Субсидирование монополий для увеличения объема выпуска

Ранее в этой главе я утверждал, что максимизирующие прибыль монополии производят продукт на уровне, находящемся ниже социально оптимального. В частности, максимизирующая прибыль монополия на рис. 12.4 производит продукт в точке пересечения своей плавно снижающейся кривой предельного дохода, MRm, и поднимающейся вверх кривой предельных издержек, MC. Этот уровень продукта, qm, меньше социально оптимального уровня, который мог быть произведен конкурирующей фирмой, qC.

Один из способов, которым можно добиться от монополии производства большего количества продукта, заключается в субсидировании ее производственных затрат таким образом, что кривая предельных издержек в результате переместится вертикально вниз. Такое действие приведет к тому, что кривые предельных издержек и предельного дохода встретятся на более высоком уровне продукта. И если субсидия будет достаточно большой, монополия может быть вынуждена постоянно увеличивать продукт до qC.

Некоторые государства используют этот вид субсидии для того, чтобы поставляющие газ, производящие электроэнергию и услуги телефонной связи компании обслуживали большее количество людей, особенно представителей бедных слоев населения. Если расходы на привлечение потребителей продукта фирм-монополий будут субсидированы на достаточно высоком уровне, фирмы захотят привлечь большее количество потребителей, чем они могли бы без предоставление субсидии.

Некоторые люди выступают против субсидирования монополистов, так что этот вид решения не всегда самый популярный в политическом отношении, но он эффективен для увеличения выпуска продукта.


(обратно)

Минимальные требования к объему производства

Следующий способ добиться от монополии производства большего количества продукта — просто предписать ей производить больше. Например, во многих регионах от телефонных компаний требуется предоставление основных телефонных услуг каждому — даже тем потребителям, которые не имеют возможности оплатить эту услугу. (Идея состоит в том, чтобы гарантировать каждому гражданину возможность позвонить и получить необходимую помощь, если они будут в ней нуждаться.) Это же правило часто справедливо и для компаний, которые обеспечивают обогрев наших домов зимой; в некоторых регионах вам не имеют право отключить отопление, даже если вы не оплатили счета.

Минимальные требования к продукту могут заставить монополию производить продукт на социально оптимальном уровне. Такие требования часто очень популярны в политическом отношении, поскольку многие люди считают монополистов злостными эксплуататорами и не против заставить монополии производить большее количество продукта.

Всякое насильственное увеличение продукта также означает сокращение прибыли монополий. По этой причине подобные программы также пользуются популярностью, поскольку многие считают, что монополии получают прибыль нечестным путем, обращая внимание на тот факт, что фирма получает прибыль, не побеждая конкурентов.

Тем не менее, все регуляторные органы должны быть очень внимательными, чтобы не привести монополии, которые находятся под их попечительством, к банкротству. В зависимости от кривых производственных издержек монополии существует реальная возможность заставить монополию производить продукт на том уровне, на котором она будет терять деньги. Поскольку регуляторные органы не хотят банкротства монополий и, как следствие, лишать потребителей доступа к товарам или услугам, производимым этими монополиями, они внимательно рассматривают структуру расходов монополии при расчете минимальных требований к объему производства.


(обратно)

Регулирование монопольного ценообразования

Возможно, самым распространенным способом регулирования деятельности монополий есть назначение такой цены, при которой монополия сможет продать все единицы произведенного ею продукта. Этот подход работает потому, что он превращает кривую предельного дохода фирмы-монополиста из плавно снижающейся в горизонтальную. Таким образом, нивелируются обычные проблемы монополии, связанные с тем, что чем больше продукта продается, тем меньшую цену на продаваемую единицу продукта монополия может назначить.

Тем не менее, как и в случае с требованиями к объему производства, регуляторные органы должны уделить особое внимание структуре затрат монополии, чтобы регулирование цен не привело к банкротству монополии.

Для того чтобы понять проблему, давайте рассмотрим монополию, кривые затрат которой приведены на рис. 12.5. Оставшись без внимания регуляторного органа, монополия будет производить на максимизирующем прибыль уровне qm, определяемом точкой пересечения MR и MC. Из кривой спроса вы можете видеть, что для этого объема продукта она будет способна назначить цену pm за единицу продукта. (Более подробную информацию о поведении нерегулируемой монополии вы найдете в разделе "Выбор объема производства для максимизации прибыли" ранее в этой главе.)

Затем давайте подумаем о том, как регуляторный орган может захотеть модифицировать поведение монополии. Например, регуляторный орган, исходя из лучших побуждений, может захотеть заставить монополию производить каждую единицу продукта, для которой доходы превышают расходы. Посмотрев на рис. 12.5, вы можете увидеть, что он захотел бы заставить монополию производить продукт на уровне qmc, определенный как место пересечения плавно снижающейся кривой спроса с кривой MC.

Субсидирование монополий для увеличения объема выпуска - student2.ru

Как я объясняю в разделе "Необратимые потери: измерение вреда, причиненного монополиями" (см. выше), для социума выгодно производить каждую единицу продукта до (включая) qmc. Это справедливо потому, что для каждой единицы продукта сумма, которую люди готовы платить с целью ее потребления (заданная вертикальным отрезком от горизонтальной оси до кривой спроса), превышает предельные затраты на ее производство (заданные вертикальным отрезком от горизонтальной оси до кривой MC).

В результате регуляторный орган установит цену на уровне рmc. При этой цене кривая спроса говорит нам, что потребители захотят приобрести qmc единиц продукта. Более того, монополия захочет поставить этот уровень продукта, поскольку предельный доход от продажи каждой единицы превышает предельные издержки на ее производство.

Но, тем не менее, существует большая проблема с подобной политикой при данной структуре затрат монополии: монополия станет банкротом. Это произойдет потому, что на уровне продукта qmcсовокупные издержки фирмы превысят ее совокупный доход.

Вы можете видеть эту проблему в расчете на единицу продукта, замечая, что средние совокупные издержки на единицу продукта при уровне продукта qmc (заданные вертикальным отрезком от горизонтальной оси до кривой АТС) превосходят установленный регуляторным органом доход в pmc на единицу продукта. Поскольку средние суммарные издержки на единицу продукта превышают доходы от единицы продукта, монополия будет функционировать в убыток. И если регуляторный орган не смягчится и не назначит более высокую цену на продукт, монополия станет банкротом, если государство не предоставит ей субсидию в сумме понесенного ущерба.

Метод регулирования, который я только что описал, называется ценообразование на основе предельных издержек, поскольку предельная цена, pmc, установлена в точке пересечения кривой предельных издержек и кривой спроса. Но поскольку такой метод может привести монополию к потере денег, более распространенной альтернативой будет ценообразование на основе средних издержек,которое устанавливает цену, соответствующую точке пересечения кривой средних суммарных затрат (АТС) с кривой спроса.

На рис. 12.5 отражена ситуация, когда регуляторный орган, используя ценообразование на основе средних издержек, установит цену в точке pac. Рассмотрев кривую спроса, вы увидите, что при этой цене потребительский спрос составит qac единиц продукта. Монополия с радостью предоставит этот уровень продукта, поскольку для каждой отдельной единицы до qac включительно предельный доход (регулированная цена на единицу, pac) будет превышать предельные издержки, а это значит, что монополия получит финансовую выгоду от производства каждой из этих единиц.

Главная польза от такой системы заключается в том, что вам не нужно переживать о возможном банкротстве монополии (или откуда взять деньги на субсидирование монополии, которая могла бы оказаться банкротом в результате ценообразования на основе предельных издержек). Ценообразование на основе средних издержек гарантирует, что фирма не будет убыточной.

Вы можете видеть этот факт, сравнивая средние совокупные издержки на единицу продукта при уровне продукта qac с доходом на единицу при этом уровне продукта. Вы получите среднюю себестоимость единицы продукта, если подниметесь вертикально вверх до пересечения с кривой средних совокупных издержек. Поскольку этот вертикальный отрезок равен регулированной цене на единицу продукта, pac, вы знаете, что средние совокупные издержки на единицу равны регулированной цене на единицу, так что экономическая прибыль фирмы равна нулю.

Обратная сторона ценообразования на основе средних издержек для этой монополии состоит в том, что все социально полезные единицы продукта, находящиеся между qac и qmc, не производятся. С другой стороны, единственный способ удержать эту монополию в бизнесе с тем, чтобы она могла производить эти единицы, в условиях ценообразования на основе предельных издержек, — это субсидировать монополию. Использование ценообразования на основе средних издержек нивелирует все сложности, связанные с предоставлением субсидий. В частности, вам не нужно переживать ни о каком потенциальном ущербе, который вы можете причинить обществу, поднимая налоговую ставку, влияющую на какую-либо из сфер экономики, с целью субсидировать монополию.


(обратно)

Наши рекомендации