Национальные модели экономики

Содержание

Содержание. 3

1. Становление предмета и метода макроэкономического планирования и прогнозирования. 5

1.1. Сущность и принципы макроэкономического планирования и прогнозирования. 5

1.2. Возникновение макроэкономического планирования и прогнозирования. 6

1.3. Современные подходы к макроэкономическому планированию и прогнозированию.. 8

2. Национальные модели экономики. 12

2.1. Шведская модель экономики. 12

2.2. Американская модель экономики. 13

2.3. Японская модель экономики. 13

2.4. Российская модель экономики. 13

3. Особенности макроэкономического планирования и прогнозирования в условиях командной экономики. 15

3.1. Становление командной экономики. Планирование на базе отраслевых проектировок 15

3.2. Административные монополии. 16

3.3. Дефицит и его формы.. 16

3.4. Этапы развития и реформирования командной системы, причины её кризиса и краха 18

3.5. Переход к комплексному, многовариантному планированию.. 21

4. Основные этапы возникновения институтов рынка в постсоветской России 21

4.1. Этапы реформирования прав собственности. 21

4.2. Эволюция институтов прав собственности. 23

4.3. Особенности планирования и прогнозирования в переходный период. 25

5. Микроэкономические основы макроэкономического прогнозирования. 26

5.1. Домохозяйства как субъекты рыночной экономики. 26

5.2. Фирмы в переходной экономике: приватизация и реструктуризация. 28

5.3. Приватизация: цели, методы и непосредственные результаты.. 29

5.4. Постприватизационное развитие корпоративного управления: поиск эффективного собственника. 31

5.5. Инвестиционные модели. 33

5.6. Рынки в переходной экономике. 35

5.7. Роль конкуренции: теория и практика. 35

5.8. Современные тенденции развития конкуренции в российской экономике 37

5.9. Изменение концентрации на российских рынках под воздействием слияний 39

5.10. Основные характеристики естественных монополий и их особенности в переходный период. 41

6. Макроэкономическое регулирование. 43

6.1. Производство общественных благ. 43

6.2. Антимонопольное регулирование. 43

6.3. Антиинфляционная политика России. 44

6.4. Национальная экономическая безопасность. 45

6.5. Денежно-кредитная и фискальная политика. 46

6.6. Государственный бюджет и государственный долг. 47

6.7. Политика стабилизации экономики в современных условиях. 50

6.8. Коррупция. 52

6.9. Макроэкономическое регулирование в условиях рыночной экономики. 55

6.10. Модель Хотеллинга-Даунса на примере России. 56

6.11. Взаимосвязь политического и экономического монополизма: административный ресурс. 58

7. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в условиях глобализации экономики. 60

7.1. Структура и закономерности развития мирового хозяйства. 60

7.2. Россия в международном разделении труда. 62

7.3. Регулирование внешнеэкономической деятельности: основные направления, механизмы и инструменты.. 64

7.4. Свободные экономические зоны. Типы, принципы и условия формирования особых экономических зон в России. 65

7.5. Государственное регулирование свободных экономических зон и перспективы их развития. 68

8. Концепция устойчивого развития и механизм её реализации. 71

8.1. Источники экономического роста. 71

8.2. Государственная политика, стимулирующая экономический рост. 72

8.3. Экономическое развитие и технологии. 74

8.4. Парадигма равновесия и развития на макроуровне. 76

8.5. Модели эволюционной деградации и развития макроэкономических систем 77

8.6. Теоретические основы устойчивого развития экономики России. 78

8.7. Индикаторы и индексы устойчивого развития. 79

9. Прогнозирование национальной экономики. 81

9.1. Прогнозирование структуры экономики. 81

9.2. Прогнозирование экономики: отраслевой и региональный аспекты.. 82

10. Методы прогнозирования. 87

10.1. Научные основы методологии прогнозирования и планирования. 87

10.2. Методы прогнозирования и планирования. 88

10.3. Система «затраты-выпуск», межотраслевой баланс. 90

Глоссарий. 94

Литература. 98

1. Становление предмета и метода макроэкономического планирования и прогнозирования

1.1. Сущность и принципы макроэкономического планирования и прогнозирования

Для того чтобы управлять будущим, человечество создало определенные механизмы, которые в экономической науке называются – макроэкономическое планирование и прогнозирование.

Планирование – процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением. Прогнозирование – это получение информации о будущем; это предвидение, основанное на определенных данных.

Планы и прогнозы на общегосударственном уровне предусматривают проблемы относительно страны в целом, т.е. наиважнейшие пропорции развития народного хозяйства, приоритеты и программы.

Основным звеном государственного регулирования является макроэкономическое планирование – определение стратегических направлений развития народного хозяйства.

Основными принцами макроэкономического планирования являются:

- изучение социально-экономических процессов в государстве, определение конкретных объектов государственного влияния и выбор путей и средств этого влияния;

- информирование субъектов рыночных отношений о перспективах и прогнозах социально-экономического развития государства (региона);

- применение экономических регуляторов и нормативов, обязательных для всех субъектов рыночных отношений;

- реализация прямого влияния на хозяйствующие субъекты через средства государственного бюджета.

Макроэкономическое прогнозирование – выявление и анализ закономерностей и тенденций развития национальной экономики, предсказания изменений в ней и создания научной базы для экономической политики и государственного регулирования экономики.

Основными принципами макроэкономического прогнозирования являются:

- принцип научной обоснованности, который означает, что прогнозирование базируется на системных знаниях о закономерностях развития экономики; учитывает реалии экономической, политической и социальной жизни страны, отечественный и мировой опыт, а также использует систему научных методик и методов;

- принцип системности рассматривает национальную экономику, с одной стороны, как единый объект, а с другой – как совокупность самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования. Составляющими макроэкономического прогноза являются прогнозы развития: отдельных больших сфер и подсистем экономики (финансов, денежного обращения, цен, и т.д.); отраслей и подотраслей; видов производства; природных ресурсов (земельных, водных, энергетических, полезных ископаемых и т.д.); трудовых ресурсов; научно-технические; социальные (занятости, доходов, уровня жизни и т.д.); внешнеэкономические; экологические; региональные; демографические; политологические и тому подобные прогнозы;

- принцип адекватности (соответствия) значит, что прогноз как теоретическая модель (обобщение) может достаточно полно и точно отображать реальные процессы национальной экономики;

- принцип многовариантности (альтернативности) предусматривает разработку не одного, а нескольких (минимум трех) вариантов будущего развития национальной экономики. Варианты прогноза: пессимистический – отображает нижний предел возможного развития национальной экономики (за доминирование негативных факторов влияния); оптимистичный – показывает возможный верхний предел (за доминирование позитивных факторов); сдержанный (средний) – очерчивает самую достоверную траекторию будущего развития;

- принцип целенаправленности – прогнозирование развития конкретного объекта (национальная экономика в целом или отдельный ее элемент) и определения тенденций и закономерностей его развития для решения конкретных народнохозяйственных заданий. Цели прогнозирования определяются общественными потребностями, порожденными определенными социально-экономическими, политическими, демографическими, научно-техническими и другими факторами;

- принцип рентабельности (эффективности) – определение стоимости аналитической подготовки прогноза и его результативности, уравновешивания экономии с эффективностью, качества со своевременностью. Прогноз должен быть точным, полным и реальным. Важным его правилом является: минимизация входных данных при их аналитической значимости и максимизация выходных данных.

1.2. Возникновение макроэкономического планирования и прогнозирования

Принципы государственного регулирования тех или иных процессов были характерны для экономики с самого начала её истории. В колониальный период контроль над экономической деятельностью осуществлялся на национальном, религиозном, региональном и местном уровне в виде лицензирования деятельности предприятий с целью контроля выплаты налогов, обеспечения качества продукции и установления цены. Широко применялось создание общественных фондов для развития путей сообщения, банковской сферы, промышленного производства и т.д. Вмешательство государства в экономику принимало формы: регулирования, регламентирования, дотаций и привилегий, прямых правительственных инвестиций в особо важные для национальной экономики компании.

До второй половины XIX века на первом этапе формирования свободной конкуренции, функции государства сводились к обеспечению условий для функционирования рыночной экономики. Рыночная организация экономики, с одной стороны, предполагала безусловную свободу экономического выбора и разгосударствления экономики и социальных процессов. С другой стороны, государство обязано было выполнять ряд функций, призванных обеспечить жизнеспособность и эффективность экономической системы.

В 1929-1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой экономический кризис. Он наглядно отразил изъяны свободного рынка - когда рыночный механизм был не способен эффективно распределить ресурсы - и необходимость выработки системы мер по активному государственному вмешательству в экономику (производство общественных благ, защита конкуренции, пресечение асимметричной информации, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов).

Именно в этот период времени английским учёным Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики, основные положения которой он осветил в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г).

Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику, разработал основные принципы, формы и методы механизма регулирования.

Экономическая политика государства включает:

- правовые методы государственного регулирования (разработка и утверждение законов и нормативных актов);

- административные методы – через систему специальных инспектирующих органов и законодательные акты;

- экономические методы: прямые – непосредственные финансовые влияния в определённые сферы экономики; косвенные – путём реализации бюджетно-кредитной, бюджетно-налоговой, земельной и т.д. политики государства.

В США за применением элементов планирования, и в первую очередь разработки различных целевых программ, правительство обратилось в период выхода из «Великой депрессии» 30-х годов XX века. Разработка целевых программ в области сельского хозяйства позволила снизить социальную напряженность в обществе за счёт производства в достаточном количестве продуктов питания и снижения уровня цен на продовольствие, активизацию правительства и других отраслей, обеспечивающих максимальную занятость населения.

На протяжении всего XX века важным стабилизирующим фактором экономики стало увеличение государственного бюджета. Так, если в 1929 году до экономического кризиса закупки федеральным правительством США составляли 1% ВНП, то к началу кризиса 1974 года – 10% ВНП. То есть, роль правительства в экономике перестала быть второстепенной. Функционирование и жизнеспособность экономики стали немыслимы без вмешательства государства в экономику.

Как уже отмечалось, первые плановые элементы появляются на Западе только в 30-е гг., в то время как в СССР широкая дискуссия об основных принципах, формах и методах централизованного планирования развернулась ещё в 20-е гг. Именно в этот период была сформирована общетеоретическая база централизованного государственного планирования.

Проблема планирования рассматривалась в различных аспектах: и как одна из основных форм государственно-монополистического регулирования экономики, и как способ координации совместной деятельности между правительством и частным предпринимательством, и, наконец, даже как альтернатива рынку.

Необходимость макроэкономического планирования была обусловлена макроэкономической неустойчивостью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли правительства в использовании ВНП, загрязнением окружающей среды и другими немаловажными факторами.

До 70-х гг. XX века западные страны осуществляли прогноз посредством национальных моделей прогнозирования. В середине 1970-х гг. начинают создаваться макроэкономические модели, с помощью которых прогнозируется развитие экономики ряда стран, регионов и всего мира. Впервые они стали разрабатываться в США. Так, модель «ЛИНК» включает 10 национальных моделей (9 европейских стран и Японию). При разработке будущего мировой экономики Организация Объединенных Наций (ООН) использовала макроэкономическую модель В. Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных региональных моделей.

Каждая страна, с учетом специфики национальной экономики, использует определенные подходы в прогнозировании и планировании экономических и социально значимых процессов, постоянно совершенствуя эти модели, применительно к изменяющимся условиям как внутри страны, так и на мировой экономической авансцене.

1.3. Современные подходы к макроэкономическому планированию и прогнозированию

На протяже­нии многих десятилетий макроэкономическое планирование зарубежными исследователями противопоставлялось центра­лизованному планированию, а рынок – плану. Считалось, что для развитых капиталистических стран, использующих систему рыночных отношений, присуще макроэкономичес­кое планирование, а советской экономике – централизован­ное. При этом особая роль централизованного планирования виделась в том, что посредством составления и реализации текущих и перспективных планов в жизнь воплощались приоритеты и решения государственных органов управления и директив правящих партий.

Несмотря на то, что за послед­ние годы произошли радикальные изменения в экономике и политике бывших социалистических стран, отношение к централизованному планированию осталось прежним: оно отождествляется с командно-административной системой хо­зяйствования. Переход к рыночной структуре экономики ассоциируется с обязательным разрушением системы цент­рализованного планирования. Это рекомендуют странам, переходящим к рыночной экономике, и Международный валютный фонд, и Международный банк реконструкции и развития. Причем эти рекомендации превращаются в обяза­тельные условия в случае обращения за кредитами. Прави­тельства данных стран принимают документы и программы реформ, по которым координирующим и регулирующим механизмом экономики должен стать рынок, а не план.

Между тем планирование национальной экономики осуществляется ныне как в развитых, так и в развиваю­щихся странах. Любая экономическая деятельность нуждается в планировании, т.к. позволяет четко координировать действия, распределять ресурсы и добиваться желаемых результатов в оптимальные сроки. Планирование необходимо для того, чтобы преодолеть дефицит на частном рынке и гарантировать, что расхождение между частной и общественной выгодой может быть компенсировано или сокращено с помощью государственного регулирования.

В современной рыночной экономике нет единой модели планирования, которая была бы пригодна для всех экономических систем. Ключевые факторы, определяющие вид планирования, зависят от соотношения государственного и частного влияния на общественно-политические и социально-экономические процессы. В современной зарубежной лите­ратуре выделяются следующие типы макроэкономического планирования: директивное (административно-команд­ное), индирективное, регулятивное, индикативное и стратегическое.

Директивное (административно-командное) планиро­вание, как правило, свойственно социалистической системе.

Индирективное планирование также базируется на ве­дущем месте государственной собственности на средства производства. Государственное управление и в данном случае реализует в планах свою стратегию и приоритеты, но набор средств реализации планов более широк. В качестве экономических регуляторов здесь используются цены, ставки процента, налоги, кредиты, валютные курсы и т.д. Хозяйственным звеньям, не справившимся с планом, уже не грозит административное наказание, хотя прихо­дится отказываться от приоритетов в формировании фон­дов экономического стимулирования, первоочередности выделения государственных ресурсов и т.д. Для реализа­ции индирективных планов требуется не только активное содействие хозяйственным единицам, но и придание соот­ветствующей значимости экономическим параметрам, ко­торые имитируют конкуренцию и деятельность рынка. На данный тип планирования тоже распространяются недостатки, свойственные директивно­му планированию.

Регулятивное планирование характерно для смешан­ной экономики. На хозяйственной арене в данном случае выступают два главных субъекта: государство и частный сектор экономики. При этом доли государственной и част­ной собственности либо одинаковы, либо один из секторов является преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системе взаимодействуют план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизованно, а частный – индивидуально. Государственный сектор воз­действует на частный и направляет его развитие посредст­вом налоговой и кредитной систем. Частный сектор оказы­вает содействие государственному в выполнении плановых нормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами может осуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов экономического меха­низма, так и на договорных принципах.

Промежуточную позицию между государственным и частным секторами может занимать кооперативный сектор. Если он будет спланирован централизованно, то в случае господства в нем частной собственности планирование может носить индикативный характер. Однако в случае наличия смешанной экономики субъект государственного управления выполняет функции главного координатора национальной экономики. План и рынок выполняют разные функции. Т.е. участники рынка могут дейст­вовать обособленно, государство вынуждено выносить хо­зяйственные решения с учетом рыночного механизма не только по отношению к частному сектору, но и по отношению к своим собственным звеньям экономики. В результате этого товарное производство из формального превращается в ре­альное. При регулятивном планировании между планом и рынком формируется действительное разделение труда, в рамках которого и план, и рынок способны компенсировать ошибки друг друга.

Индикативное планирование также типично для сме­шанного хозяйства, но цели планирования меняются. Плановые нормативы содержат здесь лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более чет­кие ориентиры в области государственных расходов и капиталовложений, поэтому главной задачей индикатив­ных планов выступает координация использования госу­дарственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей. Макроэкономические показа­тели рассчитываются для того, чтобы они ориентировали частный сектор на достижение возможного объема произ­водства, установление уровня цен на продукцию, давали возможность учитывать объем спроса на продукцию. План выполняет здесь весьма скромную роль по отношению к рынку.

Стратегическое планирование. Оно ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. При этом правительство выбирает приоритеты развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно играть государство. Целью стратегического планирования является обеспечение экономического потенциала страны, достаточного для устойчивого развития национальной экономики. В промышленно развитых странах стратегическое планирование проявляется в большом внимании к развитию образования, науки, наукоемких отраслей промышленности.

Формирование смешанной экономики и ее движение к рынку требуют учета и использования всех возможных типов планирования, исходя из их рациональной целесооб­разности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам.

Экономическое прогнози­рование представляет собой систему научных исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и ее отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль, ибо дает возможность вероятност­ного видения исследуемого объекта в будущем. Научное прогнозирование выступает формой научного предвидения. Оно, как правило, предшествует разработке социально-эко­номических и научно-технических программ и планов.

В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает социально-экономическое и научно-техническое. Социально-экономическоепрогнозирование дает оценку воз­можным перспективам и изменениям экономических и соци­альных условий жизнедеятельности общества. Научно-тех­ническое прогнозирование нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспек­тивных планов социально-экономического развития.

В зависимости от уровня управления прогнозирование подразделяется на народнохозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития предприятий. Народнохозяйственное прогнозирование учитывает воз­можность оптимальной реализации цели производства, осуществления задач экономического развития. Отрасле­вое прогнозирование осуществляется в зависимости и с учетом роли отраслей, регионов в реализации перспектив­ных планов макроэкономического планирования. Прогно­зирование развития фирм, корпораций определяется с учетом передовых тенденций в экономическом и социаль­ном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологии производства.

По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое (исследовательское) и нормативное. Поиско­вое прогнозирование состоит в оценке перспективных тен­денций развития объекта исследования. Нормативное свя­зано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемого объекта на основе сложившихся показателей.

Экономический прогноз должен дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем самым ему директивный характер. Процесс составления экономического прогноза должен базироваться на определенных методологических принципах.

К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести прежде всего принцип этапизации прогно­зирования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач составления прогноза.

Первым этапом должно служить пред­видение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке поискового прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например, государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательст­ва в случае, если прогноз придется реализовывать.

Следующим этапом выступает разработка нормативно­го, или целевого, прогноза. Точное пла­нирование требует научных, точно выверенных, дающих достоверную информацию расчетов. Основой для проведе­ния такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз.

Очередной этап по составлению прогноза связан с подготовкой для правительства предложений по набору конкретных мер государственного регулирования и воздей­ствия на экономику. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, по­рядку начисления амортизации и т.д., но оно может ввести и использовать и более действенные рычаги – бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и др. Если возникает необ­ходимость, могут быть введены определенные государст­венные ограничения, касающиеся материально-веществен­ных или иных потоков, – лицензии, квоты, а также контрактные государственные заказы.

Последним этапом прогнозной деятельности является корректировка нормативного прогноза с учетом реального действия выбранных экономических регуляторов.

Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации одного прогноза, например экономического прогноза пере­хода к рынку, необходима проработка и составление поли­тического прогноза, прогноза развития национальных су­веренитетов, демографического и т.д. Комплексность в состоянии обеспечить большую надежность выполнения прогнозов. Для методологии современного прогнозирования ха­рактерным является то, что она должна быть тщательно адаптирована к новым для народного хозяйства рыночным механизмам.

Национальные модели экономики

Наши рекомендации