Этапы развития классической школы
Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Меркантилизм
Понятие «меркантилизм» происходит от лат. «mercari», т.е. торговать. Вытеснение натурального хозяйства товарно-денежными отношениями охватывает конкретный исторический отрезок времени. Это был период меркантилизма с присущей ему доиндустриальной экономикой.
Идеология меркантилизма такова:
а) сущность богатства выражают драгоценные металлы;
б) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт;
в) государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию;
г) рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.
Ранний меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, де Сантис, Скаруффи.
Под богатством понимается золото и серебро. Главным в этом учении является теория денежного баланса, которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. В связи с недостатком денег их функции сводились к средству накопления.
Поздний меркантилизм относится ко 2-й половине XVI вв. Представители: Томас Ман, А. Серра, Антуан де Монкретьен.
Ими была создана теория активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий из своей страны. Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.
Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем рынке превращается в деньги. Деньги выполняют функции средства накопления и средства обращения, т.е. поздний меркантилизм трактовал деньги как капитал, признавал, что деньги – это товар.
Принципы меркантилистов:
1) регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра;
2) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
3) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
4) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
5) рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты.
Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда. В России одним из ярких выразителей идей меркантилизма был выдающийся государственный деятель А.Л. Ордын-Нащекин (1605-1680). Изданный им Новоторговый устав 1667г. пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговле и купечеству.
Тема 2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Этапы развития классической школы
Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом.
Классическая школа зародилась в конце XVII в. (Англия) - начале XVIII в. (Франция).
В развитии классической школы можно выделить 4 этапа:
1 этап охватывает период с конца XVII в. до начала 2-й половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей меркантилизма.
Представители этого этапа: Уильям Петти и Пьер Буагильбер, которые выдвинули теорию трудовой стоимости. В соответствии с ней источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство продукции. Основу богатства государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.
Завершила 1-й этап школа физиократов, получившая распространение во Франции. Авторы этой школы Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго в поисках «чистого продукта» решающее значение наряду с трудом придавали земле.
2 этап охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем Адама Смита, который сформулировал концепцию экономического либерализма. Во много благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX в. неопровержимым считалось положение о невмешательстве государства в свободную конкуренцию.
3 этапприходится на 1-ю половину XIX века, когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. Среди представителей этого этапа: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Ф. Бастиа, Г. Кэрри.
4 этап охватывает 2-ю половину XIX в. Представители: Карл Маркс и Джон Стюарт Милль.
Общие характерные признаки классической школы:
1) неприятие протекционизма в экономической политике государства;
2) преимущественный анализ сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов анализа;
3) попытки выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке в связи с издержками производства или количеством затраченного труда;
4) категория «стоимость» признается исходной категорией экономики и анализа;
5) попытка обосновать динамизм и равновесность состояния экономики;
6) деньги были признаны стихийно выделившимся товаром в товарном мире, который нельзя отменить никакими соглашениями.