Конституционные гарантии обращения денег , товаров и услуг в РФ

Современное развитие правовой системы позволяет говорить о конституционализации общественных отношений. Это процесс затрагивает практически все сферы жизни, а конституционное воздействие на экономические отношения в последнее время все чаще становится предметом научных исследований как в отечественной и зарубежной юриспруденции, так и в экономической науке.[17]

Наибольшее значение для регулирования финансового рынка имеет такая экономическая основа (принцип) конституционного строя, как свободное перемещение финансовых средств, гарантированное ст.8 Конституции России.

Для раскрытия механизма реализации рассматриваемого конституционного принципа необходимо определить его содержание, а также конституционные ограничения свободного перемещения финансовых средств.

Перемещение финансовых средств, свобода которого гарантируется статьями 8 (часть 1) и 74 Конституции Российской Федерации, происходит в рамках денежного оборота, который подчиняется закону денежного обращения. В экономической науке разработана взаимосвязь денежного обращения (оборота) с системой рыночных отношений, которая включает две сферы - денежно-товарные отношения (рынки труда, товаров и услуг) и денежно-нетоварные отношения (денежно-кредитный, валютный и фондовый рынки).[18]

Для правовой науки данное деление позволяет выявить двойственную природу свободного перемещения финансовых средств как:

гарантии (условия) свободного перемещения товаров и услуг, поскольку их рыночный оборот возможен только при одновременном денежном обращении, что в совокупности и представляет товарно-денежный оборот.

самостоятельного конституционного принципа правового регулирования отношений, возникающих при обращении денежных средств вне оборота товаров и услуг (на финансовом рынке).

В научной литературе не сложилось однозначной точки зрения на вопрос об ограничениях свободного перемещения финансовых средств.

Ограничения перемещения по своей сути затрагивают только отдельные правомочия собственника (распоряжение, использование), а не все право собственности. Кроме того, процесс перемещения означает не только смену собственника в рамках гражданского (экономического) оборота, но и просто перемещение конкретного материального объекта в пространстве. Данное действие, которое юридически является использованием вещи, также может быть ограничено в соответствии с федеральным законом.

В то же время введение ограничений свободного перемещения финансовых средств в соответствии с федеральным законом не Правительством РФ, а иными федеральными органами исполнительной власти неоправданно расширяет возможности ограничений.

В сфере финансового рынка федеральные законы "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах", "Об организации страхового дела", "Об инвестиционных фондах" относят вопросы ограничений при инвестировании к компетенции разных органов.

Это не совсем согласуется также с другим конституционном принципом - единством экономического пространства (также гарантированным ст.8 Конституции РФ), подразумевающим единство правового регулирования.

Конституционная норма о возможности ограничения прав (например, права на предпринимательскую и иную экономическую деятельность - ст.34) только федеральным законом (ч.3 ст.55) делает актуальным анализ возможности регулирования на уровне подзаконных актов и таких вопросов, как:

утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами

установление обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, к порядку ведения реестра;

установление порядка лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка,

определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

утверждение квалификационных требования, предъявляемые к руководителям и сотрудникам (работникам) профессиональных участников рынка ценных бумаг.[19]

установление порядка проведения контроля и надзора.

Не решенными до настоящего времени остаются вопросы о том, что (сфера отношений) и как (на основе каких принципов) регулировать.[20]

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации (приложение к заявлению Правительства РФ и Центрального банка РФ от 30 декабря 2001 г.) в п. 3.1 "Принципы и сфера участия государства в реформировании банковского сектора" устанавливает, что политика государства в отношении банковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночных начал деятельности кредитных организаций и использовании преимущественно косвенных методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере. Воздействие государства на банковский сектор осуществляется путем формирования адекватной законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг, а также контроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов.

В отношении банковского сектора государство:

обеспечивает развитие законодательных основ системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;

не допускает каких-либо привилегий для отдельных кредитных организаций или их клиентов;

строго соблюдает законодательно установленные принципы антимонопольного регулирования и поощрения конкуренции на финансовых рынках;[21]

обеспечивает развитие законодательных норм и правоприменительной практики, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным путем.[22]

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг Концепция относит:

функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;

распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;[23]

приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

максимальное снижение и разделение рисков;

поддержка конкуренции на рынке;[24]

предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Очевидно, что названные принципы относятся к разноуровневым по своему характеру отношениям. Кроме того, не ясно, как соотносится с нормой п. ж ст.71 Конституции РФ, относящей финансовое регулирование к исключительному ведению Федерации, принцип распределения полномочий между органами власти РФ и ее субъектов.[25]

Таким образом, конституционно-правовой взгляд на проблему регулирования финансового рынка позволяет сформулировать следующие принципиальные моменты:

ограничения движения капитала в соответствии с федеральным законом в форме единого нормативно-правового акта Правительства РФ;

регулирование деятельности участников рынка (лицензирование, нормативы, проведение проверок) нормами федерального закона;

законодательное определение сферы (понятия "финансовый рынок") и единых принципов регулирования как финансового рынка в целом, так и отдельных его сегментов.


Заключение

Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не ограничивается только политической сферой. В гл. "Основы конституционного строя" признаны права личности и в экономической сфере. Сняты многие ограничения, которые имели место на протяжении последних десятилетий и низводили экономический интерес личности до заработной платы, как правило, на государственном предприятии или в государственном учреждении, организации.

Согласно действующей Конституции частная собственность на орудия и средства производства признается и защищается в той же мере и теми же средствами, что и государственная. Гражданин может иметь в частной собственности заводы, фабрики, банки, станки и иное оборудование, транспортные средства, может стать землевладельцем. Запрещаются любые формы государственного притеснения частнособственнических интересов, создание каких-либо искусственных препятствий для осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Конституция допускает лишь добросовестную конкуренцию и гарантирует свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.[26]

Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.

Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить, во-первых, свободу экономической деятельности и, во-вторых, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единство экономического пространства на всей территории страны. Статья устанавливает юридическую гарантию действия этих принципов, а также третьего основополагающего принципа рыночной экономики - свободы конкуренции.

Если сравнить роль государства в создаваемой рыночной экономике и в централизованной Административно-командной системе, то нельзя не заметить, что эта роль кардинально меняется и в новых условиях сводится в основном к осуществлению двух функций;

установлению того, что принято называть правилами экономической игры, т.е. изданию законов, определяющих правила поведения субъектов экономической, хозяйственной деятельности, распространяющиеся на всех участников соответствующих отношений, и 2) защите всех возникающих в соответствии с этими правилами отношений и их участников от любых противоправных нарушений с чьей бы то ни было стороны.

В числе важнейших процессов в жизни страны последних лет - экономические реформы и связанные с ними шаги исполнительной власти, посредством которых удалось во многом стабилизировать экономическую и социальную ситуацию, хотя социальная цена реформ по-прежнему остается весьма высокой.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.

2. Аккуратов И.Ю. Право муниципальной собственности как элемент экономического публичного права // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2013. - N 1. - С.341-355.

3. Андреев В.К. Об управлении федеральной собственностью // Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. №1.

4. Андреева Г.Н. Экономическая конституция в зарубежных странах / Отв. ред.В. В. Маклаков. М., 2016.

5. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитсткий В.И., МауВ.А. Конституционная экономика. М., 2016.

6. БесштанькоА.В. Конституционно-правовые основы частной собственности в Российской Федерации: Дис. кюн Екатеринбург 2012.

7. Бокарева Л. Федеральная собственность: вопросы теории и практики использования и администрирования доходов // Общество и экономика. - 2015. - N 7. - C.38-61.

8. Вегер Л.Л. К вопросу о соотношении форм собственности // Россия и соврем. мир. - 2014. - N 3. - С.109-115.

9. Гаджиев Г.А. Конституционные основы современного права собственности // Журн. рос. права. - 2016. - N 12. - С.30-41.

10. Голубев А. О совершенствовании защиты собственности в экономике // Экономист. - 2015. - N 2. - С.92-96.

11. Гошуляк В.В. Институт собственности в конституционном праве России. М., 2013.

12. Гудилко И.Е. Коллизии норм, регулирующих право собственности в конституционном и гражданском праве // Конституционные чтения: Вып.1: Постановка научных задач по конституционному и муниципальному праву (специальность 12.00.02) /Под ред. Т.Д. Зражевской. Воронеж, 2012.

13. Доронин А.О. Государственно-правовое регулирование приватизации государственной собственности: Дис. кюн М., 2015.

14. Егорова М.Б. Конституционные основы государственной собственности на природные ресурсы // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2012. - N 11-12. - С.51-55.

15. Курилов А.Е. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации (вопросы теории и практики): Дис. кюнМ. Ростов-р/Д., 2014.

16. Максимов И.А. О совершенствовании управления государственной собственностью // Проблемы прогнозирования. - 2014. - N 5. - С.121-129.

17. Мнишко В.В. Конституционно-правовые основы единства экономического пространства в Российской Федерации: Дис. кюн.М. 2013.

18. Морозова Л.А. Государство и собственность (Проблемы межотраслевого института) // Государство и право. - 2016. - №12.

19. МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

20. Хубиев К. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект) // Экономист. - 2014. - N 1. - С.45-56.

21. Цветков В. Государственная собственность и эффективность экономики / В. Цветков, А. Джумов // Экономист. - 2014. - N 4. - С.27-36.

22. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Юристъ, 2015. - 615 с.

[1] Вегер Л.Л. К вопросу о соотношении форм собственности // Россия и соврем. мир. - 2014. - N 3. - С.109-115.

[2] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[3] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[4] Бокарева Л. Федеральная собственность: вопросы теории и практики использования и администрирования доходов // Общество и экономика. - 2015. - N 7. - C.38-61.

[5] Вегер Л.Л. К вопросу о соотношении форм собственности // Россия и соврем. мир. - 2014. - N 3. - С.109-115.

[6] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[7] Бокарева Л. Федеральная собственность: вопросы теории и практики использования и администрирования доходов // Общество и экономика. - 2015. - N 7. - C.38-61.

[8] Бокарева Л. Федеральная собственность: вопросы теории и практики использования и администрирования доходов // Общество и экономика. - 2015. - N 7. - C.38-61.

[9] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[10] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[11] Вегер Л.Л. К вопросу о соотношении форм собственности // Россия и соврем. мир. - 2014. - N 3. - С.109-115.

[12] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[13] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[14] Бокарева Л. Федеральная собственность: вопросы теории и практики использования и администрирования доходов // Общество и экономика. - 2015. - N 7. - C.38-61.

[15] Вегер Л.Л. К вопросу о соотношении форм собственности // Россия и соврем. мир. - 2014. - N 3. - С.109-115.

[16] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[17] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[18] Бокарева Л. Федеральная собственность: вопросы теории и практики использования и администрирования доходов // Общество и экономика. - 2015. - N 7. - C.38-61.

[19] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[20] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[21] Вегер Л.Л. К вопросу о соотношении форм собственности // Россия и соврем. мир. - 2014. - N 3. - С.109-115.

[22] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[23] Вегер Л.Л. К вопросу о соотношении форм собственности // Россия и соврем. мир. - 2014. - N 3. - С.109-115.

[24] Бокарева Л. Федеральная собственность: вопросы теории и практики использования и администрирования доходов // Общество и экономика. - 2015. - N 7. - C.38-61.

[25] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

[26] МухачевИ.В. Право собственности и стабильность российской Конституции // Юрист. 2015. №7.

Наши рекомендации