Динамика равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения
Если на рынке по какой-либо причине будет установлена цена выше или ниже равновесной – возникает разбалансировка рынка и несовпадение объемов рыночного спроса и предложения (рис.2.8, 2.9).
Если цена будет превышать равновесную, то на рынке возникает состояние избытка товара и производители, увидев нераспределенную продукцию будут снижать цены до равновесной.
Если цена будет ниже равновесной, то на рынке возникает дефицит товара, и в этом случае производители начнут повышать цену до тех пор, пока объем спроса не станет, равен объему предложения.
Рис.2.8. Графическая иллюстрация избытка товаров
Рис.2.9. Графическая иллюстрация дефицита товаров
Равновесная цена устанавливается для любого варианта соотношения спроса и
предложения и представляет собой вариант удовлетворения реального платежеспособного спроса населения.
Суть рыночного равновесия состоит в том, что любой потребитель, которого устраивает данная цена товара, без каких-либо проблем находит товар на рынке и одновременно любой производитель, которого данная цена устраивает, без каких-либо проблем реализует свой товар.
Другими словами, даже при абсолютной нехватке товаров, с точки зрения степени удовлетворения физической потребности в товаре, экономическая потребность в товаре удовлетворяется полностью, и товар постоянно присутствует на рынке.
Равновесные цены находятся в постоянном движении, они меняются в результате
изменения спроса и предложения. Для каждого нового соотношения спроса и предложения рынок определяет свой новый вариант равновесия – новую рыночную цену и новый равновесный объем продаж.
Законы спроса и предложения объективно и точно объясняют динамику рыночных
цен в условиях изменения спроса и предложения. Однако законы спроса и предложения не могут объяснить динамику цен в условиях, когда спрос и предложение остаются постоянными, или в тех ситуациях, когда спрос и предложение, точнее, производство и потребление оказываются абсолютно сбалансированными, т.е. когда в отрасли складывается ситуация, при которой структура и объем производства полностью соответствуют структуре и объему потребностей, а население имеет достаточные доходы, чтобы полностью удовлетворить свои потребности в данном товаре.
2.4.5. Эластичность спроса и способ ее измерения
Эластичность спроса – это способность спроса или величина его изменения в результате изменения цен или неценовых факторов.
В зависимости от степени реагирования на изменение какого-либо фактора различают эластичный и неэластичный спрос.
Эластичный – это спрос с высокой чувствительностью к изменению цены или другого фактора.
Эластичностью спроса на товар по цене – называется зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него:
(2.4.)
Если при изменении цены объем спроса изменится в меньшей степени, чем цена, то спрос на товар неэластичен(Ed <1) он слабо реагирует на изменение ценовой ситуации, даже значительное изменение цены не приводит к существенным изменениям объемов продаж; если цена на товар падает, объем продаж существенно не меняется; при этом доход и прибыль производителя уменьшаются.
Если при изменении цены объем спроса изменится в большей степени, чем цена, то спрос на товар эластичен (Ed >1);он чутко реагирует на изменение ценовой ситуации, даже при незначительном изменении цены происходит значительное изменение объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно возрастает, при этом убытки от падения цены компенсируются с избытком за счет дополнительных объемов реализации товара; доход производителя в этом случае увеличивается.
Если при изменении цены на единицу объем спроса изменится тоже на единицу, то спрос на товар единичной эластичности (Ed = 1). Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса.
Таким образом, при Ed спроса < 1 производитель может повышать цену на свою продукцию и наращивать выручку, но если Ed > 1 - цены лучше не повышать, ибо выручка от реализации станет снижаться. Для увеличения выручки цены необходимо понижать.
Факторы,определяющие уровень эластичности спроса
- Место товара в потребительской иерархии (значимость в обеспечении и поддержании жизнедеятельности человека). Чем товар значимее для человека, тем ниже эластичность спроса на него.
- Наличие у товара полноценных заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем уровень эластичности выше.
- Время, которое есть у потребителя, чтобы отреагировать на изменение ценовой ситуации. Как правило, краткосрочная эластичность ниже, чем долгосрочная.
- Доля расходов на данный товар в бюджете семьи. Чем ниже доля расходов на данный товар, тем эластичность ниже.
Возможность отсрочить покупку или вообще отказаться от нее. Если такая возможность есть, эластичность спроса выше.
Выручкапродавца – это та сумма денег, которую он получает при продаже определённого количества товара на рынке. Выручка R измеряется как количество проданного товара Q, умноженное на цену единицы этого товара P