Понятие, причины и виды глобальных проблем мировой экономики
Глобальные проблемы мировой экономики - это результат качественных изменений в развитии производительных сил в сфере экономик, которые нельзя объяснить с позиции какой-либо одной науки. Рассмотрим ряд причин, которые привели человечество к глобальным проблемам мировой экономики.
Важнейшей причиной глобальных проблем является в первую очередь накопление громадной производственной мощности, т.к. оно оказывало давлении на природу, способствовало истощению ее ресурсов. С начала века население Земли возросло в 3 раза, а объем хозяйственной деятельности - в 20. Переход к постиндустриализму изменил целевые установки общественного производства. Погоня за максимальной выгодой, переход к интенсивному развитию производства сопровождались структурными кризисами, неравномерностью развития, ростом конфликтности. Этому способствовал и скачок в военном деле, который поставил под угрозу самого человека как биологическое существо.
Еще одной важной причиной, которая привела к глобальным проблемам, является научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс (НТП) - единое взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Масштабы воздействия НТП на окружающую среду не имеют подобия в истории развития человечества. Природная среда насыщается не только отходами производства, но и совершенно новыми веществами производственной деятельности, которые не разлагаются под воздействием естественных процессов.
НТП способствовал возникновению и ряда других проблем, затрагивающих интересы всей цивилизации: обуздания гонки вооружения, освоение космоса и Мирового океана и др.
Таким образом, глобальные проблемы составляют особый ряд социальных процессов и явлений в современном мире, которые отличаются общепланетарным по своим масштабам и значению характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран независимо от их социального строя, уровня экономического развития и географического положения.
Далее рассмотрим, какие же основные глобальные проблемы мировой экономики:
· Проблема преодоления бедности и отсталости.
В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживают почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную проблему обычно называют проблемой отсталости развивающихся стран.
На Земле теперь голодающих больше, чем когда-либо в истории человечества. Согласно прогнозу секретариата Конференции ООН по торговле и развитию соотношение между развитыми и слаборазвитыми странами составляет где-то в порядке 1:60. Это значит, что на каждую развитую страну приходится примерно около 60 слаборазвитых государств.
Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, характерна сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты.
Причин нищеты и голода в развивающихся государствах множество. Среди них можно назвать неравноправное положение этих стран в системе международного разделения труда; господство системы неоколониализма, ставящей своей основной целью закрепление и по возможности расширение позиции сильных государств в освободившихся странах
Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных.
Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:
· утверждение в международных отношениях, демократических принципов равенства и справедливости;
· безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;
· международное регулирование процесса развития отсталых стран.
· Проблема мира и демилитаризации.
Наиболее острой проблемой современности является проблема мира и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Только военные конфликты, которые происходили с 1945 г. до конца 80-х годов, обернулись потерями в 10 млн. человек, огромным ущербом. Общие расходы на военные нужды в мире превысили 1 трлн. долларов в год. Это примерно 6-7% от мирового ВНП. Например, в США они составили 8%, в бывшем СССР - до 18% ВНП.
К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества:
· доля военных расходов по отношению к ВНП;
· количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил;
· объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов;
· степень военизации жизни, быта, семьи;
· интенсивность использование военного насилия во внутренней и внешней политике.
С этих позиций можно выделить ряд уровней милитаризованности общества:
· сверхпредельный (на военные цели тратится 30-40% бюджета);
· сверхдостаточный;
· уровень оборонительной достаточности и поддержки изменения не только внутренней стабильности.
Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-х годах как следствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем и СССР привели к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок.
· Продовольственная проблема.
Данную проблему называют одну из главных нерешенных проблем XX века. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс - численность недоедающих и голодающих сократились почти в два раза. Но в то же время значительная часть населения Земли до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность, которые нуждаются в них, превышает где-то около 800 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия испытывает каждый седьмой человек. От голода ежегодно умирает в порядке 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают.
· Проблема природных ресурсов.
Данная проблема обозначилась в последней трети XX века. Ее также называют проблемой исчерпаемости и нехватки природных ресурсов. К этим ресурсам относятся особенно энергетические ресурсы и минеральное сырье. Эта проблема, в сущности, представляет собой очень близкие по характеру происхождения проблемы - энергетическую и сырьевую. При этом энергетическая проблема является в значительной мере производной от сырьевой, потому что практически большая часть используемых способов получения энергии в настоящее время по сути является переработкой специфического энергетического сырья.
Об энерго-сырьевой проблеме как глобальной заговорили после энергетического (нефтяного) кризиса 1972-1973 годов, когда в результате скоординированных действий государства члены ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) практически в один момент повысили в 10 раз цены на продаваемую ими нефть. Подобный шаг, но в более скромных масштабах, предпринят в самом начале 80-х годов. Это стали называть второй волной мирового энергетического кризиса. В результате за 1972-1981 гг. цены на нефть выросли в 14,5 раза. Период 1972-1981 гг. получил название «мировой нефтяной шок», который ознаменовал конец эры дешевой нефти и вызвал цепную реакцию подорожания различных других видов сырья. В настоящее время энерго-сырьевая проблема представляется следующим образом:
· расширение масштабов добычи и потребления полезных ископаемых повлекло за собой резкие изменения в окружающей среде;
· металлургические, химические, нефтеперерабатывающие и другие предприятия, работающие в большинстве своем с использованием традиционных технологий, пагубно воздействует на состояние воздуха, почвы, водных, лесных, биологических ресурсов, приводят к климатическим изменениям, резко меняют условия существования человека;
· возрастание числа аварийных ситуаций в условиях расширения районов нефтедобычи на морских шельфах, роста морских перевозок нефти, увеличение протяженности нефте- и газопроводов ведет к загрязнению поверхностей Мирового океана и суши.
В настоящее время решение энерго-сырьевой проблемы зависит от:
· динамики спроса, ценовой эластичности на уже известные запасы и ресурсы;
· изменяющихся под влиянием НТП потребностей в энергетических и минеральных ресурсах;
· возможностей их замены альтернативными источниками сырья и энергии и уровня цен на заменители;
· возможных новых технологических подходов к решению глобальной энерго-сырьевой проблемы, обеспечить которые может НТП.
Экологическая проблема.
Всю эту проблему можно разделить на две составные части: деградация окружающей природной среды в результате нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой деятельности. В качестве примера деградации окружающей природной среды можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, в период возникновения земледелия и скотоводства лесами было покрыто 62 млн. км2 суши, а с учетом кустарников и перелесков - 75 млн. км2, или 56% всей ее поверхности. В результате продолжающегося уже 10 тыс. лет сведения лесов их площадь сократилась до 40 млн. км2, а средняя лесистость - до 30%.
Деградация земельных ресурсов в результате расширения земледелия и животноводства происходила на протяжении всей истории человечества. В результате нерационального землепользования человечество в ходе неолитической революции уже потеряло 2 млрд. га продуктивных земель, что значительно больше всей современной площади пашни. Да и в настоящее время в результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн. га плодородных земель, которые теряют свое плодородие и превращаются в пустоши. Потери почвы можно оценить не только по площади, но и по весу. Учеными было подсчитано, что только пахотные земли нашей планеты теряют 24 млрд. т в год плодородного почвенного слоя.
В настоящее время не существует единой оценки количества твердых отходов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека. Не так давно для всего мира они оценивались в 40-50 млрд. По современным расчетам, к 2025 году объем таких отходов может возрасти еще в 4-5 раз. При это нужно учитывать, что только сейчас 5-10% всего добываемого и получаемого сырья переходит в конечную продукцию, а остальные 90-95% превращаются в прямые отходы.
Жидкими отходами загрязняется, прежде всего, гидросфера, причем главными загрязнителями здесь выступают сточные воды и нефть. Общий объем сточных вод в начале 90-х гг. достиг 1800 км3. Для разбавления загрязненных сточных вод до приемлемого к использованию уровня на единицу объема требуется около 10-100 ед. чистой воды. Таким образом, использование водных ресурсов для разбавления и очищения сточных вод стало самой крупной статьей их расходования.
Нефтяное загрязнение отрицательно сказывается прежде всего на состоянии морской и воздушной среды, т.к. нефтяная пленка ограничивает газо-, тепло- и влагообмен между ними. Например, в Мировой океан попадает около 3,5 млн. т в год нефти и нефтепродуктов.
Загрязнение атмосферы пылевидными и газообразными отходами, выбросы которых связаны со сгоранием минерального топлива и биомассы, а также с горными, строительными и другими земляными работами вызываю большую тревогу. Ежегодно в атмосферу земли выбрасывается где-то в порядке 60 млн. т твердых частиц, которые способствуют образованию смога и понижают прозрачность атмосферы.
Деградация экологической системы связана также с поступлением в природу химических веществ, созданных в процессе производства. В настоящее время в отравлении окружающей среды участвуют около 100 тыс. химических веществ. Основная доза загрязнений приходится на 1,5 тыс. из них.
Проблемой является уменьшение озонового слоя. За последние 20-25 лет в связи с ростом выброса фреонов защитный слой атмосферы уменьшился на 2-5%. Согласно расчетам, уменьшение озонового слоя на 1% приводит к усилению ультрафиолетового излучения на 2%.
Все эти факты свидетельствуют о деградации глобальной экологической системы и нарастании глобального экологического кризиса. Социальные последствия их уже проявляются в недостатке продовольствия, росте заболеваемости, расширении экологических миграций.
ü Демографическая проблема.
Численность населения на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. Многие века она прирастала чрезвычайно медленно (к началу нашей эры - 256 млн. человек, к 1000 г. - 280 млн. человек, к 1500 г. - 427 млн. человек). В XX веке темпы прироста населения резко ускорились. Первого миллиарда население мира достигло примерно в 1820 году, второго - в 1927 году, третьего - в 1959 году, четвертого - в 1974 году, пятого - в 1987 году, шестого - в 1999 году. На сегодняшний день население планеты составляет 6,5 млрд.
Среднегодовые темпы прироста населения всего мира постепенно замедляются. Это вызвало тем, что страны Северной Америки, Европы и Япония перешли к простому воспроизводству населения. Для этого воспроизводства характерен незначительный прирост или относительно небольшая убыль населения. Также существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Но самой главной демографической проблемой является то, что свыше 80% прироста населения всего мира приходится на развивающиеся страны.
Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в 5-6 раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития. Поэтому обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран - один из важнейших аспектов демографической проблемы в современных условиях. В этих странах решение проблемы занятости возможно путем создание новых рабочих мест в современных отраслях их экономики и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.
Основные демографические показатели:
рождаемость;
смертность;
естественный прирост или убыль.
Эти показатели зависят от уровня развития общества. Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения. Также в развивающихся странах усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.
ü Проблема устойчивого развития.
Устойчивое развитие основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства. Основное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу:
Относительно возобновимых природных ресурсов (земля, лес и т. д.) - их количество или возможность увеличивать биомассу не должны уменьшаться в течение некоторого времени, т.е. должно существовать хотя бы их простое воспроизводство.
Относительно невозобновимых природных ресурсов (полезные ископаемые) - необходимо максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены в будущем на другие неограниченные или возобновимые виды ресурсов (к примеру, частичная замена нефти, угля, газа на альтернативные источники энергии - солнечную, ветровую, геотермальную, приливов и отливов, биомассы).
Относительно отходов - должна быть предусмотрена возможность минимизации их количества на основе внедрения малоотходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.
Загрязнение окружающей среды, как суммарное, так и по видам, не должно превышать его современного уровня. Необходимо предусмотреть возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня.
ü Проблема развития человеческого потенциала.
Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и их качеством. А оно проявляется в виде квалификации трудовой морали.
Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных задач.
Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.
Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.
Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.