Баланс народного хозяйства и система национальных счетов, принципы и методы их построения
Макроэкономические показатели используются для анализа, планирования, прогнозирования и государственного регулирования воспроизводственных процессов. В этих целях в странах с директивно-централизованным хозяйством использовали систему баланса народного хозяйства, а в странах с рыночной экономикой — систему национальных счетов.
Принципы построения той и другой системы одинаковы и основаны на использовании двойной записи и бухгалтерском учете. Каждая из систем в одной своей части отражает ресурсы, в другой — их использование.
БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА — набор взаимосвязанных экономических таблиц, характеризующих процесс и результаты общественного воспроизводства, в условиях плановой нерыночной экономики. Основные таблицы баланса народного хозяйства следующие: баланс производства, потребления и накопления общественного продукта (сводный материальный баланс); баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода (сводный финансовый баланс); баланс трудовых ресурсов; баланс основных фондов народного хозяйства; межотраслевой баланс производства и распределения продукции, а также балансы денежных доходов и расходов населения, капитальных вложений, национального богатства и др. В балансе народного хозяйства экономика подразделяется на две сферы: сферу материального производства (производственную), создающую материальные блага, и непроизводственную, потребляющую материальные блага. Создаваемая в сфере материального производства продукция по стоимости подразделяется на перенесенную стоимость (фонд возмещения) и вновь созданную стоимость (национальный доход). По натурально-вещественной форме созданная в производственной сфере продукция подразделяется на средства производства и предметы потребления. Итоговый результат развития народного хозяйства страны в системе баланса народного хозяйства, называемой также системой материального производства, определяется величиной национального дохода, создаваемого в отраслях материального производства. Баланс народного хозяйства позволяет в принятой в нем системе характеризовать основные показатели и пропорции экономики, осуществлять плановые и прогнозные расчеты их изменения, анализировать взаимосвязи между отраслями в статике и динамике.
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.
СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики. В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.
Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.
Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.
Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.
СНС позволяет решать следующие основные задачи:
•определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);
•установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;
•определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;
•изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;
•установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;
•анализ влияния на экономику инфляционных процессов.
То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:
•органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
•предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
•международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.).