Тема 2.4. Рыночные структуры и роль конкуренции в экономическом механизме
Основные понятия: Понятие «монополия», причины их возникновения. Основные формы монополий. Понятие рыночных структур и их типы (совершенная и несовершенная конкуренция). Издержки, их классификация и роль и конкурентном предложении. Роль конкуренции в экономическом механизме. Основные формы и методы конкурентной борьбы. Положительные и отрицательные стороны деятельности монополий. Антимонопольная политика.
2.4.1 .Понятие рыночных структур и их типы (совершенная и несовершенная конкуренция)
В современной экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются.
Конкуре́нция — соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели.
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
- Как степень состязательности на рынке;
- Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
- Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.
Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Требования совершенной конкуренции
- отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
- отсутствие государственных монополии;
- лицензирование отдельных видов деятельности (выпуска и продажи продукции);[
- отсутствие ограничений или запрещений доступа к ресурсам, необходимым для производства товаров и т. д.
Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.
Чисто конкурентные фирмы производят однородный, стандартизированный продукт, поэтому потребителю безразлично, продукцию какой фирмы покупать (сельхозпродукты). Фирма «чистый конкурент» не может воздействовать на цену и выступает как «принимающая цену».
Совершенная (чистая) конкуренция – особая организация рынка, при которой на рынке действует очень большое число самостоятельных, экономически независимых агентов, поставщиков и потребителей,
так, что ни один из них не может существенно влиять или контролировать рыночные цены и объем продаж.
Основные черты:
- Большое число независимых производителей и потребителей данной
продукции. Доля отдельного производителя очень мала.
- Производится стандартизованная продукция, так что потребителю
безразличен ее конкретный производитель.
- Цены складываются исключительно как результат соотношения текущего спроса и предложения. Никто из поставщиков или потребителей не может
- влиять на цену, и все соглашаются с рыночной ценой (прайс-тейкер). Все производители имеют равный доступ к отраслевому сырью, технологиям и информации.
- Возможен свободный вход и выход из отрасли. Нет никаких экономических или организационных ограничений, препятствующих появлению новых фирм или реализации производственных фондов путем их продажи действующим фирмам.
Неценовая конкуренция – реклама, дизайн, качество и т.д. – не имеют смысла, т.к. вся продукция является стандартизованной, продается по одной и той же цене, и, кроме увеличения издержек и потери части прибыли, неценовая конкуренция никакого результата не дает.
Ценовая конкуренция не имеет смысла, так как доля отдельного поставщика очень мала, повышение цены с целью увеличения прибыли приведет к тому, что потребитель просто откажется от более дорогого товара и купит аналогичный товар по стандартной рыночной цене у других поставщиков. Снижение цены не приведет к увеличению объема продажи, т.к. любой объем поставок и без снижения цен данная фирма может продать по стандартной рыночной цене. Кроме того, более низкая цена на стандартный рыночный товар может вызвать недоверие к товару со стороны потребителя.
Следовательно, в условиях совершенной конкуренции борьба за прибыль сводится к снижению издержек и увеличению объема продаж.
Совершенная конкуренция представляет собой идеальную (абстрактную) модель рынка, которая:
1) позволяет проанализировать динамику и механизмы образования прибыли, цен и определить оптимальный объем производства;
2) является базой для анализа и сопоставления реальных рыночных структур с этой идеальной моделью.
В реальной современной рыночной экономике практически нет рынков современной конкуренции.
Рынки, на которых продавцы и покупатели способны воздействовать на цену, называются рынками несовершенной конкуренции. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.
Используемые средства
- демпинговые цены
- создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
- ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
- использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
- распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
- замалчивание важной для потребителя информации
Потери от несовершенной конкуренции