Динамика равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения

Если на рынке по какой-либо причине будет установлена цена выше или ниже равновесной – возникает разбалансировка рынка и несовпадение объемов рыночного спроса и предложения (рис.2.8, 2.9).

Если цена будет превышать равновесную, то на рынке возникает состояние избытка товара и производители, увидев нераспределенную продукцию будут снижать цены до равновесной.

Если цена будет ниже равновесной, то на рынке возникает дефицит товара, и в этом случае производители начнут повышать цену до тех пор, пока объем спроса не станет, равен объему предложения.

Динамика равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения - student2.ru Динамика равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения - student2.ru

Рис.2.8. Графическая иллюстрация избытка товаров

Динамика равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения - student2.ru

Рис.2.9. Графическая иллюстрация дефицита товаров

Равновесная цена устанавливается для любого варианта соотношения спроса и

предложения и представляет собой вариант удовлетворения реального платежеспособного спроса населения.

Суть рыночного равновесия состоит в том, что любой потребитель, которого устраивает данная цена товара, без каких-либо проблем находит товар на рынке и одновременно любой производитель, которого данная цена устраивает, без каких-либо проблем реализует свой товар.

Другими словами, даже при абсолютной нехватке товаров, с точки зрения степени удовлетворения физической потребности в товаре, экономическая потребность в товаре удовлетворяется полностью, и товар постоянно присутствует на рынке.

Равновесные цены находятся в постоянном движении, они меняются в результате

изменения спроса и предложения. Для каждого нового соотношения спроса и предложения рынок определяет свой новый вариант равновесия – новую рыночную цену и новый равновесный объем продаж.

Законы спроса и предложения объективно и точно объясняют динамику рыночных

цен в условиях изменения спроса и предложения. Однако законы спроса и предложения не могут объяснить динамику цен в условиях, когда спрос и предложение остаются постоянными, или в тех ситуациях, когда спрос и предложение, точнее, производство и потребление оказываются абсолютно сбалансированными, т.е. когда в отрасли складывается ситуация, при которой структура и объем производства полностью соответствуют структуре и объему потребностей, а население имеет достаточные доходы, чтобы полностью удовлетворить свои потребности в данном товаре.

2.4.5. Эластичность спроса и способ ее измерения

Эластичность спроса – это способность спроса или величина его изменения в результате изменения цен или неценовых факторов.

В зависимости от степени реагирования на изменение какого-либо фактора различают эластичный и неэластичный спрос.

Эластичный – это спрос с высокой чувствительностью к изменению цены или другого фактора.

Эластичностью спроса на товар по цене – называется зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него:

Динамика равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения - student2.ru(2.4.)

Если при изменении цены объем спроса изменится в меньшей степени, чем цена, то спрос на товар неэластичен(Ed <1) он слабо реагирует на изменение ценовой ситуации, даже значительное изменение цены не приводит к существенным изменениям объемов продаж; если цена на товар падает, объем продаж существенно не меняется; при этом доход и прибыль производителя уменьшаются.

Если при изменении цены объем спроса изменится в большей степени, чем цена, то спрос на товар эластичен (Ed >1);он чутко реагирует на изменение ценовой ситуации, даже при незначительном изменении цены происходит значительное изменение объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно возрастает, при этом убытки от падения цены компенсируются с избытком за счет дополнительных объемов реализации товара; доход производителя в этом случае увеличивается.

Если при изменении цены на единицу объем спроса изменится тоже на единицу, то спрос на товар единичной эластичности (Ed = 1). Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса.

Таким образом, при Ed спроса < 1 производитель может повышать цену на свою продукцию и наращивать выручку, но если Ed > 1 - цены лучше не повышать, ибо выручка от реализации станет снижаться. Для увеличения выручки цены необходимо понижать.

Факторы,определяющие уровень эластичности спроса

  1. Место товара в потребительской иерархии (значимость в обеспечении и поддержании жизнедеятельности человека). Чем товар значимее для человека, тем ниже эластичность спроса на него.
  2. Наличие у товара полноценных заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем уровень эластичности выше.
  3. Время, которое есть у потребителя, чтобы отреагировать на изменение ценовой ситуации. Как правило, краткосрочная эластичность ниже, чем долгосрочная.
  4. Доля расходов на данный товар в бюджете семьи. Чем ниже доля расходов на данный товар, тем эластичность ниже.

Возможность отсрочить покупку или вообще отказаться от нее. Если такая возможность есть, эластичность спроса выше.

Выручкапродавца – это та сумма денег, которую он получает при продаже определённого количества товара на рынке. Выручка R измеряется как количество проданного товара Q, умноженное на цену единицы этого товара P

Динамика равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения - student2.ru

Динамика равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения - student2.ru

Наши рекомендации