Трактат о налогах и податях (1662)
Глава I. О различных видах государственных расходов.
Государственными расходами являются расходы на оборону на суше и на море, по сохранению мира внутри и за границей и достойной чести государства защите его прав от других государств; все это мы можем назвать военными расходами, которые обычно, в нормальное время, так же велики, как и любая другая ветвь целого; но в исключительных случаях (во время войны или при угрозе войны) значительно их превышают.
2. Другой ветвью государственных расходов является содержание правителей, начальников и подчиненных; я подразумеваю под ними не только тех, кто тратит все свое время на исполнение своих обязанностей, но также и тех, кто много занимается подготовкой себя к этой деятельности и добивается у начальников надлежащей оценки своего умения и доверия.
3. Содержание правителей должно быть в такой степени богато и роскошно, как этого редко могут достигнуть частные предприятия и профессии. И это нужно для той цели, чтобы правители осуществляли власть не только при помощи своих природных свойств но искусственными способами воздействия на население.
4. Ведь если большое количество людей назовет одного из их числа королем, то если такой государь не появляется в большем видимом блеске чем другие, не может награждать тех, кто его слушается, ему нравится, и поступать наоборот с другими, одно лишь учреждение его власти имеет мало значения, даже если бы он случайно отличался большими физическими и умственными способностями, чем кто-либо другой из народа.
5. Должны быть и должности, являющиеся не больше, чем побочным занятием, как шерифы, мировые судьи, констебли, церковные попечители и т. п., которые многие могут исполнять без большого вреда для их обычной деятельности, причем честь, что им оказывают доверие, и удовольствие от того, что их боятся, уже считаются достаточным вознаграждением.
6. Под эту же рубрику можно подвести и расходы на деятельность, которая может касаться отношений как между людьми, так и между государством в целом и его отдельными членами: также их делом будет судить и наказывать за оказанные несправедливости и предупреждать их в будущем.
7. Третьей ветвью государственных расходов будут расходы на пастырей человеческих душ и духовников. Оплата этой деятельности, как могут подумать (так как она касается иного мира и только особых интересов каждого человека в нем), не должна бы входить в число государственных расходов. Однако, если мы примем во внимание, как легко человеку уклоняться от законов, совершать недоказуемые преступления, давать неверные показания на суде, искажать смысл и значение законов и т. п., то отсюда вытекает необходимость в использовании государственных средств, чтобы обучать людей божественным законам, которые учитывают злые мысли и намерения и еще больше тайные проступки и которые наказывают на вечные времена в другом мире зато, за что человек может лишь частично быть наказан в этом мире.
Те, кто работают на этой государственной службе, должны тоже содержаться с соответствующим блеском и должны иметь средства для привлечения людей известным вознаграждением также и на этом свете, по крайней мере настолько, насколько многие и в прежнее время шли даже за самим Христом только ради хлеба, который он им давал.
Следующая ветвь - забота о школах и университетах, в особенности же постольку, поскольку они учат чтению, письму и арифметике. Это очень нужно каждому человеку, как помощь и поддержка памяти и рассудку, причем математика является такой помощью рассудку, письмо и чтение - памяти. Но должно ли обучение богословию и т. п. быть сделано частным делом, это для меня стоит под вопросом.
Верно, что в настоящее время школы и колледжи организуются большею частью на средства отдельных лиц или являются учреждениями, на которые отдельные лица тратят свое время и деньги, руководствуясь частными расчетами. Но, несомненно, было бы не плохо, если бы их целью было доставить возможно лучшую помощь высшим и тонким прирожденным умам, направленным на исследование природы во всех ее проявлениях. В этом смысле они должны были бы быть на иждивении государства; ведь эти умы должны были бы для этой работы выбираться не родными и знакомыми (вороны тоже считают себя красивейшими птицами), но скорее посредством одобрения других, более беспристрастных лиц, как например те, кто выбирает в Турции из христианских детей способнейших, могущих быть орудием и поддержкой турецкого правительства.
Глава III. Как можно ослабить беспокойство, вызываемое тяжестью налогов.
Мы бегло просмотрели все шесть отраслей государственных расходов и показали (хотя неполно и спешно), которые из них нужно увеличить и которые сократить. Мы наметим теперь общие причины беспокойства, вызываемого тяжестью налогов и податей, а именно:
1. Народ думает, что государь требует больше, чем ему нужно. Наш ответ: 1) если бы государь был уверен в получении всего, что ему нужно, в надлежащее время, то для него самого было бы большим ущербом вырывать деньги из рук его собственных подданных, которые могли бы с помощью торговли увеличить эти суммы, и хранить эти деньги в своих собственных сундуках, что не только не приносит ему пользы, но и подвергает их опасности, что их выклянчат или бесполезно растратят.
2. Как бы налоги ни были велики, но если они пропорционально ложатся на всех, никто не потеряет вследствие налога некоторой, частя богатства. Ведь люди (как мы уже говорили) останутся одинаково богатыми, если удвоить их имущество или уменьшить его на половину для всех. Ведь каждый будет находиться в прежнем положении сравнительно с другими. Более того, поскольку деньги, взятые посредством налогов, не выходят за пределы страны, она сравнительно с другими странами остается одинаково богатой. Только богатство короля и народа будет немного отличаться друг от друга до того времени, пока деньги, взысканные в виде налога с кого-либо; опять не вернутся к нему же или к другому. В этом случае каждый должен иметь одинаковые шансы выиграть или потерять при новом распределении; и то, что потеряет один, выиграет другой.
3. Что более всего огорчает людей, это - если их облагают выше налогом, чем их соседей. Мой ответ: частью эти подозрения очень ошибочны, частью у них есть шансы, что ближайший, раз налог будет для них более благоприятным. А если такое неравномерное обложение является преднамеренным, то нельзя допустить, чтобы это было намерение государя, а скорее - какого-нибудь временного чиновника, которому, в свою очередь, может быть, придется получить возмездие при ближайшем случае от того, кого он обидел.
4. Люди высказывают большое недовольство, если они думают, что деньги, взысканные по налогу, будут растрачены на развлечения, великолепные зрелища, триумфальные арки и т. п. Мой ответ: это - передача денег купцам, которые работают по поставкам этих вещей. Хотя эти производства кажутся чрезвычайно пустыми и мишурными, однако они связаны с весьма полезными отраслями производства, например пивоварами, булочниками, портными, сапожниками и т. п.
Более того, государь получает не большее удовлетворение от этих зрелищ, чем 100000 других его самых заурядных подданных, которые, несмотря на их постоянное ворчание, проходят много миль, чтобы быть зрителями этих пустых и безвкусных зрелищ.
5. Народ часто жалуется, что король тратит собранные с него деньги на фаворитов. Мой ответ: то, что дается фаворитам, может при ближайшем случае или перемещении попасть в наши собственные руки или в руки тех, кто по нашему мнению этого заслуживает.
6. Во-вторых, если этот человек фаворит сегодня, то после им будет другой, или мы сами. Ведь милость монарха очень гибка и подвижна и не является такой вещью, которой бы следовало очень завидовать. Ведь та же самая дорога, что ведет вверх, ведет и вниз. Помимо этого, в законах и обычаях Англии нет ничего, что бы делало невозможным сыну простого человека добиться высших должностей в королевстве и тем более личной милости государя.
Все эти фантазии (чему подвержены вульгарные головы) вызывают нежелание платить, и провоцируют государя на суровые меры.
Если же эти меры падут на какого-нибудь бедняка, хотя и упрямого, жестоковыйного отказчика, обремененного женой и .детьми, это дает доверчивым' людям повод жаловаться на угнетение и вызывает враждебное отношение ко всему.
Незнание количества народонаселения, промыслов и богатства народа является причиной, почему народ часто беспокоят без надобности, подвергают его двойному обложению, двум или многим сборам налогов, хотя довольно было бы и одного.
Примеры этого мы видели в недавней подушной подати. Вследствие незнания положения народа, а именно сколько было Вильям Петти плательщиков по каждой категории, и вследствие отсутствия внешних признаков, на основании которых можно было бы установить размер налога для каждого, вследствие смешивания имущественного положения с титулами и должностями, были совершены ошибки.
7. Неясность и сомнения относительно права обложения налогами были причиной ужасных случаев сопротивления со стороны народа и суровых мероприятий со стороны государя. Выдающимся примером этого была корабельная пошлина, немалая причина 20-летних бедствий для всего королевства.
8. Малое народонаселение - вот подлинная бедность. Страна, в которой имеется восемь миллионов народонаселения, вдвое богаче, чем страна, в которой при той же территории лишь четыре миллиона народа. Ведь те же дорогостоящие правители могут почти так же хорошо обслужить большее, как и меньшее количество подданных.
Во-вторых, если, население настолько малочисленно, что они могут жить за счет естественных богатств природы, или с малой затратой труда, как например скотоводством и т. п., - они обыкновенно не знают никакого ремесла.
9. Недостаток денег - другая причина плохого платежа налогов; если мы примем во внимание, что из всего богатства страны, то есть земель, домов, кораблей, товаров, мебели, посуды и денег, едва ли одна сотая часть заключается в монете и что в Англии имеется вряд ли 6 000 000 фунтов стерлингов, то есть не больше двадцати шиллингов на душу населения, - мы легко можем понять, как трудно для человека даже со значительным состоянием сразу платить большую сумму денег. Если он ее не уплатит - начинаются, репрессии и штрафы. Это делается с полным основанием, хотя и причиняет значительные неприятности отдельным лицам: ведь более легко перенести неудобства для отдельного человека, чем подвергать опасности все общество, несмотря на то, что отдельному человеку было бы выгоднее подвергаться убытку со всем обществом, нежели одному.
10. В некоторых случаях кажется трудным, что все налоги должны оплачиваться в виде денег, то есть (когда королю нужен и провиант для его корабля в Портсмуте) что жирные быки и зерно не принимаются в натуре, но что фермеры должны везти сначала свой хлеб за 10 миль для продажи и превратить его в деньги после” того как эти деньги выплачиваются королю в виде налогов, они снова превращаются в зерно, привезенное за много миль.
Более того, фермер из-за срочности платежа налогов вынужден продавать свой хлеб по более низкой цене, а король, в свою очередь, из-за спешки также должен переплачивать за свой провиант, тогда как оплата натурою pro hie et nunc (здесь и теперь) значительно бы облегчила страдания бедняков.
Цитир.по: Меркантилизм /Под ред.И.С.Плотникова. Л.: СОЦЭКГИЗ, 1933. С.205-207, 215-217.
Франсуа Кенэ (1694-1774)
Экономическая таблица (1758)
Общая сумма в пять миллиардов, разделенная вначале между производительным классом и классом собственников, будучи израсходована правильным образом, обеспечивающим постоянно неизменную сумму ежегодного воспроизводства, дает один миллиард, израсходованный собственниками на покупки, совершенные у производительного класса, и один миллиард - на покупки, совершенные у бесплодного класса. Производительный класс, продающий на три миллиарда произведений двум другим классам, возвращает из них два миллиарда на уплату дохода и издерживает один миллиард на покупки, совершенные у бесплодного класса. Таким образом, бесплодный класс получает два миллиарда, которые он употребляет на покупки у производительного класса средств существования для входящих, в его состав лиц и сырых материалов для своих изделий. Производительный класс расходует сам ежегодно на два миллиарда произведения, что завершает расход или итог потребления пяти миллиардов годового воспроизводства.
Таков правильный порядок распределения издержек в пять миллиардов, восстанавливаемых ежегодно, производительным классом путем израсходования двух миллиардов ежегодных затрат, которые включаются в общий итог издержек в пять миллиардов, составляющий сумму ежегодного воспроизводства.
Теперь вниманию читателя будет предложена арифметическая формула распределения этих издержек.
Направо, наверху, находится сумма затрат производительного класса, которые были издержаны в предшествующем году для создания жатвы текущего года. Под этой суммой проведена линия, отделяющая ее от столбца сумм, полученных этим классом.
Налево указаны суммы, полученные бесплодным классом.
Посредине, наверху, указана сумма дохода, которая распределяется направо и налево между двумя классами, где она расходуется.
Распределение издержек отмечено пунктирными линиями, которые исходят из суммы дохода и идут, спускаясь по наклонным линиям, одному я другому классу. В конце этих линий, с одной и с другой стороны, указана сумма, расходуемая собственниками дохода, на покупки у каждого из этих классов.
Обоюдная торговля между двумя классами также обозначена пунктирными линиями, которые идут, наклонно спускаясь, от покупающего класса к классу, где совершаются покупки. В конце каждой линии находится сумма, получаемая одним классом от другого благодаря обоюдной торговле, совершаемой между ними на их расходы.
Наконец, исчисление заканчивается на каждой стороне итоговой суммой поступлений каждого из двух классов. Нетрудно заметить, что в данном случае, когда распределение издержек следует в порядке, подробно описанном выше, поступления производительного класса, включая в них его затраты, равны итогу годового воспроизводства. В таком случае земледелие, богатства, население остаются в том же самом состоянии, не возрастая и не приходя в упадок. Иной случай, как было указано выше, дал бы и иной результат.