Экономическая наука в афоризмах. Цена человека – его зарплата

Цена человека – его зарплата.

Английская пословица

В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту.

Джон Гэлбрейт, американский экономист и дипломат

Начинай от низшей ступени, чтобы дойти до высшей; другими словами, не чеши затылок, а чеши пятки.

Козьма Прутков – коллективный псавдоним писателей

Толстого А.К. и братьев Жемчужниковых: Алексей Владимир и Александр Михайловичи

Средний возраст – это когда ты слишком молод, чтобы идти на пенсию, и слишком стар, чтобы получить другую работу.

Лоренс Питер

Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис – когда работу теряете вы.

Гарри Трумэн

«Приемлемый уровень безработицы» на бюрократическом языке означает, что «нас на улицу не выкинут», а «приемлемый бюджет» – что «кое-кому придется туго, но никак не нам».

Лоренс Питер

Чем тяжелее работа, тем легче на нее устроиться.

Константин Мелихан

Требуются менеджеры не старше 35 лет, с сорокалетним опытом работы.

NN

Если тебе говорят: «Мы уведомим вас о своем решении», – ты уже уведомлен.

NN

Тема 9. Социальная политика государства. Политика доходов.

Экономика домашнего хозяйства, семьи

Цель занятия –изучитьэкономические основы, особенности социальной политики государства, экономики домашнего хозяйства.

Формы занятия: устный опрос; разбор конкретных ситуаций (решение кейсов); решение задач и тестовых заданий; анализ выступлений студента с докладом.

После изучения данной темы студент

должен знать: основные направления социальной политики государства; понятия, классификацию, источники формирования, причины дифференциации доходов населения; закон Парето; структурные показатели дифференциации доходов;основные концепции бедности; основы экономики домашнего хозяйства, семьи; факторы, влияющие на совокупное потребление; основной психологический закон Кейнса; содержание понятий и показатели уровень жизни и качество жизни; существующие подходы к определению уровня и качества жизни; закон Энгеля;

должен уметь: различать, оценивать различные концепции бедности; различать величины номинальных и реальных доходов; отличать уровень жизни от качества жизни;

должен владеть: методами измерения степени неравенства по доходам;методикой построения и анализа кривой Лоренца; методикой расчета коэффициента Джини; методами расчета основных показателей бедности;

должен решать профессиональные задачи, указанные во Введении п. 5 учебно-методического пособия.

У студента должны быть сформированы общекультурные компетенции (ОК) либо части компетенций, профессиональные компетенции (ПК) либо части компетенций, указанные во Введении п. 5 учебно-методического пособия.

Основные вопросы темы

1. Социальная политика: сущность, цели, направления, содержание. Государственные социальные программы; национальные (государственные) социальные проекты. Социальная справедливость: понятие, принципы.

2. Доходы населения: определение, классификация, источники формирования. Причины дифференциации доходов, их показатели. Государственная политика доходов.

3. Бедность. Прожиточный минимум. Система потребительских бюджетов. Минимальный потребительский бюджет. Закон Энгеля.

4. Экономика домашнего хозяйства, семьи.

5. Совокупное потребление, факторы на него влияющие. Потребительские расходы человека, семей. Основной психологический закон Кейнса.

6. Уровень жизни: понятие, причины расхождения, показатели. Качество жизни: трактовка термина различными отраслями научного знания, показатели, факторы.

Основные понятия и категории

Социально-ориентированная экономика; социальная коррекция рынка (исходные принципы); методы социальной коррекции рынка; эволюционный путь; радикальный путь; теория социализма (интернациональный вариант); теория социализма (национал-социализм); теория благосостояния; оптимум Парето; социальная политика; цели социальной политики; направления социальной политики; государственные социальные программы; национальные (государственные) социальные проекты; социальная справедливость; принципы социальной справедливости; социально-экономическая эффективность; социальная дифференциация; социальные гарантии; социальное обеспечение; социальная защита; психологический фактор при реализации социальной политики.

Доход; доходы населения; номинальные, располагаемые, реальные доходы; факториальные доходы; доходы от собственности; доходы из финансово-кредитной системы; доходы из социальных фондов (трансферты); основные и дополнительные доходы; денежные и натуральные доходы населения; трудовые и нетрудовые доходы; официальные и теневые доходы; источники формирования доходов населения; дифференциация доходов; кривая Лоренца; квинтильный (децильный) коэффициент; коэффициент Джини (индекс концентрации доходов населения); государственная политика доходов; неравенство; индексация доходов.

Социальная ответственность бизнеса; благотворительность; меценатство; филантропия; добровольчество (волонтерство).

Бедность; абсолютная черта бедности; относительная черта бедности; нищета; нужда; необеспеченность; бедность «сильных»; бедность «слабых»; уровень бедности; «черта бедности»; закон Энгеля.

Социальная защита; уровень жизни; социальное обеспечение; прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, потребительская корзина.

Экономика домашнего хозяйства, семьи; семейный бюджет; доходы семейного бюджета; расходы из семейного бюджета; накопления (сбережения).

Потребление; сбережения; совокупное потребление; потребительские расходы человека, семей; общие закономерности осуществления средних потребительских расходов в данной стране; основной психологический закон Кейнса; средняя склонность к потреблению; средняя склонность к сбережению; предельная склонность к потреблению; предельная склонность к сбережению; автономные величины.

Уровень жизни; минимальный уровень потребления; рациональный уровень потребления; физиологический уровень потребления; причины расхождения уровня жизни; закон Энгеля; 12 групп показателей, рекомендуемых ООН для оценки уровня жизни; качество жизни; основополагающие критерии качества жизни человека по ВОЗ; факторы качества жизни; показатели качества жизни; показатель чистого экономического благосостояния; индекс развития человека.

Темы докладов

1. Дифференциация доходов в России.

2. Нужно ли сглаживать неравенство в распределении доходов в рыночной экономике?

3. Проблемы сочетания экономической (рыночной) и социальной справедливости.

4. Рыночная экономика и государственная система социальной защиты.

5. Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс человеческого развития.

6. Что важнее для современной российской экономики: экономическая эффективность или социальная справедливость?

7. Направления и виды волонтёрской деятельности в здравоохранении.

8. Волонтёрская деятельность в КазанскомГМУ.

Образовательные технологии, используемые при изучении темы: традиционная (репродуктивная) технология обучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.

Наши рекомендации