ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Методические указания по изучению курса, выполнению контрольных и курсовой работ для
Методические указания по изучению курса, выполнению контрольных и курсовой работ для бакалавров всех форм обучения
Направления 38.03.01«Экономика»
Профиль «Экономика предприятий сферы сервиса»
Санкт - Петербург
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………..4
2. Порядок изучения дисциплины…………………………………………...7
3. Методические указания по выполнению контрольных и курсовой работ…………………………………………………………………………..11
3.1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 1…………………………………………………………………..11
3.2. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы.12
3.3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 2………………………………………………………………….36
4. Темы рефератов……………………………………………………………41
5. Методические рекомендации для подготовки к экзамену……………43
6. Литература…………………………………………………………………45
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «Экономика сферы сервиса» являются формирование теоретических и методологических знаний об основных законах функционирования предприятия сферы сервиса, об особенностях управления предприятием в сфере сервиса; формирования умений и навыков использования полученных знаний в процессе управлении предприятием в сфере сервиса.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- дать представление о месте и роли сферы сервиса в структуре национальной экономики;
- дать теоретические знания об условиях и особенностях осуществления хозяйственной деятельности предприятия в сфере сервиса, выявлении ресурсов для повышения их экономической и социальной эффективности.
- научить студентов практическим методам рационального использования материально-технических элементов производства для оказания услуг населению и предприятиям.
- обеспечить изучение новейших методологических и практических разработок в области управления предприятием в сфере сервиса в условиях рыночной экономики;
Дисциплина «Экономика сферы сервиса» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению подготовки Экономика, профиль «Экономика предприятий в сфере сервиса». Изучению данной дисциплины предшествует изучение дисциплин гуманитарного и математического циклов, в том числе: правоведения, психологии сервисной деятельности, гражданского, трудового и хозяйственного права, математики, статистики, информатики, методов принятия управленческих решений, математического прогнозирования; а также дисциплин профессионального цикла, таких как: экономическая теория, теория менеджмента, экономика предприятия, маркетинг, финансовый и управленческий учет и анализ, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, инвестиционный анализ, системный анализ, производственный и операционный менеджмент.Для изучения данной дисциплины студент должен: знать и понимать законы развития природы, общества и мышления и уметь оперировать этими знаниями; владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы; владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; владеть знанием основных этапов эволюции управленческой мысли; обладать способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления; владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления.
Полученные в процессе изучения данной дисциплины знания, умения, навыки, освоенные в процессе изучения данной дисциплины компетенции используютсябакалаврами в процессе дальнейшего обучения при подготовке и защите выпускных квалификационных работ.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-5 умением использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности;
ОК-6 способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-8 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность;
ОК-9 способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК-11 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ПК-1 способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
ПК-7 способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
ПК-8 способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
ПК-10 способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
ПК-13 способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
ДПК-1 владение методами организации и планирования операционной деятельности предприятий в сфере сервиса;
ДПК-2 способность осуществлять планирование и оптимизацию расходов и доходов предприятий сферы сервиса
В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:
· Знать:
- специальную терминологию и лексику данной дисциплины;
- законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий в сфере сервиса;
- особенности формирования рыночных отношений в сфере сервиса;
- организационные формы предпринимательства в сфере сервиса;
- специфику услуги как товара, характеристики услуги, принципы ценообразования на услуги предприятий сферы сервиса
- структуру сферы сервиса, факторы ее ускоренного развития, классификацию услуг;
- структуру процесса оказания услуг, принципы и требования рационального размещения предприятий сферы сервиса;
- направления государственного регулирования в сфере сервиса;
- особенности применения специальных режимов налогообложения в сфере сервиса;
- основы стандартизации и управления качеством услуг, направления обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы сервиса;
- специфические особенности организации обслуживания населения на основе маркетинговых исследований рынка услуг;
- направления финансового оздоровления кризисных предприятий сферы сервиса.
· Уметь:
- использовать законодательно-правовую базу в своей деятельности;
- самостоятельно использовать теоретические знания в процессе обучения в соответствии с учебным планом;
- оценивать состояние развития сферы сервиса и ее подотраслей;
-осуществлять экономический анализ конкурентной среды в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры;
- проводить анализ эффективности предпринимательской деятельности в сфере сервиса;
- определять наиболее рациональное размещение предприятий сферы сервиса для обеспечения конкурентных преимуществ;
- использовать специальные режимы налогообложения в практике работы предприятий сферы сервиса;
- применять инструменты государственного регулирования сферы услуг в практической деятельности предприятий;
- реализовывать методы маркетинговых исследований в сфере услуг в соответствии с динамикой рынка и пожеланиями потребителей услуг;
- применять меры финансового оздоровления в случае возникновения кризисной ситуации на предприятии в сфере сервиса;
- применять имеющиеся способы формирования цен на различные виды услуг;
- проводить анализ и разрабатывать рекомендации по повышению эффективности функционирования предприятия сферы сервиса;
· Владеть
- экономической терминологией, лексикой и основными экономическими категориями;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории экономики отрасли и практике ее развития;
- способностью к экономическому образу мышления;
- навыками использования нормативно-правовой базы в процессе принятия управленческих решений;
- навыками использования в практической деятельности предприятий сферы сервиса информацию, полученную в результате проведения маркетинговых исследований рынка услуг;
- методикой оценки конкурентоспособности услуг и предприятия в целом;
- навыками расчета налогов, уплачиваемых предприятиями сферы сервиса;
- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере сервиса;
- навыками оценки ресурсного потенциала предприятий сферы сервиса;
- пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования в сфере деятельности предприятия;
- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование предприятия сферы сервиса;
- способами решения практических задач по экономическому обоснованию мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования предприятий сферы сервиса.