Внешнеэкономическая деятельность
Общий объем внешней торговли Швеции -- страны с населением около 9,5 млн. человек -- в 2012 году составил 2270 млрд. шв. крон (около 335 млрд. долл. США) -- примерно 32% внешней торговли России.
Экспорт Швецией товаров в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизился на 2% и составил 1168 млрд. шв. крон (172 млрд. долл. США), практически не изменился импорт товаров -- 1100 млрд. шв. крон (162 млрд. долл. США).
Положительное сальдо составило 68 млрд. шв. крон (10 млрд. долл. США) по сравнению с 96 млрд. шв. крон в 2011 году.
Профицит торгового баланса составил в 2012 году 219 млрд. шв. крон (ок. 32,3 млрд. долл. США), что на 9% выше профицита 2011 года. Усиление произошло за счет торговли услугами. За период с 2002 по 2012 год профицит торговли услугами вырос с 6 до 143 млрд. шв. крон, обогнав в 2009 году профицит торговли товарами.
Страны - крупнейшие торговые партнеры Швеции по товарообороту(млн. шв. крон, млн. долл. США)
Источник: ЦСБ Швеции
Примечания: * изменение рассчитано по шведским кронам
Курс доллара США к шведской кроне: в 2011 г. 1 долл. США = 6,50 шв. кр.,
в 2012 г. 1 долл. США = 6,77 шв. кр.
Внешняя политика
Швеция официально придерживается принципа нейтралитета в военное время и неприсоединения к военным блокам -- в мирное. После короткой войны с Норвегией в 1814 году Швеция более не участвовала непосредственно ни в одном военном конфликте. С начала XX века принцип нейтралитета вместе с обеспечением собственной безопасности за счёт мощной системы национальной обороны стал официальным базовым принципом внешней политики Швеции.
Швеция проводит достаточно активную внешнюю политику, участвуя в международных организациях и программах. В 1920 году Швеция стала членом Лиги Наций, в 1946 -- вошла в ООН. В рамках ООН неоднократно участвовала в военных операциях. Первый раз шведские войска приняли участие в операции ООН в 1959 году на Суэцком канале.
Нельзя не заметить, что в течение XX века в адрес Швеции не раз высказывалась критика в связи с действиями, не сочетающимися с принципами нейтралитета и неприсоединения. Так, в годы Второй мировой войны Швеция фактически поддержала нацистскую Германию, предоставляя свои внутренние коммуникации и суда для перевозки немецких грузов и даже войск, в основном -- для доставки в Германию руды, добываемой в северной Швеции, от которой в значительной мере зависело германское военное производство. В послевоенное время Швеция, не присоединившись к блоку НАТО, тем не менее, поддерживала неофициальные отношения с блоком, в том числе в области разведки. В 1952 году шведский разведывательный самолёт DC-3 был сбит над Балтийским морем советским Миг-15. Проведённое позже расследование показало, что сбитый самолёт проводил разведку в интересах НАТО. Этот и ряд более поздних инцидентов приводили к осложнению советско-шведских отношений.
В 1980-х годов центральным элементом внешней политики Швеции была доктрина всеобщей безопасности, направленная на сокращение вооружений в Европе и поддержку идеи всеобщего и полного разоружения во всём мире.[1]
Поддерживает самые тесные связи с другими скандинавскими странами по линии Северного совета.
С 1995 года член Европейского союза (после одобрения на национальном референдуме 1994 года). Шведское правительство выразило готовность отказаться от политики нейтралитета в связи с планами интеграции Европы.
Активно участвует в программе НАТО «Партнёрство во имя мира» и в миротворческих силах в бывшей Югославии.
Член Организации экономического сотрудничества и развития и Совета Европы. Швеция с самого начала вошла в состав Европейской ассоциации свободной торговли.
С 1924 года Швеция поддерживает дипломатические отношения Россией.
Заключение
Таким образом, к числу специфических факторов, присущих именно Швеции следует отнести:
1. Неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 года и неучастие в обеих мировых войнах;
2. Рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, что обеспечило политическую стабильность;
3. Исторические традиции мирных способов перехода к новой формации, в частности от феодализма к капитализму;
4. Доминирование реформизма в рабочем движении и длительные стабильные условия в экономике (вплоть до кризиса 90-х годов).
Среди общих условий создания шведской модели, также существующий и в других промышленно развитых странах можно выделить:
- демократический строй;
- наличие частной собственности;
- выполнение основных принципов рыночной экономики;
- независимые от правительства профсоюзы и объединения предпринимателей.
Шведская модель, развиваясь в течение нескольких десятилетий, “показала жизнеспособность идей политики солидарности в области заработной платы, полной занятости, активной политики на рынке труда” (1, 173).
Следует отметить и некоторые проблемы, стоящие перед Швецией сегодня. Это -- сложность сочетания полной занятости и стабильности цен, отсутствие роста производительности труда, медленное увеличение ВВП.
Существование шведской модели угрожает как подрыв солидарности в области зарплаты, так и ограничение действенных мер правительства в результате интернационализации экономики Швеции.
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели -- полной занятости и равенства, -- видимо, потребует новых методов, которые должны отвечать изменившимся условиям.
Соответствовала ли модель лишь особенности послевоенного периода, или специфические черты шведской экономики сохранятся в дальнейшем -- покажет только время.
Список использованной литературы
1. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/ Под ред. Д.э.н., проф. В.П Колесова и д.э.н., проф. М.Н. Осьмовой - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2002.
2. Ломакин. Мировая экономика: Уч.-2-е,перер.: - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
3. Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F
4. Публикации Шведского института в ИНТЕРНЕТ на официальном сайте посольства Швеции в Москве (http://sweden.ru/sheets.html)