Тема 2. Основные направления научных исследований
ЦЕЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Цельюизучения дисциплины «Научно-исследовательская работа» является развитие у студентов компетенций, позволяющих сформировать системное представление о научной деятельности через освоение закономерностей профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских и проектных работ, развитие способностей к научным исследованиям, самостоятельности, инициативы в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Данная цель соотнесена с целями ОПОП.
Задачами дисциплины «Научно-исследовательская работа» являются:
1. развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;
2.приобретение навыков поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических расчетов;
3. изучение основных этапов развития экономической науки, основных понятий методологии научной деятельности.
Дисциплина «Научно-исследовательская работа студентов» обеспечивает интеграцию теоретических знаний и умений, полученных бакалаврами в процессе обучения по направлению 38.03.01 Экономика, профиль «Экономика и организация предприятий» и практикой применения этих знаний в процессе научных исследований.
2. МЕСТО НИРС В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Научно-исследовательская работа студентов» относится к вариативной части (Б1.В.ОД.1) общенаучного модуля – М6.
Данная учебная дисциплина базируется на освоении бакалаврами общенаучного и профессионального циклов дисциплин, предусмотренных учебным планом по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Экономика и организация предприятий». Данная дисциплина логически связана с другими дисциплинами и частями ООП.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1.Из курса «Макроэкономика»:
Знания: основных экономических законов, понятий, категорий.
Умения: применять знания экономических законов в практической деятельности; проводить конкретные экономические исследования.
Владения: способностью понимать и использовать в профессиональной деятельности различных научных методов.
2.2.Из курса «Философия»:
Знания: основных этапов развития науки; особенностей современной науки, научных революций; методологии научной деятельности.
Умения: анализировать основные тенденции развития науки, применять необходимые методы в научном исследовании.
Владения: общефилософскими методами анализа научной литературы;
историческими, сравнительными методами анализа социально-экономических явлений и процессов.
Знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной, будут необходимы студентам при подготовке и написании выпускной квалификационной работы.
После освоения курса студент должен
Знать:
- основные характеристики научных исследований;
- основные категории и понятия методологии науки;
- теоретические и эмпирические методы проведения научных исследований.
Уметь:
- использовать основные положения и методы экономической науки при решении профессиональных задач;
- определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач;
- систематически использовать результаты научных исследований для обеспечения эффективности экономической деятельности;
- представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
- понятийно-категориальным аппаратом философии науки;
- навыками составления практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований.
Данная дисциплина формирует перечень необходимых компетенций для успешной работы бакалавра как исследователя и аналитика. Таким образом, НИРС способствует формированию компетенций, необходимых для исследовательской деятельности.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (согласно стандарта направления подготовки 38.03.01 Экономика)
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2).
Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- способностью, используя, отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7).
- В результате изучения дисциплины студент приобретает следующие уровни целеполагания и выраженности компетенций в сфере экономики (табл. 1).
- Таблица 1
Уровень цели | Дескрипты, описывающие результаты достижения уровня сформированности компетенций | Уровень выраженности компетенций |
Знания | Знает основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам экономики и финансов; методологические основы проведения экономических и финансовых исследований; инструментарий реализации проводимых исследований и анализа их результатов; теоретические и нормативные основы осуществления финансово-хозяйственной деятельности выбранного объекта исследования. | Репродуктивный |
Умения | Обосновывает актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; обобщает и оценивает результаты новейших исследований в области экономики; самостоятельно осваивает новые методы исследования. | Частично-продуктивный |
Владения (действия) | Готовит научные статьи и тезисы для выступления на конференциях; собирает статистические данные для научных публикаций, курсовых работ и выпускной квалификационной работы. | Продуктивный |
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина проводится в пятом и шестом семестрах. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа. Аудиторных занятий -68 часов, в том числе лекций, семинарских занятий. Самостоятельная работа – 76 часов.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 2
Общий объем учебной работы Перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | |
очная | Заочная | |
1. Виды и объем учебной работы, в часах | ||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | ||
1.2. аудиторные занятия | ||
1.2.1. Лекции | - | - |
1.2.2. Практические занятия | ||
1.2.3. Лабораторные работы | - | |
1.3. Самостоятельная работа | ||
1.3.1. Курсовая работа | - | |
1.3.2. контрольная работа | - | |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы | ||
- изучение и конспектирование литературы | ||
- подготовка к лекциям | ||
- подготовка к практическим занятиям | ||
- подготовка к экзамену | ||
-подготовка к зачету | ||
2. График изучения дисциплины | ||
2.1. Курс | V | |
2.2. Семестры | 5,6-й | 9-й |
2.3. Экзамен (семестр) | 6- | - |
2.4. Зачет (семестр) | 5-й | 9-й |
2.5. Курсовая работа (семестр) | - | - |
2.6. контрольная работа (семестр) | - | - |
4.2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Содержание научно-исследовательской работы студентов определяется научными интересами студента, тематикой курсовых работ. В ходе изучения дисциплины студенты получают навыки научных исследований, необходимых для подготовки статьи, обзора и доклада на конференцию (выбор научной проблематики для статьи, выделение необходимых материалов из совокупности сведений, непосредственная подготовка текста статьи.
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||||||||
1. | 1. Предмет, цели и задачи дисциплины. | 1.2 | Еженед. | Собесед. – 1, 2; | |||||||||
2. | 2. Основные направления научных исследований | 3.4 | Еженед. | Собесед. – 3,4 | |||||||||
3. | 3 Основы научных исследований. | 5.6 | Еженед. | Собесед. –5,6;. | |||||||||
4. | 4. Постановка целей и задач научного исследования. Определение объекта и предмета исследования | 7.8 | Еженед. | Собесед. –7,8; | |||||||||
5. | 5. Основы работы с источниками информации | 9.10 | Еженед. | Собесед. –9,10; | |||||||||
6. | 6. Методология экономического анализа. | 11.12. 13.14. 15,16 | Еженед. | Собесед. –11-16 | |||||||||
Подготовка к зачету | |||||||||||||
Итого за 5 семестр | Зачет | ||||||||||||
7. | 7. Поиск и обработка статистической информации. Работа со статистическими данными. | 1,2,3,4,5 | Еженед. | Собесед. – 1 -5; | |||||||||
8. | 8. Принципы графического оформления, построения таблиц и работа с иллюстрациями. | 6, | Еженед. | Собесед. – 6 | |||||||||
9. | 9. Оформление научных разработок и отчетов по НИР | 7,8,9, | Еженед. | Собесед. – 7-9 | |||||||||
10. | 10. Научный аппарат, структура и оформление научных работ | 10,11, 12, 13,24, 15,16 | Еженед. | Собесед. –10-16 | |||||||||
Подготовка к экзамену | |||||||||||||
Итого за 6 семестр | Экзамен | ||||||||||||
Всего за курс | |||||||||||||
Содержание модулей (тем) дисциплин
Тема 1. Предмет, цели и задачи дисциплины
Наука как специфическая форма общественной деятельности. Цель науки. Наука как процесс познания. Научный аппарат исследования. Объект, предмет, методы и основные категории науки. Наука как система и система наук. Наука и другие формы общественного сознания. Язык научного исследования. Формальные признаки научной работы. Особенности научного знания.
Тема 9. Оформление научных разработок и отчетов по НИРС
Обоснование введения, содержания и заключения научного исследования. Методика оформления списка использованной литературы. Цитирование как особая форма фактического материала. Представление цифрового материала в виде таблиц, схем, приложений. Оформление титульного листа и остальной части научного исследования на семинар, конференцию, международный семинар, курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Тема 10. Научный аппарат, структура и оформление научных работ
Научная статья, тезисы на конференции, Отличие выпускной квалификационной работы от курсовой работы. Требования к формулировке научного аппарата выпускной квалификационной работы: противоречие исследования, проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы. Проведение эмпирического исследования. Требования к оформлению статьи, тезисов, курсовой и выпускной квалификационной работ.
5.УЧЕБНО-МЕТОДическое ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ.
Оценка результатов изучения дисциплины НИРС студентами является дифференцированной. Требование дифференцированности означает выставление оценки по пятибалльной шкале, принятой в РГППУ. В 5 семестре по итогам успеваемости студенты получают зачет, в 6- м семестре сдают экзамен.
5.1.Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Тема 9. Оформление результатов научного исследования
Контрольные вопросы:
1) Каковы основные требования, предъявляемые к оформлению результатов научного исследования?
2) Что такое «культура цитирования»?
3) Какие требования существуют к оформлению библиографического списка?
Задания:
1) Законспектируйте основную литературу по теме.
2) Проанализируйте основные ошибки, встречающиеся при оформлении результатов научных исследований.
Тема 10. Научный аппарат, структура, логика и оформление выпускной квалификационной работы
Контрольные вопросы:
1) В чем отличие курсовой работы и выпускной квалификационной работы?
2) Что включает в себя научный аппарат выпускной квалификационной работы?
3) Каковы этапы эмпирического исследования в выпускной квалификационной работе?
Задания:
1) Законспектируйте основную литературу по теме.
2) Подготовьте презентацию по второму вопросу темы.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Основная литература:
1. Кукушкина, Вера Владимировна. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) [Текст] : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / В. В. Кукушкина. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 263, [1] с. : рис., табл., обр. - (Высшее образование - магистратура : сер. осн. в 1996 г.). - Библиогр.: с. 259-260. - ISBN 978-5-16-004167-4 (в пер.) : Соответствует ФГОС 3-го поколения. - ББК Ч448.027.8я73-1
2. Пастухова, Ирина Павловна. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебно-методическое пособие [Гриф Федерального института развития образования] / И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 159, [1] с. : ил., табл. - (- Библиогр.: с. 157-158. - ISBN 978-5-4468-0168-8 (в пер.) : Рец. ФИРО № 112 от 26 июня 2008 г. - Соответствует ФГОС. - ББК Ч447.027.8я723-1
Дополнительная литературач
1. Ансимова, Н.П. Эффективность научно-исследовательской работы в педвузе: бакалавриат, магистратура, аспирантура (психолого-педагогический аспект) / [Н.П. Ансимова, В.А. Мазилов, О.В. Ракитина] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль: ЯГПУ, 2012. - 131 с.
2. Астанина, С.Ю. Научно-исследовательская работа студентов : (современные требования, проблемы и их решения): монография / С.Ю. Астанина, Н.В. Шестак, Е.В. Чмыхова ; Соврем. гуманитар. акад. - Москва : Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2012. - 155 с.
3. Борисова, В.Д. Научно-исследовательская работа: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика» / В.Д. Борисова, Ж.М. Байрамова, Э.К. Тер-Аракелян; М-во образования Рос. Федерации, Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. - Пенза: ПГПУ, 2012. – 95с.
4. В помощь молодому ученому: методическое пособие / Ин-т общ. И эксперим. биологии СО РАН, Совет молодых ученых. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. – 106 с.
5. Волков, Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практическое пособие / Ю.Г. Волков. - 4-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 158 с.
6. Садовская, В.С.Культура научного творчества: о чем не пишут в учебниках / В.С. Садовская, В.А. Ремизов, З.Л. Бруккауф. – М.: Наука, 2012. - 91 с.
7. Организация, формы и методы научных исследований : учебник / А.Я. Черныш, Н.П. Багмет, Т.Д. Михайленко [и др.] ; под общ. ред. А.Я. Черныша ; Рос. тамож. акад. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. - 319 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Гуманитарная электронная библиотека – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
2. Интернет библиотека электронных книг – Режим доступа: Elibrus- http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
3. Научная электронная библиотека – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
4. Электронная библиотека учебников – Режим доступа: http://studentam.net/content/category/1/2/5/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации данной учебной дисциплины осуществляется использование следующей материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:
аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения, кабинет экономики, научная библиотека РГППУ, электронные ресурсы.
Рабочая программа
по дисциплине «Научно-исследовательская работа студентов»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
ЦЕЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Цельюизучения дисциплины «Научно-исследовательская работа» является развитие у студентов компетенций, позволяющих сформировать системное представление о научной деятельности через освоение закономерностей профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских и проектных работ, развитие способностей к научным исследованиям, самостоятельности, инициативы в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Данная цель соотнесена с целями ОПОП.
Задачами дисциплины «Научно-исследовательская работа» являются:
1. развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;
2.приобретение навыков поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических расчетов;
3. изучение основных этапов развития экономической науки, основных понятий методологии научной деятельности.
Дисциплина «Научно-исследовательская работа студентов» обеспечивает интеграцию теоретических знаний и умений, полученных бакалаврами в процессе обучения по направлению 38.03.01 Экономика, профиль «Экономика и организация предприятий» и практикой применения этих знаний в процессе научных исследований.
2. МЕСТО НИРС В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Научно-исследовательская работа студентов» относится к вариативной части (Б1.В.ОД.1) общенаучного модуля – М6.
Данная учебная дисциплина базируется на освоении бакалаврами общенаучного и профессионального циклов дисциплин, предусмотренных учебным планом по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Экономика и организация предприятий». Данная дисциплина логически связана с другими дисциплинами и частями ООП.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1.Из курса «Макроэкономика»:
Знания: основных экономических законов, понятий, категорий.
Умения: применять знания экономических законов в практической деятельности; проводить конкретные экономические исследования.
Владения: способностью понимать и использовать в профессиональной деятельности различных научных методов.
2.2.Из курса «Философия»:
Знания: основных этапов развития науки; особенностей современной науки, научных революций; методологии научной деятельности.
Умения: анализировать основные тенденции развития науки, применять необходимые методы в научном исследовании.
Владения: общефилософскими методами анализа научной литературы;
историческими, сравнительными методами анализа социально-экономических явлений и процессов.
Знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной, будут необходимы студентам при подготовке и написании выпускной квалификационной работы.
После освоения курса студент должен
Знать:
- основные характеристики научных исследований;
- основные категории и понятия методологии науки;
- теоретические и эмпирические методы проведения научных исследований.
Уметь:
- использовать основные положения и методы экономической науки при решении профессиональных задач;
- определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач;
- систематически использовать результаты научных исследований для обеспечения эффективности экономической деятельности;
- представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
- понятийно-категориальным аппаратом философии науки;
- навыками составления практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований.
Данная дисциплина формирует перечень необходимых компетенций для успешной работы бакалавра как исследователя и аналитика. Таким образом, НИРС способствует формированию компетенций, необходимых для исследовательской деятельности.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (согласно стандарта направления подготовки 38.03.01 Экономика)
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2).
Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- способностью, используя, отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7).
- В результате изучения дисциплины студент приобретает следующие уровни целеполагания и выраженности компетенций в сфере экономики (табл. 1).
- Таблица 1
Уровень цели | Дескрипты, описывающие результаты достижения уровня сформированности компетенций | Уровень выраженности компетенций |
Знания | Знает основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам экономики и финансов; методологические основы проведения экономических и финансовых исследований; инструментарий реализации проводимых исследований и анализа их результатов; теоретические и нормативные основы осуществления финансово-хозяйственной деятельности выбранного объекта исследования. | Репродуктивный |
Умения | Обосновывает актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; обобщает и оценивает результаты новейших исследований в области экономики; самостоятельно осваивает новые методы исследования. | Частично-продуктивный |
Владения (действия) | Готовит научные статьи и тезисы для выступления на конференциях; собирает статистические данные для научных публикаций, курсовых работ и выпускной квалификационной работы. | Продуктивный |
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина проводится в пятом и шестом семестрах. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа. Аудиторных занятий -68 часов, в том числе лекций, семинарских занятий. Самостоятельная работа – 76 часов.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 2
Общий объем учебной работы Перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | |
очная | Заочная | |
1. Виды и объем учебной работы, в часах | ||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | ||
1.2. аудиторные занятия | ||
1.2.1. Лекции | - | - |
1.2.2. Практические занятия | ||
1.2.3. Лабораторные работы | - | |
1.3. Самостоятельная работа | ||
1.3.1. Курсовая работа | - | |
1.3.2. контрольная работа | - | |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы | ||
- изучение и конспектирование литературы | ||
- подготовка к лекциям | ||
- подготовка к практическим занятиям | ||
- подготовка к экзамену | ||
-подготовка к зачету | ||
2. График изучения дисциплины | ||
2.1. Курс | V | |
2.2. Семестры | 5,6-й | 9-й |
2.3. Экзамен (семестр) | 6- | - |
2.4. Зачет (семестр) | 5-й | 9-й |
2.5. Курсовая работа (семестр) | - | - |
2.6. контрольная работа (семестр) | - | - |
4.2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Содержание научно-исследовательской работы студентов определяется научными интересами студента, тематикой курсовых работ. В ходе изучения дисциплины студенты получают навыки научных исследований, необходимых для подготовки статьи, обзора и доклада на конференцию (выбор научной проблематики для статьи, выделение необходимых материалов из совокупности сведений, непосредственная подготовка текста статьи.
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||||||||
1. | 1. Предмет, цели и задачи дисциплины. | 1.2 | Еженед. | Собесед. – 1, 2; | |||||||||
2. | 2. Основные направления научных исследований | 3.4 | Еженед. | Собесед. – 3,4 | |||||||||
3. | 3 Основы научных исследований. | 5.6 | Еженед. | Собесед. –5,6;. | |||||||||
4. | 4. Постановка целей и задач научного исследования. Определение объекта и предмета исследования | 7.8 | Еженед. | Собесед. –7,8; | |||||||||
5. | 5. Основы работы с источниками информации | 9.10 | Еженед. | Собесед. –9,10; | |||||||||
6. | 6. Методология экономического анализа. | 11.12. 13.14. 15,16 | Еженед. | Собесед. –11-16 | |||||||||
Подготовка к зачету | |||||||||||||
Итого за 5 семестр | Зачет | ||||||||||||
7. | 7. Поиск и обработка статистической информации. Работа со статистическими данными. | 1,2,3,4,5 | Еженед. | Собесед. – 1 -5; | |||||||||
8. | 8. Принципы графического оформления, построения таблиц и работа с иллюстрациями. | 6, | Еженед. | Собесед. – 6 | |||||||||
9. | 9. Оформление научных разработок и отчетов по НИР | 7,8,9, | Еженед. | Собесед. – 7-9 | |||||||||
10. | 10. Научный аппарат, структура и оформление научных работ | 10,11, 12, 13,24, 15,16 | Еженед. | Собесед. –10-16 | |||||||||
Подготовка к экзамену | |||||||||||||
Итого за 6 семестр | Экзамен | ||||||||||||
Всего за курс | |||||||||||||
Содержание модулей (тем) дисциплин
Тема 1. Предмет, цели и задачи дисциплины
Наука как специфическая форма общественной деятельности. Цель науки. Наука как процесс познания. Научный аппарат исследования. Объект, предмет, методы и основные категории науки. Наука как система и система наук. Наука и другие формы общественного сознания. Язык научного исследования. Формальные признаки научной работы. Особенности научного знания.
Тема 2. Основные направления научных исследований
Проблема возникновения науки. Рационализм и иррационализм. Научные революции, парадигмы и научные общества. Научно-технический прогресс. Кумулятивизм как направление в философии науки. Парадигмы в современной науке. Практическая значимость науки.