Денежный (финансовый) рынок
В любой стране денежное обращение организуется государством на определенных принципах, т.е. в форме денежной системы.
Элементами денежной системы являются:
- национальная денежная единица (рубль, доллар, йена и т.д.), в которых выражаются цены на товары и услуги;
- виды денежных знаков в форме кредитных бумажных денег и разменной монеты, являющихся законным платежным средством в наличном обороте;
- организация эмиссии денег, т.е. порядок выпуска денег в обращение;
- государственные органы, регулирующие и контролирующие денежное обращение (учреждения Центрального банка страны, Министерство финансов, государственные казначейства).
Денежный сектор экономики —связующее звено между всеми агентами рыночных отношений. Денежный рынок имеет специфическую особенность, выделяющую его из среды других рынков: здесь обращается особый товар — деньги.
У них имеется специальная цена — процентная ставка, являющаяся альтернативной стоимостью денег. Поэтому на этом рынке деньги не продаются и не покупаются, а обмениваются на другие финансовые активы.
Денежная масса. Ликвидность. Всовременной экономической теории преобладает функциональный подход к деньгам: все, что используется как деньги, является деньгами. При этом доля собственно денег в общем объеме платежных
средств не превышает 25%. По этим причинам наравне с понятием денег используется и более широкое понятие денежной массы.
Денежная масса — это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, которыми располагают население, фирмы и государство.
Обычно денежную массу классифицируют по двум признакам: по физическому виду и по ликвидности.
Ликвидность денежной массы — это способность денежного актива превращаться в наличные деньги и выполнять их функции.
Основными факторами роста денежной массы за счет мультипликационного эффекта являются:
- размер минимальной ставки резервов;
- спрос на новые кредиты.
Пользуясь этими рычагами, Центральный банк может воздействовать на денежную массу в стране, а через нее регулировать:
· хозяйственную активность агентов рынка;
· макроэкономические пропорции;
· инфляционные процессы;
· инвестиции и т.д.
Государство полностью контролирует выпуск денег в обращение, но оно не может этого сделать в отношении денежной массы, так как банки своей профессиональной деятельностью существенно увеличивают денежную массу.
Равновесие на денежном рынке.В результате взаимодействия спроса и предложения денег возникает их рыночное равновесие, т.е. обеспечивается равенство количества предлагаемых на рынке денег той общей сумме, которую желает иметь у себя население.
Особенность денежного равновесия по сравнению с товарным и ресурсным рынками заключается в том, что оно является на рынке постоянным; в противном случае возникают серьезные сбои, нередко приводящие к финансовому кризису (как в августе 1998 г.).
Закон денежного обращения. Количественная теория денег возникла в рамках классической школы. Постепенно она стала преобладать.
Ее смысл сводится к тому, что деньги имеют стоимостную основу, поэтому их увеличение в экономике не приводит к росту национального богатства, а только к увеличению цен. Следовательно, уравнение обмена можно записать:
МV=PQ, (3.19)
где М — количество денег в обращении;
V— скорость ращения денег;
Р — цены товаров;
Q. — количество товаров (объем производства).
Данное уравнение выведено американским экономистом И. Фишером в 1911 г. По существу, уравнение обмена является тождеством и постоянно соблюдается в экономике, однако оно имеет немаловажное значение, так как показывает, к чему может привести неразумная политика выпуска бумажных денег государством.
Денежно-кредитная политикагосударства состоит в регулировании денежного обращения с целью оказания воздействия на рост производства и сдерживания инфляции и безработицы.
Основным органом, реализующим эту политику, является Центральный банк страны, который должен:
а) обеспечивать устойчивость национальной валюты;
б) вырабатывать единые правила для денежного рынка ( контролировать действия его агентов);
в) осуществлять последовательную макроэкономическую политику, позволяющую задействовать разнообразные экономические регуляторы и стабилизаторы развития
реального сектора экономики.
Для достижения перечисленных целей Центробанк манипулирует деньгами и кредитами.
В зависимости от экономической конъюнктуры Центральный банк проводит политику либо «дорогих», либо «дешевых» денег.
Если инфляция в стране приобретает опасные размеры, то Центральный банк ставит собой цель удержать денежную массу существующих размерах, допустить новой эмиссии, нег. Тогда, несмотря на из нения в спросе на деньги кривая совокупного предложения на рынке примет вертикальный вид.
В этом случаеувеличение спроса на деньги вызовет процентной ставки (цены денег), что отрицательно скажется на инвестиционной активности предпринимательского сектора. Подобная денежная политика Центрального банка носит название жесткой монетарной политикис присущей ей «дорогими» деньгами.
Если в стране необходимо создать благоприятные условия для инвестирования, то Центральный банк будет вынужден пожертвовать стабильностью денежной массы и станет контролировать уровень процентной ставки, не давая ему растипод влиянием спроса на деньги.
Такая денежная политика Центрального банка носит название гибкой монетарной политики, в основе которой лежат «дешевые» деньги;
Если в стране ставится задача поддержки развития экономики или компенсируется замедление денежного оборота, то допускается одновременный рост денежной массы и процентной ставки.
Такую компромиссную политику принято называть промежуточной монетарной политикой.
Выбор Центральным банком той или иной политики в предложении денег зависит от причин, породивших изменения в спросе на деньги.
Денежно-кредитная политика Центрального банка состоит из четырех элементов:
1. Операции на открытом рынке. Смысл действий состоит в том, что, продавая и покупая ценные бумаги на доступных для всего населения условиях, Центробанк регулирует денежное обращение в стране: продавая бумаги, Центробанк связывает денежную массу, изымает излишние деньги населения, фирм и коммерческих банков, а покупая — увеличивает.
2. Изменения учетной ставки процента. Государство в лице Центробанка является кредитором коммерческих банков, которые получают у него кредиты под собственные долговые обязательства. Обеспечением кредитов Центрального банка выступают государственные ценные бумаги, принадлежащие коммерческим банкам.
Учетная политика ведется путем установления и пересмотра ставки рефинансирования, которая затрудняет или облегчает получение денежных ресурсов, что влияет, в свою очередь, на возможности коммерческих банков выдавать кредиты клиентам.
3. Изменение резервных требований к коммерческим банкам. Все банки должны резервировать часть своих финансовых средств на обеспечение гарантии выплат, не пуская их в оборот. Нормы обязательного резервирования устанавливаются на уровне примерно 10%.
Если Центробанк ужесточает резервные требования к коммерческим банкам и это ведет к сокращению денежной массы, то такие действия называются рестриктивной денежной политикой, а если наоборот — экспансионистской.
4. Таргетирование денежной массы. Смысл мер – установление верхнего и нижнего пределов роста денежной массы на определенный период развития экономики.( речь идет о своеобразном «денежном карсете»).
Финансовая политика.
Финансы, это вся совокупность денежных средств общества и связанных с ними экономических отношений. Соответственно и финансовая политика многогранна и осуществляется по целому ряду направлений. Перекрестком всех этих направлений является государственный бюджет.
Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Доходы – бюджета образуются главным образом за счет различных налогов.
Расходы - идут по двум направлениям: государственные закупки (оплата поставок вооружения, оборудование и продукты питания для больниц и школ, оплата труда работников бюджетной сферы и т.п.); государственные выплаты из бюджета (пенсии, пособия, дотации и т.п).
Государственные расходы служат эффективным экономическим регулятором. Увеличивая их, государство может расширить совокупный спрос, стимулировать производство и т д.
В зависимости от сложившегося соотношения между доходами и расходами госбюджета обычно различают:
· сбалансированный бюджет, когда доходы = расходам;
· несбалансированный или дефицитный бюджет, когда расходы > доходов( в пределах финансового года. Различают текущий (временный не превышающий 10% доходной части бюджета и хронический(многолетний) превышающий 20% доходной части).
Преодоление дефицита бюджета возможно следующими путями:
1) сокращение расходов;
2) увеличение доходов;
3) проведение денежной эмиссии;
4) осуществление государственных займов (внешних и внутренних).
При утверждении дефицитного государственного бюджета обычно устанавливается его предельно допустимая величина. Если в процессе исполнения бюджета она превышается, то осуществляется секвестр бюджета, т.е. пропорциональное снижение трат на оставшийся период по всем статьям расходов, за исключением социально защищенных.
· Бюджетный профицит – сумма превышения доходов над расходами.
Чередование периодов дефицита и профицита позволяет сбалансировать бюджет не на год, а на 5 лет.
Государственный долг— это превышение суммы накопленных за предшествующие годы общих дефицитов государственного бюджета над его профицитами.
Государственный долг страны формируется за счет как внутренних, так и внешних заимствований.
Внутренний государственный долг—задолженность правительства населению своей страны. Он обслуживает с помощью выпуска облигаций государственных займе и получения кредитов у страны
Внешний государственный долг — задолженность государства перед иностранными кредиторами: частными лицами, государствами, международными организациями.
Если правительство не способно оплачивать свой государственный долг срывает сроки платежей, то возникает ситуация дефолта — временного отказа от обязательств, влекущая за собой санкции кредиторов вплоть до бойкота и конфискации государственного имущества, находящегося за рубежом.
Значительный государственный долг приводит в расстройство финансовую систему государства, ухудшает предпринимательский климат в стране и существенно ограничивает рост благосостояния населения.
Фискальная политика.
С бюджетом тесно связана фискальная (налоговая) политика государства.
Налоги –это обязательные платежи в бюджет государства физических и юридических лиц.
Основные виды налогов можно сгруппировать по следующим признакам:
1. по объектам налогообложения: налоги на доходы, налоги на расходы, налоги на имущество;
2. по способам взимания: прямые (подоходный, поимущественный), косвенный (акцизы, таможенные пошлины);
3. по способам определения размера налога: пропорциональные и прогрессивные;
4. по уровню налогообложения: общенациональные, региональные, местные;
5. по порядку использования: общие и целевые.
Налоги выполняют важные функции в экономической жизни государства:
1) фискальная – налоги обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами;
2) регулирующая – снижая или повышая налоги, стимулируется или сдерживается развитие определенных сфер экономики;
3) перераспределительная – собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ.
Принципы рационального налогообложения, разработанные еще А. Смитом, не потеряли актуальность до настоящего времени:
- Принцип справедливости: налоговое бремя должно неги все общество, а уклонение от налогов, создание различных «серых схем» расчетов с государством должно осуждаться обществом.
- Принцип определенности: налог должен быть конкретным по величине, сроку и способу оплаты. Нельзя вводить налоги задним числом (современная практика Роста).
- Принцип удобности: налог должен быть удобен прежде всего населению, а не налоговику.
- Принцип экономии: затраты на сбор налогов не должны быть чрезмерными, обременительными для общества.
Прямое и косвенное налогообложение.По методу взимания различают налоги прямые и косвенные.
Прямые налоги — это видимые налоги, так как они устанавливаются на получаемый человеком или фирмой доход, а также на принадлежащее им имущество: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поземельный и имущественный налог и др.
Косвенные налоги — это неявные, невидимые потребителями налоги, так как ими облагаются производители, обязанные государством включать их в цену товара и перечислять в доход государства сразу же после продажи. Это налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы.
При формирование фискальной политики необходимо учитывать, что
налогообложение имеет свои пределы. После определенной высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей и больше подталкивают к уклонению от налогов. В результате налогооблагаемая база уменьшается и уменьшается объем налоговых поступлений
Зависимость между налоговыми ставками и поступлениями налогов в экономике хорошо и наглядно отражает кривая Лаффера.
При налогообложении значительную роль играют ставки налогообложения
размер налога на единицу обложения. Если они чрезмерно высоки, то экономическая активность населения будет сдерживаться. В начале 80-х гг. XX в. А. Лаффер, бывший тогда советник президента Р. Рейгана, установил, что рост ставок увеличивает поступление налогов в казну лишь до определенного предела, после него население уходит в теневую экономику, предпочитая вообще не платить налоги. Эта ситуация в экономической теории описывается с помощью кривой Лаффера).
Предлагаемая ниже диаграмма иллюстрирует нелинейную зависимость между ставками налогообложения и налоговыми поступлениями
. Рисунок 3.13 Кривая Лаффера
Кривая демонстрирует, что при ставках налога, равных 0 и 100% (отложены по горизонтальной оси), правительство не получит налоговых поступлений (вертикальная ось). Эти поступления составляют известную величину, когда ставки налогов находятся между 0 и 100%. Как можно видеть из диаграммы, существует некий уровень ставок, при которых поступления будут максимальными.