После изучения данной темы студент

Число: 2135

должен знать: предмет, методы, функции, разделы экономической науки; периодизацию развития экономической мысли (основные научные экономические школы); типы и модели экономических систем; содержание основных экономических понятий (потребность, производство, экономический субъект, экономический ресурс и др.); характеристики факторов современного производства; понятие и показатели экономической эффективности;

должен уметь: различать экономические системы и модели, микро- и макроэкономические характеристики;применять на практике экономические методы моделирования и построения графиков; различать виды ренты; классифицировать потребности; описывать состояние экономики в зависимости от положения относительно кривой производственных возможностей;

должен владеть: навыками использования методов экономической науки; методом расчета цены земли; основными представлениями об экономике как науке, системе хозяйства и экономических отношений; методами расчета основных показателей экономической эффективности;

должен решать профессиональные задачи, указанные во Введении п. 5 учебно-методического пособия.

У студента должны быть сформированы общекультурные компетенции (ОК) либо части компетенций, профессиональные компетенции (ПК) либо части компетенций, указанные во Введении п. 5 учебно-методического пособия.

Основные вопросы темы

1. Экономическая теория: предмет, цели, функции, методы. Экономические категории и законы. Микроэкономика. Макроэкономика. Основные вопросы экономики.

2. Экономическая система: сущность, основные элементы; виды и характеристика типов и моделей.

3. Потребности: понятие, факторы формирования, классификация и характеристика. Закон возвышения потребностей. Производство: понятие, цель, виды, уровни, стадии, основные системы. Экономические субъекты. Экономические блага: сущность, классификация.

4. Экономические ресурсы, их виды. Факторы производства, их характеристика.

5. Природные ресурсы как экономический фактор. Рента, ее виды. Земельная рента. Цена земли.

6. Наука, знания, информация как экономический ресурс: сущность, характеристики, ограничения. Сущность и противоречия НТП, НТР. Интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность. Информационная безопасность.

7. Экономическая эффективность, ее основные показатели. Кривая производственных возможностей.

Основные понятия и категории

Экономическая теория (экономика); функции экономической теории; методы изучения экономических явлений и процессов; метод научной абстракции; позитивный подход; нормативный подход; экономические категории; экономические законы; микроэкономика; макроэкономика; основные экономические цели экономической системы; основные экономические цели организации; основные вопросы экономики.

Экономическая система; основные элементы экономической системы; типы экономической системы; модели экономической системы; традиционная экономическая система; административно-командная (централизованная) система; рыночная экономическая система; смешанная экономика; социальная рыночная экономика.

Потребности; факторы, формирующие потребности; классификация потребностей А. Маршалла; иерархия потребностей по А. Маслоу; закон возвышения потребностей.

Производство; индивидуальное производство; общественное производство; производственная инфраструктура; социальная инфраструктура; материальное производство; нематериальное производство; экономические субъекты (агенты); экономическое благо; распределение; первичное распределение; вторичное распределение; распределение доходов; обмен; потребление; личное потребление; производственное потребление; сбережения; накопление; воспроизводство; простое воспроизводство; расширенное воспроизводство; экстенсивное воспроизводство; интенсивное воспроизводство.

Ресурсы; экономические ресурсы; факторы производства; процесс труда; труд; умственный труд; физический труд; живой труд; овеществленный труд; интеллектуальный труд; рабочая сила; трудовые ресурсы; человеческий капитал; природные, естественные ресурсы; земля; орудия труда; средства труда; средства производства; вещественный фактор производства; производительные силы; капитал (инвестиционные ресурсы); реальный капитал; финансовый капитал; предпринимательские способности (предпринимательский талант); управленческие способности (управленческий талант); знания; наука; информация; технология; ресурсообеспеченность; заменяемость ресурсов; мобильность ресурсов; ограниченность (редкость) ресурсов.

Рента; земельная рента; дифференциальная земельная рента; абсолютная рента; квазирента; цена земли; арендная плата; земельный кадастр.

Знания; наука; фундаментальные исследования; прикладные исследования; НИОКР; научно-технический прогресс; наукоемкие отрасли; интеллектуальный продукт; интеллектуальная собственность; консалтинговые услуги; нанотехнологии.

Экономическая эффективность; производительность труда; материалоемкость; капиталоемкость; капиталоотдача; факторы, влияющие на производительность труда; рентабельность; Парето–оптимальное состояние (оптимум Парето; Парето–эффективность); экономический выбор; проблема выбора; кривая производственных возможностей (КПВ); альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей); рациональное поведение.

Темы докладов

1. Листая экономические журналы, я заинтересовался проблемой…

2. Материальное и нематериальное производство: сходство и различия.

3. Поиски путей формирования российской модели социально-экономического развития страны.

4. Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.

5. Потребность в здоровом образе жизни как социально-экономическая потребность.

6. Применимость психологических законов в экономике.

7. Развитие экономического мышления врача.

8. Роль экономической науки в развитии общества.

9. Экономические основы здравоохранения.

10. Экономические взгляды современных российских ученых-экономистов.

11. Медицинские термины, перешедшие в экономику.

Образовательные технологии, используемые при изучении темы: традиционная (репродуктивная) технология обучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.

Наши рекомендации