Тема 6. Система экономических интересов общества
1. Аудиторная письменная работа (2 – 3 стр.) на тему: «Виды доходов участников хозяйственной деятельности».
В этой работе рекомендуется показать, что долгосрочные и краткосрочные интересы общественного развития неразрывно связаны с образованием и с использованием первичных доходов участников хозяйственной деятельности: заработной платы работников, прибыли предпринимателей, процента в банковской деятельности и арендной платы владельцев недвижимой собственности.
2. Вопросы на сообразительность и тесты о первичных доходах:
2.1. К терминам из левой колонки найдите соответствующее определение из правой колонки:
1. Номинальная заработная плата | А) форма труда, при которой оплачивается количество выработанной продукции; |
2. Тарифная сетка | Б) количество жизненных благ, которое можно купить на денежную заработную плату; |
3. Сдельная заработная плата | В) шкала, определяющая соотношение тарифных ставок различных квалификационных разрядов; |
4. Тарифная ставка | Г) форма оплаты труда, при которой оплачивается отработанное время; |
5. Повременная заработная плата | Д) величина оплаты труда в единицу времени; |
6. Реальная заработная плата | Е) определенная сумма денег, которая выплачивается работнику в соответствии с трудовым договором; |
2.2. Тест о прибыли:
Прибыль:
а) является для предпринимателя побудительным мотивом, который позволяет ему
примириться с хозяйственным риском;
б) представляет для предпринимателя вознаграждение за эффективное ведение хозяйства;
в) стимулирует производство определенных товаров и услуг;
г) является источником личных доходов предпринимателя.
2.3. Расчетная задача о ренте и цене земли:
Допустим, что банк уплачивает вкладчикам 5% годовых, а земельный участок приносит ренту в размере 50 тыс.евро в год. Посчитайте, как изменится цена участка земли, если норма банковского депозитного процента понизится до 2,5%? (Примите во внимание неизменность других факторов, влияющих на цену земли)
2.4. Распоряжение доходами:
Как Вы предпочтете распорядиться свободными (в домашнем хозяйстве) деньгами:
а) поместить на депозитный вклад в коммерческий банк (под процент);
б) приобрести иностранную валюту;
в) купить лотерейные билеты;
г) вложить в покупку недвижимости (земельного участка, жилой квартиры и т.п.);
д) другое, что именно. Обоснуйте свой ответ
3. Дискуссия на тему: «Различия и противоречия в системе экономических интересов участников хозяйственной деятельности»
В целях подготовки к обсуждению студентам предлагается ответить на следующие вопросы:
а) Почему экономические интересы общества подразделяются на два вида: стратегические
(долгосрочные) и тактические (краткосрочные)?
б) Какие виды интересов преимущественно связаны с первичными доходами участников
частной хозяйственной деятельности и с государственными доходами? Имеются ли
противоречия между этими видами доходов?
в) каким образом и почему государственные доходы основаны на использовании части
первичных доходов участников предпринимательской деятельности?
г) каков механизм образования государственного бюджета;
д) как взаимосвязаны интересы участников хозяйственной деятельности в сфере
предпринимательства и государства?
е) какова структура государственного бюджета, направленная на удовлетворение
стратегических и тактических интересов?
4. Налоги и налоговая система(вопросы для сбора, обобщения и подготовки материалов для обсуждения на практическом занятии):
4.1. Что такое государственные налоги, и на какие цели идут эти денежные средства?
4.2. Какие виды налогов платят работающие в экономики граждане, собственники имущества и предприниматели?
4.3. Какую уголовную ответственность несут лица, не уплачивающие налогов?
4.4. Какие криминальные приемы используют владельцы крупных капиталов для сокрытия доходов от налогообложения?
5. Роль государственного бюджета согласовании долгосрочных и краткосрочных интересов общества: анализ статистических данных, представленных в таблице (в процентах к общему объему государственного бюджета страны ):
Год | Услуги органов государственного управления | Оборона и безопасность | Экономические услуги | Здравоохранение | Образование | Социальная защита | |
Россия | 14.6 | 16.4 | 6.8 | 12,7 | 12.2 | 26,0 | |
Германия | 13.3 | 5.8 | 7.2 | 13.6 | 8.9 | 46.9 | |
Великобритания | 10,6 | 11.7 | 6.1 | 16.5 | 12.7 | 35.8 | |
Франция | 13.6 | 6.2 | 5.4 | 13.6 | 11.5 | 42,1 | |
США | 13.2 | 17.4 | 10,1 | 21,0 | 16.9 | 19,0 |
При комментировании статистических данных, студентам следует обратить внимание на следующие вопросы:
а) в каких важнейших направлениях осуществляются текущие и стратегические интересы общества;
б) в какой мере государство через бюджет обеспечивает экономическую безопасность и обороноспособность страны;
в) в какой степени государственно-бюджетное регулирование достигает оптимально
(наилучшее) соотношение стратегических и тактических интересов;
г) каким образом сосредоточение примерно половины национального дохода в бюджете
государства позволяет подчинить его интересам членов общества в целом.
Дальнейшее рассмотрение государственного бюджета в теме 9. «Роль экономики в развитии социальных отношений» позволит выявить дополнительные направления использования национального дохода в интересах значительной части граждан общества.
5. Определение места и роли государственного сектора в национальном хозяйстве:
При обсуждении необходимо выяснить следующие вопросы:
а) что представляет собой государственное предприятие;
б) каковы положительные экономические черты предприятия, находящегося в
государственной собственности и под общим управление государства;
в) каковы недостатки хозяйствования, присущие такому предприятию;
г) какими правами пользуются государственные унитарные предприятия
преимущественно в каких сферах располагаются;
д) кто т как управляет государственным сектором;
е) какую роль выполняет государственный сектор во всем национальном хозяйстве?