Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь
2.1 Динамика инфляции в Республике Беларусь
С обретением вначале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция - высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема национального производства и увеличением безработицы [4, с.447].
Рассмотрим экономическое состояние Беларуси в разные периоды времени.
В соответствии с таблицей 1, период 1991-1994 гг. был самым трудным. Он был связан с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены в год возрастали более чем в 20 раз.
Таблица 1 - Индексы потребительских цен и цен производителей промышленной продукции (1991 – 1999 гг.), %
Индекс потребительских цен | 247,5 | 1659,1 | 2096,6 | 2059,9 | 344,0 | 139,3 | 163,1 | 281,7 | 351,2 | |||||
Индекс цен производителей промышленной продукции | 378,3 | 3374,3 | 2415,5 | 1996,7 | 221,8 | 131,4 | 189,3 | 300,1 | 345,1 | |||||
Примечание - Источник: [5].
В ноябре 1994-1996 гг. в результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. В 1995 году темп прироста индекса потребительских цен снизился до 244%, а в 1996 году до 39,3%. Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличения доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Однако в 1997-1999гг. ситуация ухудшилась из-за усиления элементов административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня - 350% за год [18, с.358].
В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты (таблица 2).
Таблица 2 - Индексы потребительских цен и цен производителей промышленной продукции (2000-2009 гг.), %
Индекс п иотребительских цен | 207,5 | 146,1 | 134,8 | 125,4 | 114,4 | 108,0 | 106,6 | 112,1 | 113,3 | 110,1 |
Индекс цен производителей промышленной продукции | 268,0 | 139,1 | 142,6 | 128,1 | 118,8 | 110,0 | 109,0 | 116,8 | 116,4 | 111,1 |
Примечание - Источник: [5].
С 2000 по 2001 год происходит снижение темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 2000 году составил 5,8%, в 2001 г. – 4,1 %). 2002-2009 гг. можно назвать межкризисным этапом развития экономики. В данный период происходит стабилизация инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается ее рост. В 2009 г. при падении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации.
В 2010 году национальная экономика столкнулась с неблагоприятным воздействием ряда факторов как монетарного, так и немонетарного характера. Среди них можно выделить существенную девальвацию белорусского рубля, резкое ускорение инфляции, длительный период неопределенности на внутреннем валютном рынке, отток из банков средств населения в национальной и иностранной валютах, рост удельного веса проблемных активов клиентов, снижение международных рейтингов и прочее.
В течении 2010 г. рост средней заработной платы в Беларуси существенно опережал рост производительности труда. Соответственно, объем денежной массы стал избыточен для нормального оборота. Избыток денежной массы вызвал превышение спроса над предложением и, соответственно, инфляцию спроса.
В 2011 году инфляция достигла самого высокого уровня за последние 11 лет (108,7%), что объясняется нарушением монетарного равновесия. При этом рост цен в различных секторах экономики и регионах республики был неравномерен.
Однако уже первое полугодие 2012 г. характеризовалось позитивным направлением большинства макроэкономических процессов Республики Беларусь, в том числе и замедлением инфляции. Индекс потребительских цен в июне 2012 г. составил 110,5%, в то время как в декабре предыдущего года – 136,2%, или 101,7% в среднемесячном исчислении, что соответствует верхней границе прогнозного интервала инфляции [10, с.16]. Со второй половины предыдущего года инфляция из ползучей превратилась в галопирующую.
Помесячная динамика роста цен в Беларуси свидетельствует о наметившейся в конце второго квартала тенденции к росту цен.
Цены на продовольственные товары в Беларуси росли с большим темпом, чем цены потребительского рынка в целом. Всего за полугодие они увеличились на 11,7%, что с учетом удельного веса продовольствия в потребительской корзине могло инициировать 5,8% прироста потребительских цен. Среди причин роста потребительских цен в 2012 г. можем назвать следующие:
- компенсации девальвации 2011г.;
- накопленный и нереализованный инфляционный навес;
- ценовой диспаритет с сопредельными странами;
- необходимость сокращения перекрестного и бюджетного субсидирования;
- компенсация увеличения налоговой нагрузки (увеличение ставок акциза).
Инфляция в Беларуси в 2012 году составила 21,8%, за декабрь - 1,4%. Таким образом, выполнены запланированные на 2012 год параметры роста инфляции, которую необходимо было удержать в рамках 19-22%.
Ужесточение денежно-кредитной политики и укрепление национальной валюты способствовали относительной ценовой стабилизации.
Что касается индекса цен по отдельным секторам экономики за последние 10 лет, то можно заметить, что они как снижались, так и повышались. Однако наибольший его рост по всем секторам экономики наблюдается в 2011 году.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. составил 101,9%. Индекс цен производителей промышленной продукции в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. составил 102,0%. (Таблица 3).
Таблица 3 - Индексы потребительских цен и цен производителей промышленной продукции (2010-2013 гг.), %
Октябрь 2013г. к | Январь-октябрь 2013г. к январю-октябрю 2012г. | ||||||
сентябрю 2013г. | декабрю 2012г. | октябрю 2012г. | |||||
Индекс потребительских цен | 109,9 | 208,7 | 121,8 | 101,9 | 112,0 | 115,5 | 118,9 |
Индекс цен производителей промышленной продукции | 118,9 | 249,6 | 120,6 | 102,0 | 108,4 | 111,0 | 114,3 |
Примечание - Источник: [6].
По информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, в январе-августе 2013 года объем ВВП увеличился по сравнению с январем-августом 2012 года в сопоставимых ценах на 1,1%. Индекс промышленного производства в январе-августе 2013 года к январю-августу 2012 года был равен 95,2% [3, с.11].
В Беларуси на протяжении более 10 лет прослеживается устойчивая тенденция превышения индекса цен производителя промышленной продукции над индексом потребительских цен. Здесь возможны, по крайней мере, три объяснения данной ситуации:
1) Имеет место отсроченная инфляция, инициированная ростом издержек производителей, которая с неизбежностью будет компенсирована ростом потребительских цен в ближайшем будущем;
2) Остается вероятность того, что статистика неточно отражает динамику потребительских цен, или используемые потребительские корзины несопоставимы по годам;
3) Имеет место объективный процесс снижения доли торговой прибыли в продаваемой продукции вследствие повышения степени конкурентности рынков, роста потребительского разнообразия [11, c.3].
Прирост потребительских цен за первый квартал 2013 г. составил 5,4 %, что выше прогнозной ценовой траектории. Около половины вклада в прирост ИПЦ внесло повышение регулируемых цен и тарифов, и прежде всего:
- Увеличение ставок акциза и повышение цен на алкогольные напитки и табачные изделия;
- Повышение тарифов на услуги ЖКХ;
- Отмена льготы по уплате НДС и увеличение тарифов на услуги связи.
Такое повышение было связано как с объективной потребностью постепенного сокращения перекрестного и бюджетного субсидирования, так и с необходимостью выравнивания ставок акцизов в рамках формирования ЕЭП.
Около половины вклада в прирост ИПЦ внесла базовая инфляция, исключающая регулируемые цены и тарифы. Рост рыночных цен оставался существенно ниже ИПЦ: базовая инфляция за первый квартал 2013 года составила 4%. С февраля прирост потребительских цен замедлился, уровень базовой инфляции также замедлился.
Для ограничения инфляционных процессов Правительством реализуется комплекс мер, направленных на усиление контроля за регулируемыми ценами и тарифами, развитие конкурентной среды и ограничение инфляции издержек.
Индекс роста потребительских цен потребительской корзины в августе 2014 года в сравнении со вторым месяцем лета составил 100,8 %. А если сопоставить с последним месяцем 2013 года, то и вовсе 112%. Значение ИПЦ в декабре 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года составило 111,3%.
Как и было заложено в прогнозе социально-экономического развития Беларуси на 2015 год, ИПЦ по итогам года составил 12,0%. В декабре рост потребительских цен был равен 1,2%, цены на продовольственные товары за месяц увеличились на 1,5%, на услуги – на 2,9%. Декабрьские цены на непродовольственные товары остались неизменными.
В начале 2016 года правительство внесло изменения в перечень товаров, цены на которые регулируются. Как говорится в сообщении пресс-службы Совета министров, необходимость регулирования цен на ряд продовольственных товаров отсутствует в связи с наличием на рынке широкого ассортимента продукции разного ценового сегмента и конкуренции среди производителей. (График 1).
График 1
Примечание – Источник: График 1
За прошедший год цены на фрукты увеличились на 49,1%, на овощи – на 35,0%, на растительное масло – на 47,1%, на рыбу и морепродукты – на 23,3%, на яйца – на 13,6%, на макаронные изделия – на 9,6%. Кроме того, выросли цены на чай (на 30,0%), сахар (на 32,1%) и кондитерские изделия (на 15,4%). По итогам 2015 года среди продовольственных товаров снизились цены на картофель на 2,7%, а также на мясо и птицу – на 2,0%.
Рост цен на медикаменты за год составил 28,3%, на синтетические моющие средства – на 22,1%, на парфюмерно-косметические товары – на 18,5%, на письменные принадлежности – на 19,4%, на бытовые электротовары – на 17,2%, на велосипеды и мотоциклы – на 22,7%. Также за год выросли цены на ткани – на 11,6%, одежду – на 4,9%, обувь – на 2,4%, бензин – на 4,6%, строительные материалы – на 10,3%.
Цены на услуги пассажирского транспорта в 2015 году выросли на 5,8%, на услуги связи – на 17,0%, на медицинские услуги – на 10,8%, на услуги высшего образования – на 4,6%.
В сфере жилищно-коммунальных услуг тарифы на электроснабжение за год увеличились на 16,5%, газоснабжение – на 6,5%, водоснабжение – на 20,1%, отопление – на 3,9%, техническое обслуживание жилых помещений – на 42,9%. В декабре рост цен на жилищно-коммунальные услуги составил 0,1%, однако можно ожидать, что в январе 2016 рост тарифов будет более существенным. 1 декабря 2015 года вступило в силу постановление Совета министров №996, в соответствии с которым в Беларуси были проиндексированы субсидируемые государством цены на природный и сжиженный газ, тарифы на электрическую и тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения. В среднем рост тарифов составил 3,8%.
Индексы потребительских цен в 2014-1015 гг. отражены на графике 2. (График 2).
График 2
В декабре базовый индекс потребительских цен, при расчете которого исключаются факторы сезонности и административное воздействие республиканских органов на процессы ценообразования, по отношению к ноябрю вырос на 0,8% и был меньше сводного индекса инфляции на 0,4 п.п. Превышение в декабре сводного индекса цен над базовым свидетельствует о сезонном росте цен на продукты питания. В декабре цены на овощи выросли на 22,2%, на фрукты – на 5,6%.
Индекс потребительских цен в Беларуси в январе 2016 года составил 101,9%. В январе текущего года цены на продовольственные товары выросли на 1,5%, на непродовольственные товары – на 1,2%, на услуги – на 4,0%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов административного и сезонного характера, в январе 2016 года составил 101,5%.
Следует отметить, что на фоне девальвационных процессов и отмены регулирования цен Министерством торговли на ряд социально значимых товаров официальная январская инфляция является сравнительно небольшой.
Напомним, что в январе прошлого года месячная инфляция при сдерживании цен Министерством торговли составляла 2,4%. Белорусский рубль в январе 2015 года обесценился по отношению к доллару США на 29,4% (в январе 2016 года – на 12,1%), к евро – на 20,6% (на 11,4%), к российскому рублю – на 8,0% (на 8,2%). ИПЦ в 2015-1026 гг. отражен на графике 3. (График 3).
График 3
В августе 2016 года в Беларуси впервые за много лет была зафиксирована дефляция, которую обеспечило сезонное снижение цен на фрукты и овощи. С начала 2016 года за январь-октябрь инфляция выросла до 9,2%. Инфляция по прогнозным показателям за 2016 года не должна превысить 12%.
2.2 Причины и последствия инфляционных процессов в Республике Беларусь
В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции. Главную причину инфляции в Беларуси можно объяснить, прежде всего, диспропорцией, несоответствием между масштабами и структурой производства с одной стороны, и потребностями рынка - с другой. Структурные диспропорции, неразвитость рыночных отношений и неадекватное использование механизмов их осуществления в нашей стране снижают эффективность производства и внешней торговли, особенно с развитыми государствами.
В настоящее время основными предпосылками инфляции в Республике Беларусь являются:
1) Открытость экономики, ее вхождение в мировые хозяйственные связи, в процессе которых страна имеет немало преимуществ, но одновременно увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. Например, рост цен на приобретаемые за границей энергоносители вызывает их увеличение по всей технологической цепочке производства отечественных товаров. Даже в условиях неизменного курса валюты наша страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на ввозимые товары. Подчеркнем, что возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены;
2) Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата, высокую степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования;
3) Олигополия и монополия на национальных рынках, когда организационно-правовые структуры субъектов хозяйствования стремятся получить прибыль на основе роста цен, что стимулирует инфляцию спроса;
4) Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий как в добывающей отрасли (например, «Беларуськалий»), так и в остальных производствах;
5) Доллоризация экономики. Это процесс замещения слабой национальной валюты твердой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Считается, что долларизация ограничивает возможности монетарной политики и делает опасным проведение валютных интервенций. Кроме того, долларизация вносит дополнительные диспропорции в экономику, обусловливая ряд вызовов для экономической политики. В качестве положительной стороны долларизации можно считать, что она позволяет избежать инфляционного финансирования, а потому укрепляет стабильность финансовой системы. Например, в 2012-2013 гг.в Беларуси наблюдался рост спроса на валюту со стороны населения. В январе-мае 2012 года население выступало чистым продавцом иностранной валюты (0,6 млрд. долларов США), в июне-декабре 2012 года - чистым покупателем (1,3 млрд. долларов США). В 2012 году население Беларуси купило на чистой основе 0,7 млрд. долларов США. За январь-октябрь 2013 года население приобрело 0,85 млрд. долларов США, что превышает покупку за весь 2012 год. А продажа на чистой основе составила 0,68 млрд. долларов США [13].
6) Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, который начался в 2008 году, оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени Республика Беларусь оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти. ВВП 2012 года к 2011 году составил 101,5% [13].
7) Внешние займы, рост которых в совокупности с неэффективной внешнеэкономической деятельностью обеспечивает увеличение валового внешнего государственного долга страны, составившего на 01.10.2015 г. 38,2 млрд. долларов США [13]. Пороговое значение внешнего долга блокирует зарубежные кредиты и инвестиции;
8) Дополнительные расходы на социальные цели, которые являются следствием стремления правительства поддержать население в инфляционный период за счет увеличения количества денег в обращении, что в свою очередь «работает на спираль новой инфляции»;
9) Инфляционные ожидания, когда инфляция приобретает самоподдерживающий характер. В условиях постоянного повышения цен формируется особая психология потребителей и производителей. Рост цен вызывает боязнь их нового увеличения. По причине «бегства от денег» потребитель покупает товары впрок, предполагая, что цены на них еще более повысятся, а это приводит к росту спроса со стороны населения и предприятий путем приобретения товаров сверх текущих потребностей. В результате инфляционные ожидания сопровождаются ростом цен;
10) Кредитная экспансия, что вызывает эмиссию безналичных денег и способствует инфляции;
11) Рост издержек производства вследствие низкого уровня управления затратами на отечественных предприятиях и роста цен на импортируемые углеводороды, сырье и материалы;
12) Усиление диспаритета цен на потребительском рынке на белорусские товары и изделия, производимые в Беларуси с одной стороны, и других странах - с другой. Особенно это касается рынка продовольствия, что ведет к мораторию на экспорт отдельных белорусских продовольственных товаров, включая и известные бренды.
Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть.
Совокупность всех этих экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси.
При всем многообразии причин, вызывающих инфляцию, в повседневной экономической жизни она предстает в виде неуклонного роста цен, что чрезвычайно болезненно сказывается на обществе.
Устойчивые, уравновешенные цены являются непременным условием
нормального экономического развития, выступают гарантом согласованности процессов производства, распределения, обмена и потребления. Инфляционные, «взбесившиеся» цены, напротив, разрушают устойчивый ход общественного воспроизводства. Цены товаров отрываются от их реальной стоимости, теряют свои качества достоверного выражения затрат труда на их производство. В результате нарушаются количественные пропорции в обмене одного товара на другой, деформируются отношения спроса и предложения. Перераспределение национального дохода отрывается от его естественной трудовой основы.
Конкретные проявления социально-экономических последствий инфляции масштабны и разноплановы [10, с.19].
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
- снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
- обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
- потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
- усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, инвалидов, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).
Наиболее ощутимым результатом инфляционного роста цен является «дороговизна» - катастрофическое удорожание товаров потребительского назначения. Неуклонное повышение цен на предметы повседневного спроса ведет к сокращению денежных доходов в их реальном выражении, подрывает позиции покупателей на рынках. В итоге происходит снижение жизненного уровня и ухудшение качества жизни в обществе, появляются абсолютная и относительная бедность и даже нищета.
Падение жизненного уровня, а это наиболее ощутимое бедствие нашего времени, ударило по каждому. Из-за резкого снижения реальных доходов населения товарооборот в республике уменьшился на половину. Многие перестали летать самолетами, до необходимого минимума ограничили передвижение междугородным автотранспортом. Для многих стали недоступны телевизоры, холодильники, даже велосипеды, не говоря уже о мебели. Еще совсем недавно хлеб, картофель, мясо стоили копейки. Плата за квартиру, газ, электричество, телефон составляла в рублях чисто символическую сумму.
Рассматривая увеличения цен, можно заметить, что наиболее высокими темпами росли цены на самые необходимые, жизненно важные продукты питания, на которых держатся многодетные семьи, малообеспеченные, пенсионеры (хлеб, молоко, сахар, картофель и т. п.). Столь же тяжело на эти категории населения давит удорожание жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи.
Для отображения полной картины последствий инфляции, необходимо принимать в расчет самую главную и принципиальную особенность инфляционного роста цен – их инфляционное повышение, которое обязательно идет в паре с сокращением доходов основной массы населения [17, c.32].
Заработная плата рабочих и служащих в своем реальном выражении совершает лишь замедленное движение за ростом цен, отставая при этом от них все больше.
Другим не менее существенным последствием инфляционного повышения цен служит «хаос относительных цен». Неравномерный рост цен на продукцию различных секторов и на отдельные виды товаров взрывает устоявшуюся структуру относительных цен, отрывает цену одних товаров от других. В итоге дезорганизуются нормальные рыночные связи и отношения, производители теряют своих традиционных покупателей и поставщиков, возрастают издержки и ненадежность производства. Экономика в целом впадает в состояние кризисного упадка, в ее структуре возникают перекосы.
Тяжелое положение в сфере потребления напрямую связано с ухудшающимся состоянием нашего промышленного и сельскохозяйственного производства. Инфляционный рост цен здесь действует особенно разрушительно. В масштабах всей экономики и на уровне отдельных предприятий продолжается спад производства, сокращается предложение товара, сужаются рынки сбыта. Предельно обостряется предпринимательский риск. «Хаос относительных цен» препятствует адекватному предвидению движения цен, рождает неуверенность при установлении производственных планов, затрудняет расчеты издержек и доходов; решения принимаются зачастую либо с опозданием, либо с опережением относительно меняющейся конъюнктуры. Множатся конфликты между хозяйствующими субъектами. Происходит утрата общей эффективности развития. Общество несет огромный материальный урон, проигрывает в международном конкурентном соперничестве.
Общим итогом инфляционного роста цен для экономики стало ухудшение ее функционирования на всех уровнях.
На уровне предприятий наблюдаются спад производства, потери рентабельности, кризис сбыта. На отраслевом уровне главным следствием является нарушение межотраслевых хозяйственных связей. На уровне национальной экономики инфляционный рост цен дестабилизирует воспроизводственные процессы, а именно: нарушается их непрерывность, возникает разлад между производством и товарно-денежным обращением.
Следующим последствием стало масштабное перераспределение экономических ресурсов в пользу сферы обращения. Спасая свои накопления от обесценения, предприятия и население вкладывают свободные денежные средства не в материальное производство, где в условиях инфляции неизбежны потери в силу длительного самого производственного цикла, а в коммерческие и банковские структуры, где быстрый оборот денег сулит высокие доходы.
Инфляционный рост цен предстает в виде некого внешнего для общества стихийного бедствия, от которого в равной степени страдают все. Рост цен по-разному сказывается на реальных доходах тех или иных групп и слоев населения: одни из них в результате его теряют, другие выигрывают; чем больше проигрыш одних, тем устойчивее выигрыш у других. За годы инфляции в белорусском обществе произошло социальное расслоение: на одном полюсе появились бедные и даже нищие, на другом - богатые и даже сверхбогатые.
Можно также отметить, что следствием инфляции является обесценение сбережений населения, находящихся в банках, поскольку проценты по вкладам не возмещают падения реальных размеров сбережений. Меняется схема сбережений: возрастает спрос на активы, способные сохранять реальную стоимость, в итоге сбережения часто переводятся в инвалюту, то есть происходит «долларизация» экономики.
Еще одним следствием инфляции является перераспределение дохода и богатства между различными группами населения: от кредиторов к дебиторам, поскольку долг возвращается подешевевшими деньгами и должник получает непредвиденный выигрыш.
Происходит ослабление позиции властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям, поскольку правительство, как правило, не увеличивает свои расходы в той же степени, в какой возрастает стоимость жизни, и государственные социальные выплаты бедным сокращаются в реальном выражении [7, c.222].
Инфляция оказывает влияние на реальную величину налогового бремени из-за наличия временных лагов во взимании налогов. Налоговые обязательства начисляются обычно на определенный момент, а уплата осуществляется позже, и налоговые поступления успевают обесцениваться, уменьшая налоговое бремя. Это явление обозначается в экономической теории термином «эффект Оливера-Таизи». Правительство стремиться избежать данного эффекта, прибегая к определенным мерам [7, c.221].
Отмечается также влияние инфляции на платежный баланс страны. Рост внутренних цен ведет к сокращению экспорта и увеличению импорта, т.е. влечет отрицательное сальдо платежного баланса. При развитии этой тенденции для покрытия дефицита страна может либо задействовать золотовалютные резервы (которые ограничены), либо девальвировать национальную валюту. В результате возможно возникновение структурных дисбалансов в экономике.