Международная торговля товарами
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Рассчитывается как совокупный экспорт всех стран мира.
Внешнеторговый оборот государства – это сумма стоимостей экспорта и импорта страны за определенный период времени.
Платежный баланс страны – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром за определенный период времени (год).
Резидент – физическое или юридическое лицо, проживающее в данной стране более года, независимо от его гражданства. Дипломаты, военный персонал за пределами своей страны, а также международные организации не являются резидентами той страны, где они находятся.
Счета платежного баланса отражают реальные потоки (товаров, услуг, даров и т.п.) и финансовые потоки (получение и предоставление займов в различных формах) между резидентами данной страны и остальным миром. Платежный баланс составляется по принципу двойного счета. К кредиту относят сделки, результатом которых является отток ценностей и приток валюты (записываются со знаком «+»). К дебету относят сделки, результатом которых является отток валюты и приток ценностей (они записываются со знаком «-»).
Согласно стандартной классификации, разработанной Международным Валютным Фондом (МВФ), платежный баланс включает в себя два основных счета: счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами.
Кредит | Дебет |
1. Счет текущих операций | |
1. Экспорт товаров | 2. Импорт товаров |
Сальдо баланса внешней торговли | |
3. Экспорт услуг 5. Чистые доходы от инвестиций 6. Чистые текущие трансферты | 4. Импорт услуг |
Сальдо баланса по текущим операциям | |
II. Счета операций с капиталом и финансовыми инструментами | |
7. Чистые капитальные трансферты 8. Полученные долгосрочные и краткосрочные кредиты 10. Чистые пропуски и ошибки | Предоставленные долгосрочные и краткосрочные кредиты |
Сальдо баланса официальных расчетов | |
11. Чистое увеличение официальных валютных резервов |
Методы ценообразования на мировом рынке
Стоимость экспорта формируется по ценам «фоб», стоимость импорта – по ценам «сиф». В случае морского перемещения товаров цены формируются следующим образом (табл. 6)
Таблица 6
Формирование цен «сиф» и «фоб» в случае морского перемещения
Метод определения цены | Состав затрат производства и транспортировки |
«Фоб» (free on board- свободно на борту) | 1. Стоимость товара, 2. расходы по доставке до борта корабля, 3. стоимость погрузки на борт. |
«Сиф» (cost, insurance, freight–стоимость, страхование, фрахт) | 1. Стоимость на условиях «Фоб», 2. расходы по страхованию товара в пути, 3. расходы по транспортировке до порта назначения. |
При сухопутных перевозках цена «Сиф» определяется как «франко-граница страны импортера», цена «Фоб» соответственно как «франко-граница страны экспортера».
Международная торговля услугами
Под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде.
Торгуемые услуги – термин , появившийся по рекомендации МВФ, характеризующий часть услуг отражаемых в платежном балансе. Торгуемые услуги подразделяют на 11 видов:
1. Транспорт (грузовой, пассажирский),
2. поездки ( деловые , личные),
3. связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.д.)
4. строительство,
5. страхование (рисков, личное),
6. финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валюты),
7. компьютерные и информационные услуги,
8. роялти и другие лицензионные платежи,
9. другие бизнес – услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные),
10.лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки),
11.правительственные услуги.
Основные формы международной торговли услугами определенные в документах ВТО:
* поставки услуг через границу (границу пересекает услуга. Например, воздушный транспорт, радиостанции, спутники связи и т.д.),
* перемещение потребителя услуг в страну производителя (туризм, медицина),
* временное перемещение за границу физического лица – поставщика услуг (консультантов, инженеров, спортсменов, артистов),
* коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховое, аудиторское, рекламное обеспечение деятельности).
Особенности товарной структуры мировой торговли
1. Диверсификация потока товаров (увеличение номенклатурных позиций экспорта стран).
2. Увеличение удельного веса готовых изделий в целом.
3. Сокращение доли международной торговли сырьем и минеральным топливом в совокупной стоимости мирового экспорта.
4. Снижается удельный вес продовольствия.
5. Увеличивается доля экспорта текстиля и одежды в мировом экспорте.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое торговый баланс страны?
2. Как оценить основные экономические показатели развития страны по торговому балансу?
3. Проанализируйте торговый баланс России за текущие три года, о чем свидетельствует динамика показателей?
Тема 6. Национальное регулирование внешней торговли
Товарами и услугами
Внешнеторговая политика— целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Эти цели могут носить долговременный и кратковременный характер. Среди наиболее распространенных целей внешней политики можно выделить:
· обеспечение экономического роста;
· выравнивание структуры платежного баланса;
· обеспечение стабильности национальной валюты;
· изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда;
· сохранение политической и экономической независимости страны;
· сохранение экономического и военного превосходства.
Основные формы внешнеторговой политики государств:
· фритредерство (free trade), или политика свободной торговли;
· протекционизм (protectionism);
Фритредерство— политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком.
Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на защиту отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны иностранных фирм.
Под торговой политикой страны понимают систему инструментов, используемых государством для регулирования международной торговли. В нее входят тарифные и нетарифные методы регулирования.
К тарифным (экономическим) методам относят пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, импортные депозиты.
Таблица 3
Методы формирования таможенного тарифа
Тип пошлины | Формула расчета |
Специфическая пошлина | Pd =Pim +Ts, где Pim – цена импортируемого товара (таможенная стомость), Ts – ставка специфического товара |
Адвалорная пошлина | Pad =Pim *(1+Tav ), где Tav – ставка адвалорного тарифа |
К административным методам относятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфические технические требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение таможенных процедур.
Таблица 4
Классификация методов нетарифного регулирования, принятая ООН
Вид метода регулирования | Примеры методов регулирования |
Первый вид - методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства | Лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины (от 75% до 100% стоимости), импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д. |
Второй вид включает методы, относящиеся к административным бюрократическим процедурам | Таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т. п. |
К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта. | Установление особых требований по возврату государственного долга, заключение «бартерных сделок» по государственным программам поддержки, импортные депозиты и т.д. |
В контексте упорядочения мер административного регулирования можно рассматривать принятый в России в 1995г. согласно переговорам с Секретариатом ВТО «Порядок проведения расследования, предшествующего введению защитных мер». Он предусматривает возможность ограничения ввоза в Россию товаров из-за рубежа по двум направлениям: путем установления количественных ограничений в виде импортных квот и за счет введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Фактический уровень защиты национального производстваНоминальные тарифные ставки (публикуемые в стране) зачастую не позволяют точно оценить реальный уровень таможенный защиты, получаемой внутренними (отечественными) производителями. Основная причина этого заключается в том, что номинальный тариф определяется только общей стоимостью импортируемой продукции, тогда как фактический уровень защиты определяется добавленной стоимостью отечественных товаров.
Пример
Предположим, что цена одной пары кожаной обуви на мировом рынке составляет 40 евро, и для производства одной пары обуви страна Италия использует импортируемую кожу по цене 30 евро (на одну пару). Добавленная стоимость итальянской обуви, рассчитываемая как разность между ценой за одну пару обуви и стоимостью приобретенного для ее изготовления сырья, равна в этом случае 10 евро (40 - 30).
Предположим также, что итальянское правительство вводит 25-процентный номинальный тариф на импортируемую в страну обувь. Внутренняя цена одной пары обуви увеличивается при этом на 50 долл.
Фактическая степень защиты, обеспечиваемая итальянским правительством отечественным производителям обуви определяется следующим образом: номинальная тарифная ставка, равная 25%, увеличивает добавленную стоимость от первоначального ее значения - 10 евро - до 20 евро (50 - 30).
Таким образом, происходит увеличение добавленной стоимости на 100%. Это и есть реальный уровень защиты отечественного производства, который Италия обеспечивает производителям; кожаной обуви.
Предположим, что в дополнение к 25-процентной номинальной тарифной ставке на импортируемую обувь итальянское правительство вводит 10-процентный тариф на импорт кожи. Как это повлияет на фактический уровень защиты отечественной обувной промышленности?
Первоначальное значение добавленной стоимости Vсоставляет10 евро (40 - 30).
Добавленная стоимость с учетом тарифов на готовую продукцию (25%) и кожу (10%) составит V = 17 евро (50 - 33), см. рис. 6.
Рис. 6. Расчет реального уровня защиты
отечественного производства при использовании тарифов
Тариф на промежуточный товар (в нашем примере - кожу) оказывает существенное влияние на реальный уровень защиты на конечную продукцию.
В самом общем случае фактический уровень защиты F национальных производителей может быть рассчитан по формуле:
t-αtm
F = × 100
1-α
где t - номинальная тарифная ставка на конечный продукт;
tm - номинальная тарифная ставка на импортированные товары;
α - доля импортируемых товаров в общей стоимости конечного продукта при отсутствии тарифов.
Таблица 5
Изменения значений эффективной и номинальной тарифной ставки
Значения параметров в формуле расчета фактического уровня защиты | Результаты |
t = tm, | эффективная тарифная ставка становится равной номинальной ставке |
t > tm, | фактический уровень защиты выше, чем номинальная тарифная ставка конечного продукта |
t< tm, | фактический уровень защиты ниже, чем номинальная тарифная ставка конечного продукта. |
tm > t и существенная доля промежуточных продуктов в стоимости конечного товара. | фактический уровень таможенной защиты может быть отрицательным |
На основе расчетов фактического уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области внешнеторговой политики. Допустим, правительство хочет защитить отечественных производителей готовой продукции. Для этого необходимо установить ставку импортного тарифа на готовую продукцию на уровне, превышающем ставку тарифа на импорт промежуточной продукции. Если правительство ставит задачу защитить от иностранной конкуренции сектор, производящий промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет фактически означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты.
Сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей, позволяет сделать выводы о политических, социальных и экономических последствиях .
Позитивные результаты открытия рынка страны | Негативные результаты открытия рынка страны |
1) граждане смогут купить больше товаров, 2) возрастут доходы торговых фирм, и государство сможет получить с них большую сумму налогов, 3) возрастет сумма налогов, уплачиваемых покупателями при приобретении импортных товаров, 4) рост уровня жизни граждан, имеющих работу и возможность покупать импортные товары, улучшит внутриполитическую ситуацию в стране и увеличит шансы правящей партии победить на очередных выборах. | 1) сократится количество товаров продажи отечественных, 2) упадут доходы отечественных фирм-производителей, и государство получит от них меньшую сумму налогов, 3) начнутся увольнения в отечественной промышленности, возрастет уровень безработицы, что приведет к падению налоговых поступлений с заработной платы при увеличении расходов на выплату пособий по безработице, 4) безработные и владельцы отечественных фирм будут протестовать против политики нынешнего правительства, и это уменьшит его шансы на сохранение власти, 5) возрастет зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что может ослабить ее политическую независимость. |
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое торговая политика государства?
2. Что такое технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, лицензирование и квотирование, импортные депозиты?
3. Что такое фактическая степень защиты производства?
4. Как можно оценить фактическую степень защиты при текущем состоянии тарифов на сахар и кондитерские изделия для Молдавии и Украины?