Тема 1. Экономика труда в экономической науке. Предмет и методы - Лекция

Предмет экономики труда. Экономика труда в контексте экономических учений. Методы исследования. Источники информации.

Методические комментарии

Предметом экономики труда представляется поведение людей в сфере трудовых отношений (отношения между работниками, работодателями и государством по поводу организации труда).

В целом трудовые отношения анализируются в трех различных аспектах:

1) теоретический анализ закономерностей функционирования рынка труда. Такой подход последовательно реализован в западной экономической теории труда.

2) анализ институциональной структуры рынка труда, деятельности общественных и государственных организаций, задач государственного регулирования всей системы социально-трудовых отношений.

3) Управленческий аспект, заключающийся в исследовании системы внутрифирменных трудовых отношений, организации трудовых процессов, управления персоналом.

Каждых из указанных подходов имеет свой понятийный аппарат, направления исследования.

Методы анализа трудовых отношений, как и в целом применяемые в экономической теории инструменты познания, включают:

- методы формальной логики - анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, гипотеза и др.;

- общенаучные методы – историко-генетический, математическое моделирование, статистический метод;

- собственно экономические методы – категориальный анализ, метод абстракции и др.

Экономика труда – это отраслевая экономическая наука, теоретической основой которой выступает экономическая теория. Различные экономические школы внесли свой вклад в разработку современной экономики труда.

А.Смит предложил перечень теорий заработной платы, причин различий в заработной плате, отметил неопределенность рынка труда и неравноценность положения работников и работодателей.

К. Маркс сформулировал теорию относительного перенаселения и формирования резервной армии труда, привлек внимание к взаимодействию социальных и экономических сил, предложил теорию заработной платы, связанную с уровнем жизни.

А.Маршалл разработал основы современной микроэкономической теории, в том числе основы анализа рынка факторов производства, предложения труда, спроса на труд, сформулировал законы производного спроса, исследовал зависимость сил профсоюзов от эластичности спроса на труд, обосновал несовершенство рынка труда.

Дж. Кейнс сформировал основы макроэкономической теории, в рамках которой разработал теорию равновесия рынка труда в условиях неполной занятости и сформулировал проблему негибкости денежной заработной платы.

Дж. Коммонс привлек внимание исследователей к понятиям «институт», «трансакция» на примере исследования трудового законодательства.

Дж. Хикс усовершенствовал законы производного спроса, завершив формирование основ микроэкономической теории спроса на труд.

В 1930 г. Л.Роббинс обосновал различную эластичность предложения труда по заработной плате для разных участков кривой предложения, то есть обосновал загибающуюся в обратном направлении кривую предложения труда.

Теория человеческого капитала получила свое развитие в 60-е годы и позволила проанализировать взаимосвязи образования, а также других характеристик качества рабочей силы

Одним из первых дополнений неоинституционалистов к неоклассической. экономике труда стала теория сегментации рынка труда.

Тема 1. Экономика труда в экономической науке. Предмет и методы - Семинар

План

1. Экономика труда в системе экономических учений.

2. Концептуальные основы современной экономики труда

3. Особенности труда как объекта исследования.

4. Методы исследования.

Требования к выполнению семинарских заданий: студент готовится к устному обсуждению теоретических вопросов

Вопросы для обсуждения по теме 1

1) Что является предметом современной экономики труда?

2) Как изменилось представление о содержании предмета экономики труда по мере становления рыночной экономики в России?

3) Опишите многообразие системы методов анализа трудовых отношений?

4) Какое место занимает экономика труда в современной экономической науке?

5) Как менялось представление о труде как экономической категории?

6) В чем заключается вклад классической экономической школы в развитие предмета экономики труда?

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
       

Тема 2. Труд и трудовые ресурсы общества –

Лекция

Особенности труда как объекта исследования. Труд как основа жизнедеятельности общества. Функциональная роль труда в постиндустриальном обществе

Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал. Экономически активное население. Экономически неактивное население.

Методические комментарии

Категория «труд» раскрывается в трех аспектах:

- труд как целесообразная деятельность людей по преобразованию предметов труда,

- труд как фактор производства,

труд как процесс, в котором реализуются физические и умственные способности человека.

Процесс труда выступает определяющим моментом производства и включает сам труд (целесообразную деятельность людей по производству и преобразованию предметов природы), предметы труда (то, на что воздействует человек при изготовлении необходимых ему продуктов) и средства труда, посредством которых человек воздействует на предметы труда преобразует их и приспосабливает для удовлетворения своих потребностей (рис. 1). Средства труда включают материально-технические условия, свойственные соответствующему историческому периоду, а также доступные для данных исторических условий информационные технологии.

Тема 1. Экономика труда в экономической науке. Предмет и методы - Лекция - student2.ru

Рис. 1.- Элементы процесса труда

Под трудовыми ресурсами понимается население в трудоспособном возрасте, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.

Трудовой потенциал – это ресурсная категория, отражающая источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области.

Величина трудового потенциала отдельной фирмы или предприятия определяется по
формуле:

F = F1– Т

F=N ∙ H ∙ t , где


F – совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия (час);

F1 – величина календарного фонда времени (час);

Т– нерезервообразующие неявки и перерывы (час);

N – численность работающих (чел);

H – количество дней работы в периоде (дней);

t – продолжительность рабочего дня (час).

В общем виде величина трудового потенциала общества (региона) выражается формулой:

Fs = N ∙ К, , где

Fs – потенциальный фонд времени общества (час);

N - численность населения, способного участвовать в общественном
производстве;

К – законодательно установленная величина времени работы по группам работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц) как произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

Экономически активное население включает всех мужчин и женщин, которые обеспечивают или имеются в наличии для обеспечения предложения рабочей силы для производства товаров и услуг (ООН 1996, по международному определению). В России экономически активное население определяется как часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятых и безработных.

Новые стандарты экономической активности в условиях развития постиндустриального общества сводятся к общей тенденции сокращения периода экономической активности среднего работника. Этому процессу способствуют следующие факторы:

  1. Изменение сроков вступления на рынок труда с развитием среднего и высшего образования
  2. Рост длительности процесса образования вследствие развития различных форм послевузовской подготовки (ранее специалиста готовили в течение 5 лет, сегодня на основе двухуровневой подготовки длительность основного процесса обучения составляет 6 лет)
  3. Стимулирование развития программ досрочного выхода на пенсию.

Тема 2. Труд и трудовые ресурсы общества –

Семинар

План

  1. Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал.
  2. Процесс труда и его элементы
  3. Экономически активное население
  4. Структура экономически неактивного населения

Требования к выполнению семинарских заданий: студент готовится к устному обсуждению теоретических вопросов

Вопросы для обсуждения по теме 2

1. В каких аспектах рассматривается труд в экономической науке?

2. Меняется ли отношение к труду в контексте развития постиндустриального общества? В чем данные тенденции проявляются?

3. В чем заключается экономическое содержание труда?

4. Каковы элементы процесса труда?

5. В чем заключается влияние постиндустриальных тенденций в функциональной роли труда как основы современного общества?

6. Какова роль труда в условиях рыночной трансформации?

7. Рассматривается ли труд в качестве объекта современной социально-экономической политики государства?

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
       

Наши рекомендации