Усиление позиции России на мировом рынке природного газа

Стратегической целью внешней энергетической политики является укрепление позиций России на внешних энергетических рынках на базе повышения конкурентоспособности российской энергетики, географической и продуктовой диверсификации экспорта и повышения качества экспортных продуктов.

Первой важнейшей задачей в этой связи является ускоренный выход на рынок АТР, доля которого в российском экспорте газа – 6 до 33%. Энергетические рынки Европы и СНГ останутся основными рынками сбыта продукции российского ТЭК, но объёмы экспорта после 2015 года будут снижаться и к концу периода составят 95% от уровня 2010 года.

Второй задачей является продуктовая диверсификация экспорта. К 2035 г. доля доминирующих ныне нефти и нефтепродуктов уменьшится в 1,3 раза в энергетическом эквиваленте за счёт увеличения в 1,4-1,5 раза доли природного сетевого и особенно сжиженного газа и электроэнергии. Объем экспорта СПГ из России к концу первого периода может составить 30 млн. т, а к концу третьего периода – достичь 100 млн. т. Модернизация

Третья задача внешней энергетической политики – стабильные отношения с традиционными потребителями российских энергоресурсов и формирование столь же устойчивых отношений на новых энергетических рынках. Для преодоления кризиса во взаимоотношениях с европейскими потребителями природного газа (спад спроса, ужесточение конкуренции, трансформация модели ценообразования, неблагоприятное регулирование - Третий энергетический пакет, целевая модель рынка газа и пр., судебные конфликты) необходима адаптация контрактной системы к современным тенденциям развития рынка, с учетом интересов России. Магистральный путь адаптации – увеличение гибкости долгосрочных контрактов без разрушения их базовых принципов. На восточном направлении необходимо завершение переговоров с Китаем по поставкам природного газа, развитие энергодиалога и системы взаимоотношений с азиатскими потребителями.

Четвертая задача – интеграция российских компаний в международный энергетический бизнес. ЭС-2035 предполагает расширение обмена энергетическими активами, в т. ч. обеспечение эффективной международной кооперации в отношении рисковых и сложных проектов в России (в т. ч. шельфовых проектов в арктических условиях). Россия будет добиваться благоприятного и недискриминационного режима деятельности отечественных энергетических и сервисных компаний (а также иностранных компаний с долевым участием российских лиц) на мировых рынках.

Инфраструктурной предпосылкой выхода России на новые энергетические рынки и обеспечения безопасности российского экспорта будет диверсификация экспортных маршрутов, включая в первую очередь строительство газопроводов «Южный поток» и «Сила Сибири», а также других экспортных проектов, в первую очередь на азиатском направлении, наряду с созданием инфраструктуры для экспорта СПГ, включая развитие Северного морского пути.

При этом стоит отметить, что развитие СМП будет способствовать освоению углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорийРоссии, что сыграет стабилизирующую роль в динамике добычи нефти и газа в стране, компенсируя возможный спад уровня добычи в традиционных нефтегазодобывающих районах. При этом доля шельфа арктических морей в добыче нефти может составить до 5%, а газа – до 10% к 2035 г.

Важным фактором успешности России на внешних энергетических рынках станет тщательный анализ экономической эффективности экспортных проектов, отбор среди них наиболее эффективных и реализация целенаправленной политики по снижению издержек, что позволит обеспечить конкурентоспособность российского экспорта.

Наконец, стратегической задачей является защита интересов России в формирующейся системе регулирования мировых энергетических рынков, чтобы в ней были не только защищены интересы энергетической безопасности потребителей, но и обеспечены гарантии окупаемости вложений в крупные инфраструктурные и энергетические проекты производителей, а также была обеспечена безопасность транзита энергоресурсов. Происходит эволюция регулирования мировых энергетических рынков в направлении повышения роли биржевой торговли, повышения гибкости системы долгосрочных контрактов, усиления попыток распространить национальные и региональные нормы регулирования на третьи страны, роста роли климатической политики как предлога для принятия отдельными странами ряда односторонних ограничений. Россия как ответственная держава понимает внешнюю энергетическую политику не с узкой точки зрения экспортера, максимизирующего краткосрочный доход, а как средство решения не только национальных, но мировых проблем. Вместе с тем, Россия выступает против односторонних дискриминационных мер и требует развития глобального энергетического диалога и сбалансированного учета интересов сторон.

Указанные шаги позволят снизить риск монозависимости российского энергетического сектора от экспорта энергоносителей в Европу, а также увеличить доходность и эффективность международной деятельности российских компаний без существенного увеличения объемов экспорта первичных энергоресурсов.

Заключение

Доступные в разработке запасы газа в мире выглядят значительно, а развитие технологий добычи и транспортировки как по трубам, так и в виде СПГ, создает хорошие предпосылки для безопасного и надежного удовлетворения роста спроса.

По соотношению цены, доступности, потребительских свойств и экологичности газ значительно опережает все ныне известные энергоресурсы. И его доля в мировом энергобалансе существенно недооценена в связи с инерционностью развития инфраструктуры потребления, а также политическими рисками, которые были связаны с тем, что основные запасы газа были сосредоточены всего в двух регионах – России и Персидском заливе.

Успехи в разработке сланцевых запасов в США, а также ожидаемый рост экспорта СПГ из Австралии сняли или значительно снизили этот психологический барьер страха крупных потребителей-импортеров перед возможными ограничениями предложения.

Увеличение доли торговли газом с 15% в 1990 году до 32-33% по итогам 2014 года – свидетельство постепенного развития рынка этого топлива, несмотря на сохранение большой разницы между региональными рынками.

Высокий уровень регионализации связан в значительной степени с тем, что темпы роста доли СПГ в общем балансе потребления газа пока недостаточны. Сейчас этот более гибкий вариант снабжения газом занимает всего 10% спроса и 30% в объеме экспортно-импортных операций. К 2030 году мы ожидаем, что доля СПГ подрастет как минимум до 15-16% и 40-50% соответственно. Это, очевидно, приведет к большей гибкости поставок и к увеличению перетоков газа между различными рынками, а значит, будет способствовать глобализации.

В то же время газу вряд ли удастся к 2030 году существенно изменить нынешнее соотношение в мировом энергобалансе, что связано со значительной инерцией в сфере потребления (20 лет явно недостаточно для того, чтобы создать необходимую инфраструктуру, которая позволит заместить нефть газом в промышленности и транспорте). А что касается угля, то торговля этим видом топлива гораздо менее политизирована, что в совокупности с более низкими ценами создает серьезное конкурентное преимущество в краткосрочной перспективе.

Уверенное наращивание Россией объемов экспорта энергоресурсов в 2000-е годы позволило ей существенно укрепить свои позиции на глобальном рынке природного газа, превратившись в крупнейшего мирового поставщика. Вместе с тем, несмотря на несомненные успехи последних лет в данной сфере, сохраняется еще немало проблем, снижающих эффективность участия России в международной торговле природного газа и отрицательно сказывающихся на ее долгосрочной рыночной конкурентоспособности.

Список использованной литературы:

1. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [Электронный ресурс]. Режим доступа: rosavtodor.ru/storage/b/2014/06/04/308.pdf

2. Официальный сайт ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/ykv

3. Центрально диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) (внутренние данные).

4. Статистический обзор мировой энергетики компании ВР, июнь 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-Ml-report.pdf.

5. Вишневер В.Я. Сущность и основные тенденции развития мирового газового рынка. // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2010. – №71. – с. 279-282.

6. Коваленко Т.Е. Роль сжиженного природного газа в диверсификации российского экспорта. // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2012. – № 9-1. – с. 18-22.

7. Кузнецов А.М. Мировой рынок природного газа: современные тенденции и перспективы развития. // Вестник МГИМО Университета. – 2012. – №1. – С. 273-277.

8. Кузниченков Ю.Н. Транспортировка природного газа в Российской Федерации. – http://www.neolant.ru

9. Шадурский А.В. «Сланцевая революция» и изменение условий обеспечения энергетической безопасности в Европейском союзе. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – №131. – с. 356-362.

10. Щерба В.А. Экологические проблемы «сланцевой революции. // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. – 2013. – №2. – С. 120-126.

11. BP Statistical Review of World Energy, June 2014. http://www.bp.com

12. OPEC Annual Statistical Bulletin, 2014. http://www.opec.org

13. Балацкий, Е. О возможной смене глобального лидера мировой экономики // Общество и экономика. – 2014. – № 1. – С. 20.

14. Касаев, Э. Возвращение Тегерана. Персидское черное золота вряд ли обрушит рынок. // Независимая газета. – Энергия. – 2014, 24 марта. – С. 13.

15. Кондратов Д. Какие факторы воздействуют на динамику нефтяного рынка. // Общество и экономика. – 2013. – № 6. – С. 64-67.

16. Костицина Н. В. Европейская энергетика и отношения с Россией: настоящее и будущее. // Энергия: экономика-техника-экология. – 2014. – № 2. – С. 32-37.

17. Кошанов А. Создание Таможенного союза и Единого экономического пространства – возможный фактор мобилизации и увеличения экономических потенциалов стран-участниц. // Общество и экономика. – 2012. – № 2. – С. 20.

18. Лавров Н. Н. Сырьевой потенциал Арктики. // Энергия: экономика-техника-экология. – 2014. – № 1. – С. 2-11.

19. Михеев В., Лукошкин С., Лукошкина Ю. Китай: внутренняя и внешняя политика. // МЭ и МО. – 2014. – № 2. – С. 22.

20. Моргунов М. А., Цуневский А. Я. Ресурсы Арктики. // Энергия: экономика-техника-экология. – 2014. – № 2. – С.22-31.

21. Петросяк М. Интересы Китая и стратегия внешней политики в отношениях с АСЕАН. // Проблемы Дальнего Востока. – 2014. – № 1. – С. 47-48, 37-49.

22. Пефтиев В. И. Размышления над загадками экономики: избранное. – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2013. – С. 50.

23. Рогожин А. А., Матюхин М. В. Азия скупает зарубежные нефтяные активы. // Азия и Африка сегодня. – 2014. – № 1. – С. 20, 18-25.

24. Рюль К. Прогноз развития мировой энергетики до 2030 года. // Вопросы экономики. – 2013. – № 5. – С. 122-123, 109-128.

25. Трухин А. Сотрудничество Китая с арабскими странами. // Свободная мысль. – 2014. – № 1. – С. 15-18.

26. Шафраник Ю. Российская энергетика: вызовы времени. // Международная жизнь. – 2014. – № 2. – С. 19, 18-24.

27. Ведомости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: vedomosti.ru

28. Независимая газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ng.ru

29. Эксперт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: expert.ru

30. ИноСМИ. т - все, что достойно перевода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //inosmi.ru/sngaltia/20130125/205066020/html

31. The Financial times. – 05.06.2013.

32. The Economist. – March, 8th, 2014. – p. 23.

[1] Вишневер В.Я. Сущность и основные тенденции развития мирового газового рынка. // Мировая экономика и международные экономические отношения. – 2010. – №71. – с. 279-282.

[2] Кузниченков Ю.Н. Транспортировка природного газа в Российской Федерации. – http://www.neolant.ru

[3] EBITDA (сокр. от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации.

[4] Выраженная в денежных единицах оценка величины, которую не превысят ожидаемые в течение данного периода времени потери с заданной вероятностью.

[5] Лукашов А. В. Риск-менеджмент и количественное измерение финансовых рисков в нефинансовых корпорациях. // Управление корпоративными финансами. – 2005. – № 6 (12). – С. 42-55.

[6] Селюков В. А. Комбинированные и косвенные методы оценки риска // Российское предпринимательство. – 2004. – № 10 (58). – С. 57-60.

[7] 7. BP Statistical Review of World Energy, June 2014. http://www.bp.com

[8] OPEC Annual Statistical Bulletin, 2014. http://www.opec.org

[9] Шадурский А.В. «Сланцевая революция» и изменение условий обеспечения энергетической безопасности в Европейском союзе. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – №131. – с. 356-362.

[10] Щерба В.А. Экологические проблемы «сланцевой революции. // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. – 2013. – №2. – С. 120-126.

[11] OPEC Annual Statistical Bulletin, 2014. http://www.opec.org

[12] BP Statistical Review of World Energy, June 2014. http://www.bp.com

[13] Кузнецов А.М. Мировой рынок природного газа: современные тенденции и перспективы развития. // Вестник МГИМО Университета. – 2012. – №1. – С. 273-277.

[14] Коваленко Т.Е. Роль сжиженного природного газа в диверсификации российского экспорта. // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2012. – № 9-1. – с. 18-22.

[15] BP Statistical, EIA

[16] BP Statistical, EIA

[17] Eurostat

[18] Botas

[19] BP Statistical, Минэнерго, оценка ФНЭБ

[20] BP Statistical, оценка ФНЭБ

[21] ВР Statistical

[22] BP Statistical

[23] CEDIGAZ

[24] CEDIGAZ

[25] BP Statistical

[26] BP Statistical

[27] ВР Statistical

[28] Соответственно, производители нефти и нефтепродуктов в странах Евросоюза (по экономическим мотивам, а не политическим) со временем будут заинтересованы в обра­зовании нового нефтяного рынка, на котором котировки осуществляются в рублях (а не в долларах США, как сейчас). Если подобные примеры будет иметь место, это откроет российскому рублю путь на рынки энергоносителей и другого сырья, что имеет огромное коммерческое и стратегическое значение для страны.

[29] Топливно-энергетический комплекс США // ТЭК России. 2014. № 9. С. 54

[30] Статистический обзор мировой энергетики компании ВР, июнь 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-Ml-report.pdf

[31] Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [Электронный ресурс]. Режим доступа: rosavtodor.ru/ storage/b/2014/06/04/308.pdf.

[32] Официальный сайт ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/ykv/

[33] Центрально диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) (внутренние данные)

[34] ФНЭБ

[35] ФНЭБ

[36] LNG Report

[37]Ефимычев Ю.И., Трофимова Т.В., Трофимов О.В. Методика выбора инновационной стратегии развития промышленного предприятия // Креативная экономика. - 2010. - № 5. - С. 8-13.

[38] Ефимычев Ю.И., Трофимова Т.В., Трофимов О.В. Методика выбора инновационной стратегии развития промышленного предприятия // Креативная экономика. - 2010. - № 5. - С. 8-13.

[39]Мировой рынок газа: иллюзия или реальность. Аналитический доклад, 2014. URL:www.energystate.ru. (дата обращения 5.10.2015).

[40] Ефимычев Ю.И., Трофимова Т.В., Трофимов О.В. Методика выбора инновационной стратегии развития промышленного предприятия // Креативная экономика. - 2010. - № 5. - С. 8-13.

Наши рекомендации