Международная классификация моторных масел
В качестве международной принята классификация, применяющаяся в США. По этой классификации все моторные масла классифицируются по двум признакам: по вязкости и по качеству (области применения).
По вязкости классификация SAE (Society of Automobile Engineer's -Общество автомобильных инженеров) разделяет масла на классы: OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25 W, 20, 30, 40, 50, 60. Цифры обозначают вязкость в секундах Сейболта. Масла классов OW, 5W, 10W, 15W, 20W - зимние (winter - зима). Одним из главных показателей для них является температура застывания (табл. 4.2)
Таблица 4.2
Температура застывания зимних масел
Класс вязкости | OW | 5W | 10W | 15W | 20W | 25 W |
Температура застывания, о С, не выше | -40 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 |
Марки 20, 30, 40, 50, 60 – летние масла. Для них наиболее значимым показателем является вязкость при 100 °С для обеспечения надежной смазки деталей прогретого до нормальной температуры двигателя (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Вязкость летних масел при 100 °С, мм2/с
Класс вязкости | |||||
Вязкость: - не менее - не более | 5,6 9,3 | 9,3 12,5 | 12,5 16,3 | 16,3 21,9 | 21,9 26,1 |
Примеры обозначения классов вязкости:
SAE 30 - летнее масло;
SAE 15W - зимнее масло;
SAE 15W-30 - всесезонное масло (15W - зимний показатель, 30 - летний показатель).
Система SAE разделения масел на классы вязкости предоставляет широкие возможности для выбора масел по этому признаку в зависимости от климатических условий, условий хранения машин, финансовых возможностей потребителя и других факторов.
Наиболее массовое и сравнительно недорогое масло 15W-40. Но его вязкостно-температурные свойства недостаточно высоки, оно замерзает при -20 °С, что в условиях Севера создает большие проблемы с запуском двигателей зимой.
Масло класса 10W-30 замерзает при более низкой температуре (не выше —25 °С), является также недорогим (оно минеральное), но его вязкость в летний период может быть недостаточна.
Лучше свойства масла 10W-40 на полусинтетической основе, но оно значительно дороже.
Наилучшими свойствами обладают синтетические масла классов 5W-40 и OW-40, но их стоимость еще выше.
В целом нужно отметить, что чем больше разница между летним и зимним показателями, тем лучше его вязкостно-температурные свойства, так как в этом случае вязкость масла в меньшей степени зависит от температуры.
По качеству (области применения) масла разделяются на ступени (группы) по классификации API (American Petroleum Institute - Американский институт нефти). При этом к обозначению группы масла для бензиновых двигателей добавляется буква S, для дизельных - буква С.
Обозначение групп масел для бензиновых двигателей и область их применения приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Группы масел по API и области их применения
Группа масла по API | Область применения | Группа масла по отечественной классификации |
SC SD SE SF SG SH SJ | Для двигателей выпуска 1964 —1967 гг. Для двигателей выпуска 1968-1972 гг Для двигателей выпуска 1972-1979 гг. Для двигателей выпуска 1980-1988 гг. Для двигателей выпуска 1989-1995 гг. Для двигателей выпуска после 1995 г. То же с высокими экологическими характеристиками | Б1 В1 Г1 Г1 Д1 Е1 |
Примечание. Годы выпуска берутся по среднемировому уровню.
Для дизельных двигателей выпускаются масла следующих групп:
СС - для средненапряженных дизельных двигателей, соответствует отечественному маслу группы Г2;
CD - для высоконапряженных дизельных двигателей, в том числе и с турбонаддувом, соответствует Д2;
СЕ - для высоконапряженных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях, соответствует Е2;
CF — масла с наивысшим уровнем свойств, обеспечивающих длительный период работы в тяжелых условиях без замены.
Полное обозначение марки моторного масла состоит из обозначения класса и группы масла, например:
SAE 15W-30 API SE - масло моторное, всесезонное, вязкостью не менее 9,3 и не более 12,5 мм2/с при 100 °С, предназначено для бензиновых двигателей выпуска 1972...1979 гг., соответствует отечественному маслу М-53/10-Г1
SAE 30 API СС - масло моторное, летнее, вязкостью 9,3 ... 12,5 мм2/с при 100 °С, предназначено для средненапряженных дизельных двигателей, соответствует отечественному маслу М-10-Г2.
Примерное соответствие отечественных и зарубежных (по API) марок моторных масел и их применяемость приведены в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Соответствие отечественных и зарубежных (по API)
марок моторных масел
Обозначение марки | Применение | ||
Отечественное | Международное | Климатический сезон | Марка двигателя |
M-8-B1 M-10-B1 | SAE 10W-20 API SD SAE 30 API SD | Всесезонно Летний | ЗИЛ-130, ГАЗ-53 |
М-8-Г1 М-10-Г1 | SAE 10W API SE (SF) SAE 30 API SE (SF) | Зимний Летний | ВАЗ, МЗМА |
М-8-В2 М-10-В2 | SAE 10W API CB SAE 30 API CB | Зимний Летний | СМД-14Б, ЯМЗ-236 |
М-8-Г2 М-10-Г2 | SAE 10W API CC SAE 30 API CC | Зимний Летний | КамАЗ-740, ЯМЗ-238, -240.СМД-14БН.-18 |
М-8-ДМ М-10-ДМ | SAE10WAPICD SAE 30 API CD | Зимний Летний | Двигатели большегрузных автомобилей и промышленных тракторов |
М-53/10-Г1 М-53/12-Г1 М-63/10-Г1 М-63/12-Г1 | SAE15W- 30APISE(SF) SAE15W-30APISE(SF) SAE20W-30APISE(SF) SAE20W-30APISE(SF) | Всесезонно | ВАЗ, МЗМА |
М-63/10-В | SAE 20W-30 API SD/CB | Всесезонно | ЗИЛ-130,ГАЗ-53, СМД-14Б, ЯМЗ-236 |
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Компаундирование автомобильных бензинов
Бензин – топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием