Введение в микроэкономическую теорию

Кафедра Национальная и мировая экономика

А.А. Нестеров

МИКРОЭКОНОМИКА

Методические указания по изучению

Теоретического курса дисциплины

Самара 2013

Микроэкономика – одна из важнейших дисциплин, с понятиями и терминами которой студенты встречаются впервые. Особенно она важна для студентов экономических специальностей и профилей, так как в ней даются понятия, термины, с которыми студент будет, что называется, работать и жить. Большинство изученных понятий встретятся студентам и в других экономических дисциплинах. Поэтому не случайно, что микроэкономика является первой базовой дисциплиной уже на первом курсе.

Целями освоения дисциплины «Микроэкономика»является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для реализации аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и педагогической деятельности:

ОК-1: способность действовать в соответствии с Конституцией РФ, руководствуясь принципами законности и патриотизма.

ОК-5: способность к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, пониманию смысла государственной службы, профессиональных задач и норм морали, профессиональной этики и служебного этикета.

ОК-6: способность соблюдать требования законов и иных правительственных актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению.

ПК-1: способность применять математический инструментарий для решения экономических задач.

ПК-2: способность выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности, работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями.

ПК-3: способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности.

ПК-4: способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач.

ПК-6: способность обосновывать выбор методик расчета экономических показателей.

ПК-32: способность осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач.

ПК-34: способность выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор.
ПК-54:способность выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в коллективе.

Задачами изучения дисциплины выступает приобретение в рамках освоения теоретического и практического материала знаний, умений и навыков, характеризующих определенный уровень сформированности целевых компетенций, по вопросам:

- теоретических основ и закономерностей функционирования микроэкономики, включая переходные процессы, происходящие в Российской Федерации и в некоторых других странах мира;

- теорий и концепций экономической мысли прошлого и современности;

- особенностей функционирования микроэкономики;

- возможностей и результатов микроэкономического подхода к исследованию процессов и явлений в экономике;

- характеристики сущностных отличительных признаков основных теорий и концепций микроэкономики и экономической теории;

- использования различных методов исследования экономических процессов;

- построения различных моделей функционирования рыночной системы на микроуровне;

- определения условий функционирования рынков совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции;

- нахождения достоинств и недостатков основных организационно-правовых форм предприятий;

- определения показателей величины эффективности использования природных, капитальных и трудовых ресурсов;

- расчета издержек и доходов фирмы, предприятия;

- построения графиков функций общей и предельной полезности, безразличия и бюджетного ограничения;

- разработки и обоснования вариантов эффективных хозяйственных решений;

- овладения специальной экономической терминологией;

- навыков самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии и возможности информационной системы Интернет;

- навыков профессиональной аргументации при анализе стандартных хозяйственных ситуаций.

В изучении дисциплины «Микроэкономика» важная роль принадлежит лекциям, целькоторых состоит в формировании у студентов необходимых теоретических и практических знаний по вопросам дисциплины.

Ведение в течение занятий конспекта лекцийпредполагает запись материалов определенной темы курса в виде тезисов. Это делается с голоса преподавателя или с презентационных слайдов, которые студент видит на экране. Записывая, студент удлиняет процесс восприятия, как бы повторяет его вновь и вновь. К тому же запись – это документ, дающий возможность быстро восстановить в памяти забытое, помогающий сосредоточиться на содержании. Некоторые именно в процессе записывания начинают мысленно выстраивать композицию, отшлифовывать процедуру. Постепенно у студента формируется четкое, наглядное представление о структуре текста, что впоследствии легко воспроизводится в мысленном зрении.

Конспект:

-подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

- показывает внутреннюю логику изложения;

- содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;

- отражает отношение составителя к материалу.

При ведении конспекта лекций нужно учитывать ряд рекомендаций.

- каждую лекцию начинать конспектировать с новой страницы, в этом случае будет легче ориентироваться в записях;

- пользоваться сокращениями слов, условными знаками, чтобы экономить время, расходуемое на запись лекции; полное название часто повторяющегося термина достаточно написать в конспекте при первом упоминании, а в скобках – сокращение в виде начальной буквы или нескольких букв, чтобы в дальнейшем обозначать в тексте конспекта необходимый термин - студент может сэкономить время и за счет использованных условных обозначений – общепринятых и придуманных им самим;

- выделять важные места в своих записях, располагая записи на каждой странице так, чтобы с одного взгляда было ясно, какие идеи или понятия являются основными; чтобы выделить важную часть текста, используйте цвет, обвод, маркер, рисунок и другие известные вам способы.

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Наши рекомендации