Основные направления научных исследований социально-экономической географии.

Социально-экономическая география с момента своего зарож­дения теснейшим образом связана с решениями задач развития и со­вершенствования экономических и социальных основ общества в их территориальном разрезе. В результате бурного развития производи­тельных сил на современном этапе (современная инфраструктура, новые мощные потоки сырья, энергии, готовой продукции, новые сверхмагистрали, новые формы расселения и т, д.) расширился и усложнился со­циально-экономический заказ географической науке. В настоящее время географы участвуют в решении вопросов формирования и развития территориально-производственных комплексов (ТПК), делают обоснования для проектирования городов, новых транспортных ком­муникаций, размещения учреждений сферы обслуживания, систем туризма и отдыха, дают экономическую оценку природных и трудовых ресурсов, участвуют в разработке экологической и демографической по­литики. Географические исследования все больше применяются в каче­стве научной основы в региональной политике, управлении хозяйством, расселением и природопользованием. Конструктивная направлен­ность исследований, выход в практику хозяйственного планирования и проектирования стали отличительной чертой современных научных исследований. Географическая наука, особенно ее общественные, со­циально-экономические ветви, переживает глубокие структурные из­менения. Объект ее изучения расширяется и дополняется экономически­ми, социальными и экологическими направлениями. В рамках географии стали усиленно развиваться такие новые направления, как география населения, география сферы обслуживания, география туризма и отды­ха, медицинская география, географическая экология и др.

Всеобщее внимание современной мировой и отечественной гео­графии привлекают проблемы территориальной организации общества, в частности рациональное размещение производства и населения, его взаимодействие с природой. Быстрая урбанизация всех регионов выдвинула много острых проблем развития систем городов, взаимосвя­занного развития города и села, формирования единой системы насе­ленных мест, взаимодействия их с окружающей средой.

Необходимость оценки взаимосвязей в системе «общество - произ­водство - окружающая среда» обусловила экологизацию современной социально-экономической географии. Отсюда вытекают новые направ­ления исследований: контроль за изменениями природной среды, вы­званными деятельностью человека; научные географические прогнозы последствий этого воздействия; предупреждение, ослабление, ликвида­ция стихийных природных бедствий; оптимизация среды в природно-техногенных системах. Новые проблемы ставят перед наукой необходи­мость увязки технологических и градостроительных решений с природ­ным окружением; обостряется проблема взаимосвязей в системе «эконо­мика - техника - природа». В связи с этим актуальны такие задачи, как районирование территории по технико-экономическим условиям про­ектирования, строительства, эксплуатации сооружений и машин, гео­графическое картографирование для прикладных целей. В области эко­номики природопользования важны научные обоснования путей рацио­нального и экономного использования всех видов ресурсов.

Таким образом, все современные проблемы имеют четкую гео­графическую интерпретацию и проявляются на любом территориаль­ном уровне.

Возросший круг проблем предъявил требования к совершенство­ванию методики исследования. Географические школы в большинстве стран мира, в том числе и в нашей стране, совершили стремительный прыжок в овладении количественными методами, математическим моделированием; математика стала важнейшим инструментом в ис­следовательской работе географов. Совершенствуется и обновляется техника исследований: находят применение аэрокосмические съемки, вычислительная и электронная техника, автоматическое картографи­рование и т. д. В этих условиях возросли требования к подготовке специалиста-географа. Ему нужны широкая эрудиция в различных об­ластях знаний, комплексность подхода, умение убедительно аргумен­тировать свои выводы. Географу необходимы глубокие знания основ физической и экономической географии, экономики, статистики, со­циологии, математики, технологии производства и других смежных наук. Кроме того, он должен в совершенстве владеть методами и приемами научных исследований не только в области географии, но и экономики, демографии, социологии и других общественных наук.

Наши рекомендации