционирования национальной экономики.
В настоящее время в национальной хозяйственной системе Республики Беларусь действуют автономные субъекты хозяйствования (предприятия, объединения и организации) различных отраслей и видов хозяйственной деятельности, совокупный результат хозяйственной деятельности которых в том или ином периоде хозяйствования может быть определен соответствующей системой макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход и др.
При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ всех типов, банков, страховых и других учреждений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с ликвидацией и перепрофилированием деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов, влияющих на формирование процессов динамики структурных и других транзитивных преобразований в экономике РФ.
Все социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе страны, затрагивают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности: производство, распределение, обмен, потребление.
В реальной практике национального хозяйствования все процессы воспроизводства характеризуются тем, что они:
— развиваются в единстве и взаимосвязи, по объективным экономическим законам хозяйствования;
— не терпят волюнтаризма, т.е. волевого вмешательства в их содержание и развитие;
— находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения;
— поддаются научному познанию, изучению, а следовательно, и управлению в интересах достижения ближайших и более отдаленных целей развития общества и государства;
— не допускают разрыва в процессе непродуманного реформирования, когда нет четко поставленных задач, программ и сроков реализации, нет скоординированных по всем уровням, звеньям и параметрам осуществляемых хозяйственных решений;
— требуют комплексного, профессионального подхода в своем познании и управлении.
Весь воспроизводственный процесс, протекающий в национальной экономике любой страны, можно свести к трем основным параметрам (показателям), характеризующим количественную меру развития самих процессов. Это:
— объем (масштаб) процесса как в натуральном, так и в стоимостном выражении;
— темп развития (спад или подъем);
— пропорция (соотношение) в развитии данного социально-экономического, технологического или иного процесса с другими процессами, протекающими технологически сопредельно или параллельно.
Несмотря на наличие многих уровней хозяйствования и звеньев функционирования национальной экономики страны, наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэкономический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет охарактеризовать национальную экономику, ее состояние и содержание, проблемы и задачи, факторы и перспективы совершенствования. Особый интерес представляют макроэкономические показатели состояния и развития национальной экономики какой- либо страны, когда они сравниваются с аналогичными данными по другим странам (так называемые международные сравнения), с показателями некоего «стандарта» благополучной хозяйственной системы и особенно с показателями стран — конкурентов на мировом рынке товаров, работ или услуг. В эффективном управлении развитием национального хозяйства с учетом интересов государства и общества большую роль играет национальная экономика, которую можно рассматривать как отрасль экономической науки и хозяйственной практики, что решает ряд важнейших задач.
— На основе изучения объективных экономических законов национальная экономика исследует специфические формы их проявления в виде закономерностей, объемов, темпов и пропорций развития социально-экономических процессов расширенного воспроизводства.
— Национальная экономика — это научное направление, которое на основе глубокого анализа мировой и отечественной практики исследует тип национальных хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуя эти решения на самом высшем (макроэкономическом) уровне с учетом протекающих социально- экономических процессов и явлений воспроизводства.
— Национальная экономика как наука отражает макроэкономический (интегральный) подход к воспроизводственному процессу, рассматривает национальную хозяйственную систему в наиболее общем виде и в таком виде характеризует экономическую жизнь страны, оценивает ее потенциалы, рынки, состояние, достижения, недостатки, проблемы и перспективы развития. Полученные данные дают возможность осуществлять межстрановые сравнения.
— Национальная экономика — это и область хозяйственной практики, которая имеет дело с социально-экономическими процессами прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем.
— Национальная экономика — наука, призванная изучать факторы, определяющие состояние, закономерности и тенденции развития национальной хозяйственной системы страны, ее отраслей и регионов, чтобы вносить соответствующие коррективы в хозяйственные решения по стабилизации, восстановлению, развитию и совершенствованию экономики страны, в содержание и характер социальной, демографической, экономической, структурной, технико-тех- нологической, инвестиционно-инновационной, денежно-кредитной, валютной, таможенной и другой политики государства.
— Национальная экономика, анализируя обобщающие (интегральные) макроэкономические показатели воспроизводственного процесса в стране, отражает «лицо» хозяйственной системы страны, ее состояние и перспективы развития, а через разработку и реализацию целевых программ всех видов и приоритетных национальных проектов способствует совершенствованию этого «лица».
Поскольку национальные экономики отдельных стран отличаются по уровню своего развития, структуре, наличию ресурсов, накопленному потенциалу, используемым факторам экономического роста и т.д., то одной из важнейших задач национальной экономики как науки и сферы хозяйственной практики является анализ принадлежности национальной хозяйственной системы страны к конкретному типу хозяйствования, выявление сущности механизма управления данным типом и направлений, форм и методов транзитивных преобразований, происходящих в экономике страны.
В конечном счете национальная экономика сводится к тому, чтобы на основе объективного научного анализа обосновывать стратегию и тактику социально-экономической политики государства, создавать нормальные условия социального развития, роста доходов и потребления населения, обеспечивать социальную защиту и социальную поддержку граждан страны в целом и каждого гражданина в отдельности.
Национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей включает в себя следующие составные части: объект науки, предмет науки, методологический инструментарий науки, субъект науки.
Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.
Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.
Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития хозяйственной системы страны в целом и отдельных ее составляющих и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.
Субъекты национальной экономики — органы государственной власти и хозяйственного управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслей и регионов, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед национальной экономикой как наукой и областью национальной практики хозяйствования.