Общие методические указания по изучению дисциплины «Концепции современного естествознания» и выполнению контрольных заданий

Наследников Ю.М.

Н31 Концепции современного естествознания: учеб. пособие/Ю.М. Наследников, И.Г. Попова, Т.И. Гребенюк, И.В. Мардасова, А.Я. Шполянский – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013.- с. 135.

ISBN 978-5-7890-0542-2

Цель пособия - оказать помощь студентам в изучении дисциплины «Концепции современного естествознания».

В пособие включены методические указания по изучению дисциплины, самостоятельной подготовке ко всем видам аудиторных занятий, структуре и оформлению контрольных заданий студентами заочной формы обучения; тематический план и структура дисциплины; структурный конспект лекций, задающий структуру семинарских занятий, а так же структуру опорных вопросов и тестов к экзамену (зачету), темы контрольных заданий для заочников..

Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения экономико-управленческих и социогуманитарных направлений квалификации: бакалавр.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Донского государственного технического университета.

Научный редактор канд. физ.-мат. наук, проф. Ю.М. Наследников.

©Ю.М. Наследников, И.Г. Попова, Т.И. Гребенюк, И.В. Мардасова, А.Я. Шполянский, 2013.

© Издательский центр ДГТУ, 2013

Всему, что необходимо знать, научить невозможно.

Учитель может сделать только одно – указать дорогу.

Р. Олдингтон

Введение

Наполеон говорил, что маленький чертеж он предпочитает пространному объяснению.

А. Эйнштейн считал признаком истинности теории простоту и стройность.

Оба суждения великих сходятся в одном: истинное знание всегда просто и четко. Так проявляется любая суть.

Очевидно, что и естественнонаучная истина проста – сложен путь к истине. Другой важный момент: истина системна и конкретна. Система – это главная связь. Общее естествознание – это поиск сущности природы. От общей к любой подчиненной связи – таков путь познания.

Конкретная связь всегда доступна изображению: наглядному, образному и через связь понятий. По этому принципу и построено наше учебное пособие: на основе системных моделей в виде соответствующих таблиц, схем, ключевых понятий и концептуальных программ.

Однако, пока нам приоткрыты только 4-5% материи и энергии, а загадки «темной материи» и «темной энергии» только задаются астрофизикой и космологией. Движение к конкретной и системной истине осуществляется через мегапроектные эксперименты международного и национального характера, в частности, с помощью Большого адронного коллайдера (БАК) и целого ряда новых астрофизических проектов и приборов и ракетно-космической техники. Структурно-системная иерархичность общих уровней материи в рамках микро-, макро- и мегамиров явно стремится к целостности как в рамках холизма, когда целое доминирует, предшествует своим частям, так и редукционизма, в котором единое расщепляется на части, понимаемые более первичными, предшествующими целому.

Важно понимать, что материя и сознание – парные фундаментальные понятия, то же самое, что объективная реальность и субъективная реальность соответственно.

Эта фундаментальная двусторонность объективной и субъективной реальностей и обусловила компетентностный подход к образованию вместо традиционных ЗУНов (знания, умения, навыки). Конечно, структура «компетенции» опирается прежде всего на знания, но в рамках как объективной, так и субъективной реальностей.

Определенный субъективизм понимания, действия и бытия человека, как существа трехстороннего – «биосоциокультурного» задает модульную структуру учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) и определяет особую роль самостоятельной работы студентов, которая организуется на основе всех видов аудиторных занятий и дополнительных консультаций. Очевидно, что обучаемый помимо лекций и учебного пособия может проработать материал курса и в рамках, по крайней мере, основной литературы, приведенной в пособии. Мы считаем полезным использование наших учебных пособий, подготовленных для квалификации «специалист», а также электронного ресурса УМКД по дисциплине КСЕ (№ГР15393). Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/. Электронный ресурс УМКД в форме электронного конспекта лекций особенно полезен студентам заочной формы обучения при подготовке контрольных заданий реферативного характера, а также студентам очной формы обучения при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям. В настоящее время конспект лекций сокращен и структурно упорядочен в рамках УМКД для квалификации «бакалавр». Режим доступа такой же: http://de.dstu.edu.ru/.

В современном компетентностном подходе к образованию полезно знать терминологическую двойственность англоязычного термина «competence» в русском языке- «компетенция» и компетентность несущих разную смысловую окраску.

Под компетенцией мы подразумеваем наперед заданное требование к образовательной подготовке выпускника бакалавриата, специалитета или магистратуры, совокупность качеств личности, определяющих эффективное исполнение деятельности в определенной области.

Компетентность – обладание компетенцией, т.е. наличие у личности совокупности характеристик, определяющих эффективность и самостоятельность исполнения деятельности.

Двустороннее взаимодействие компетенций и компетентности при изучении учебного курса КСЕ реализуется в рамках основополагающей концепции курса КСЕ: коэволюции природных систем и бытия человека. Как отмечал В.И. Вернадский: «Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой».

Так как основная цель пособия заключается в использовании дистанционного метода организации самостоятельной работы студентов всех форм обучения и особенно заочной формы обучения, то студенту предоставляется возможность самостоятельно внести в таблицы и схемы дополнительный учебный материал электронного конспекта лекций и проработанной им учебной литературы по курсу КСЕ.

Это позволит студентам подготовится к предварительному тестовому контролю знаний на семинарских занятиях, предшествующих рейтингу, а также к тестам интернет-экзамена. Естественно, что тестовый контроль знаний в его классическом исполнении не лишен субъективизма составителя тестов. Особенно ярко субъективизм тестов проявляется в интегрированных курсах и междисциплинарных науках.

Поэтому особую роль в оценке экзамена или зачета мы придаем не только тестовому контролю знаний, но, прежде всего, устному собеседованию и защите контрольных заданий реферативного характера.

Мы желаем студентам успешного изучения курса «Концепции современного естествознания» и будем всячески этому способствовать на основе педагогики сотрудничества didacticos – «поучающего» и didasco – «изучающего».

Общие методические указания по изучению дисциплины «Концепции современного естествознания» и выполнению контрольных заданий

Учиться и, когда придет время,

прикладывать усвоенное к делу-

разве это не прекрасно.

Конфуций

Прежде чем приступить к изучению дисциплины в контексте компетентностного подхода к усвоению знаний: «знать, уметь, владеть», необходимо ознакомится с общими методическими указаниями.

Студенты очной формы обучения имеют следующую структуру аудиторных занятий: лекции, практические (семинарские) занятия, которые в календарно-тематических планах ряда направлений подготовки подразделяются на семинарские и лабораторные занятия. Нам представляется, такая дифференциация практических занятий оправдана для всех направлений подготовки и требует обязательного использования практических работ натурального и виртуального эксперимента помимо чисто семинарских занятий в структуре 2 «Д» (доклад-дискуссия). Общее число аудиторных часов составляет около 40% от заданной трудоемкости курса в 4 кредита (144 часов). Это лишний раз подчеркивает значимость самостоятельной работы студента при изучении курса КСЕ. Обучение осуществляется в течение одного семестра и контролируется двумя рейтинговыми оценками знаний, которые опираются на текущую активность обучаемых и посещаемость всех видов аудиторных занятий. По возможности рейтинговому контролю знаний также предшествует предварительный тестовый контроль знаний на одном из практических занятий. Минимальный балл рейтинга – 12-13 баллов, максимальный балл рейтинга – 25 баллов. Итак, чтобы быть допущенным к экзамену (дифферецированному зачету) студент должен набрать не менее 25 баллов за два рейтинга. Более высокий балл рейтингового контроля способствует и более высокой оценке на экзамене (дифференцированном зачете), на который выделяется 50 баллов, т.е. половина всех оценочных баллов. Конечно, возможны и поощрительные баллы, но не более 5 баллов дополнительных к экзаменационным 50 баллам. Экзаменационные билеты обычно содержат два опорных вопроса и структурно-содержательный тест. Опорные вопросы являются одновременно основными структурными элементами конспекта лекций и календарно– тематического плана семинарских занятий.

Студенты заочной формы обучения имеют следующую структуру аудиторных занятий: обзорные лекции, лабораторные занятия для студентов экономико-управленческих направлений; а также практические занятия для руководства и помощи в выполнении контрольных работ и для организации их защиты. Общее число аудиторных часов составляет 10-15% от заданной трудоемкости курса. Таким образом, особое значение придается самостоятельной работе студентов заочной формы обучения в течении всего заданного семестра.

Основным способом контроля самостоятельной работы студентов-заочников во время семестра является выполнение контрольного задания. При этом необходимо выполнять следующие указания и требования:

1. За время изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент заочной формы обучения должен представить в деканат одну контрольную работу.

2. Своё контрольное задание студент определяет по таблице вариантов контрольных заданий. Выполнение контрольного задания предусматривается в форме реферата. Реферат должен содержать план изложения и список использованной литературы. Выбор темы контрольной работы осуществляется в соответствии с последними двумя цифрами зачётной книжки.

3. Если работа выполнена студентом не в соответствии с шифром, то она возвращается студенту без рецензирования.

4. Важно при подготовке контрольной работы помнить, что контрольное задание предусматривает проверку самостоятельного изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» не только в рамках того или иного вопроса или темы реферата, но и в рамках рабочей программы в целом. В связи с этим в вводной части своего контрольного задания желательно указать место и значение темы реферата в современном естествознании. В случае библиографического характера реферата, посвящённого одному или группе учёных, выдвинувших ту или иную концепцию естествознания или внесших значительный вклад в одну из фундаментальных естественных наук, необходимо оценить роль и значение соответствующей концепции и личный вклад ученых в становлении современного естествознания. Кроме библиографического списка литературы, приведённого в пособии, можно использовать библиографическую и энциклопедическую литературу по естественным наукам, соответствующие библиографические и естественнонаучные справочники, а также информационную сеть Интернет. Значительную помощь при выполнении абсолютного большинства контрольных заданий может оказать и электронный ресурс УМКД по дисциплине КСЕ, а также другие наши учебные пособия как в электронном, так и в печатном виде. Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/. Библиографический список литературы должен содержать не менее 5-7 использованных источников. Полезно в приложении к реферату привести словарь используемых естественнонаучных терминов, а также именной указатель ученых, внесших значительный вклад в постановку и раскрытие темы реферата.

5. Преподаватель после проверки контрольной работы принимает решение допустить или не допустить студента к собеседованию. Если принято и обосновано в рецензии преподавателя решение о недопуске к собеседованию, то студент обязан предоставить контрольную работу на повторное рецензирование.

6. В течение семестра по датам, установленным учебно-методическим отделом, студенты на кафедре физики получают консультации по контрольным работам.

7. Окончательное решение по контрольной работе принимает преподаватель во время устного собеседования со студентом. Даты проведения собеседования могут совпадать с датами консультаций или устанавливаются дополнительно преподавателем перед экзаменом или зачетом.

В исключительных случаях защита контрольных работ может проводится лектором во время экзамена или зачета.

Кроме того для допуска к экзамену или дифференцированному зачету для студентов экономико-управленческих направлений необходимо выполнить и защитить лабораторные работы по статистической обработке результатов прямых и косвенных измерений. В результате студент может набрать максимально 50 рейтинговых баллов (30 баллов за контрольную работу и 20 баллов за лабораторный практикум). Для допуска к экзамену (дифференцированному зачету) необходимо набрать не менее 25 баллов при обязательном выполнении как контрольного задания, так и лабораторного практикума. Казалось бы в более выгодном положении находятся студенты направлений, в календарно-тематических планах которых предусмотрены только контрольные работы без выполнения лабораторного практикума. Однако они обычно демонстрируют более низкий уровень знаний на экзамене (дифференцированном зачете), так как не осознают принципиальную значимость эксперимента в современном естествознании.

В заключении хотелось бы отметить обязательное соблюдение студентами заочной формы обучения графика выполнения контрольных работ, которые должны быть выполнены до начала экзаменационной сессии. Все контрольные работы, выполненные непосредственно в экзаменационную сессию, оцениваются по минимальной шкале баллов.

Тематический план и модульная структура дисциплины «Концепции современного естествознания»

Таблица №1

Номер модуля Наименование модуля Номер задания Тема задания
Структурная, методологическая и историческая панорама естественно-научного познания мира                     Предмет курса «Концепции современного естествознания» Цель и задачи курса. Интеллектуальная сфера культуры и ее связь с общим естествознанием. Научный метод познания. Общая периодизация истории естествознания. История естествознания в контексте трансдисциплинарных стратегий естественнонаучного мышления. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в протонаучной картине мира. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в классическом и неклассическом естествознании. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в постнеклассическом естествознании. Основные понятия и идеи общего естествознания.
    Физические концепции познания мира                         Физика в контексте интеллектуальной культуры. Фундаментальность физики в естествознании. Общие представления о гипер-, мега-, макро-, микро-, гипомирах.. Фундаментальные взаимодействия. Фундаментальные микрочастицы. Фундаментальный принцип симметрии. Законы сохранения. Концепция пространственно-временных отношений. Физический вакуум. Концепции и методологические принципы квантовой механики. Процессы в микромире. Динамические и статистические закономерности в природе. Основные характеристики (макропараметры) равновесного теплового макросостояния и его термодинамическое и статистическое описание. Элементы неравновесной термодинамики. Закономерности самоорганизации в природе.
Химическая концепция мира       Химия в контексте интеллектуальной культуры. Структурные уровни организации материи в рамках современной химии. Химические системы. Структурно-концептуальные разделы современной химии: учение о составе; структурная химия; учение о химических процессах; эволюционная химия.
Панорама современного естествознания в концепции «стрел времени»     Космология. Элементы физики мегамира. Геологическая эволюция. Структурные уровни организации материи в рамках геосфер Земли. Основные гипотезы (теории) происхождения жизни. Что такое жизнь?
  Эволюционная концепция биологического уровня организации материи           Биология в контексте интеллектуальной культуры. Классификационные системы в биологии. Структурные уровни биологической организации материи. Генетика и эволюция. Синтетическая теория эволюции биологических структур материи. Макро- и микроэволюция.
Биосфера и человек     Человек как особый уровень организации живой материи. Феномен человека «как существа трехстороннего-биосоциокультурного». Концепции биосферы и ноосферы Концепции экологии Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания.

Структурный конспект лекций по дисциплине «Концепции современного естествознания» в схемах, определениях и таблицах

Природа может обойтись без культуры.

Но культура без природы быстро выдохнется.

М.Пришвин

Наши рекомендации