Основные этапы развития классической философии
Философия древнего Китая и древней Индии.
Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве.
Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.
Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Взаимосвязь философии и науки в эпоху Нового времени. Эмпиризм и рационализм
Социально-политические идеи эпохи Просвещения
Немецкая классическая философия.
Требования к компетентности:
знать основные социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии;
знать специфику философской традиции древней Индии, древнего Китая;
знать особенности и основные концепции античной философии, уметь характеризовать ее ведущие идеи;
знать основные проблемы и идеи средневековой философии, эпохи Ренессанса, Нового времени, эпохи Просвещения;
знать философские учения И.Канта, Г.Гегеля, К.Маркса, уметь характеризовать их роль в развитии европейской и мировой философской мысли;
уметь применять идеи и категории классической философии при анализе мировоззренческих и социокультурных проблем прошлого и наших дней.
Философия древнего Китая и древней Индии.
Веды и Упанишады - первые священные книги Индии XII – VII в.в. до н.э. Уже в то далекое время наряду с религиозными идеями там содержались представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостной духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертии), согласно закону воздаяния (Карма).
Религиозно-философские учения того времени получили в основном этическую направленность. Наибольшую известность приобрел буддизм, ставший впоследствии мировой религией. Основная идея буддизма: освобождение от страданий путем нирваны (букв. «затухание», «остывание»), когда человек, потеряв все связи с внешним миром, представление о собственном Я, собственные мысли, сливается с неизменной и невыразимой полнотой бытия, как капля впадает в океан.Нирвана –это духовный покой без напряжения и конфликта.
Главная задача индийской философии заключалась в мокше (спасении), т.е. в высвобождении из круга перерождений (сансары). Древнеиндийские философы чрезвычайно мало внимания уделяли всему внешнему, эмпирическому, преходящему, т. е. природе и обществу. Результатом этого является слабое развитие естествознания в Древней Индии.
Философия в Китае возникает в период VIII – III в.в. до н.э. Это период «борющихся царств». В этот период наиболее популярными являлись даосизм и конфуцианство.
Конфуцианство.Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы (Конфуций). Он был историком и государственным деятелем, основателем учения, которое представляет собой философию морали, облаченную в религиозную форму. Основными принципами этического учения Конфуция считались следующие:
· взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе («Золотое правило нравственности»);
· человеколюбие (почитание родителей, культ предков);
· сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).
Конфуцианцы стремились к осмыслению проблемы места человека в жизни общества и рассматривали возможности становления человека как гражданина, изменения общества в лучшую сторону. Но позитивную модель этих изменений видят не в будущем, а в образцах добропорядочной старины (легенда о золотом веке). Вот почему в конфуцианстве большое значение придается ритуалу, этикету, традиции.
На основе своих нравственных принципов Конфуций разработал правила управления государством в форме колесницы: справедливый, образованный император правит, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, уголовное наказание – вожжи, народ – лошади. Моделью государственного устройства он считает семью. Отец – государь, подданные – дети.
Даосизм.Основоположником считают Лао-цзы (VI – Vвв. до н.э.). Основные понятия:
ДАО– имеет два значения: 1) субстанция, от которой произошёл весь мир, первоначало. Оно корень всего, мать всех вещей. 2) путь, по которому должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира.
ДЭ (добродетель) – проявление Дао.
У-вэй – отказ от деятельности.
Основные идеи философии даосизма:
– всё в мире взаимосвязано;
– существует кругооборот материи в природе: т.е. сегодняшний человек вчера был воплощён в виде иных форм, существующих во вселенной, – камня, дерева, животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет строительным материалом для иных форм;
– мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»);
–– познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» – первоначалом, послушании императору и близости к нему;
– путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей;
– необходимо во всём уступать друг другу.